Отклик на статью Сергея Правосудова «Коммунизм: вчера, сегодня, завтра» («ЛР» 24.02.2024)
Коммунизм — это не догма, а движение самой жизни (давно известно). Как это понимать сегодня?
Наука и производство в своем развитии вышли на такой уровень и приняли такой характер, что действительное (а не фиктивное) управление ими возможно лишь самими непосредственными производителями материальных и духовных богатств — трудящимися. Ещё Н.Г. Чернышевский писал, что «различать добросовестный труд от недобросовестного становится всё менее и менее возможным кому бы то ни было, кроме самого трудящегося».
Время барыг и чиновников прошло. С некоторых пор они вовсе не способствуют прогрессу общества, сегодня они ведут человечество в могилу.
«Видим ли мы сегодня прообразы коммунистических отношений?» — спрашивает С. Правосудов.
Не только прообразы, а реально существующие коммуны — например, коммуна Сергея Кургиняна, в которую люди съехались со всей страны; не думаю, что она одна такая в нашем государстве барыг и чиновнической вертикали.
Пойду по порядку…
«Идеи коммунизма мало популярны. Почему?» — задаётся вопросом С. Правосудов.
Не стану рассматривать его, на мой взгляд, неуверенный ответ. Даю свой: потому что мало кто знаком с этими идеями в их подлинном виде, головы соотечественников забиты, главным образом, отдалёнными отголосками научного социализма, зачастую извращающими науку, трактующими основы её по-обывательски вульгарно, поверхностно, глупо и с большой долей несусветных фантазий (за примерами далеко ходить не надо — многочисленные комментарии некоего Марка на форуме этого официального сайта Союза писателей России, эклектически-огромный кругозор которого не даёт ему ни сна, ни покоя).
Цитирую С. Правосудова:
«Коммунизм подразумевает удовлетворение материальных потребностей человека и наличие свободного времени для всестороннего развития личности. В этом тезисе содержатся очевидные противоречия. С одной стороны, современный уровень развития производительных сил теоретически позволяет удовлетворить базовые потребности всего населения планеты. С другой стороны, удовлетворить все материальные потребности каждого человека невозможно, так как потребности всё время растут. Кроме того, в человеке есть не только хорошее (добро), но и плохое (зло). Христианство уже 2 тыс. лет призывает человека поступать хорошо, но зло в мире сохраняется. Священники и психологи изучают природу зла, пытаются с ним бороться, но до победы ещё очень далеко. Как построить коммунизм с людьми, которые склонны к совершению плохих поступков?»
Вовсе не в «этом тезисе», на мой взгляд, содержатся противоречия.
Логическое противоречие — логическое, подчёркиваю! — в самом подходе нашего автора к постановке проблемы. Неразумно рассуждать о высшей фазе коммунизма, когда в действительности обществом не реализована ещё и самая первая стадия его. Когда члены общества не отдают ещё себе отчёта даже в том, чем характеризуется эта самая первая стадия и какой жизненной необходимостью определяется неминуемое её наступление.
Это — как, например, мой дорогой Фрэд заметил по поводу исторической перспективы развития половых отношений:
«…то, что мы можем теперь предположить о формах половых отношений после предстоящего устранения капиталистического производства, отличается преимущественно отрицательным характером, тем, что отпадает. Но что появится нового? Это определится, когда вырастет новое поколение: поколение мужчин, которым никогда в жизни не придётся покупать женщину.., и поколение женщин, которым никогда не придётся отдаваться мужчине из-за каких-либо других побуждений, кроме подлинной любви… Когда эти люди появятся.., они будут сами знать, как им поступать, и сами выработают соответственно этому своё общественное мнение» — !
Вот так, Ф. Энгельсу и в голову не приходило выдумывать и предполагать… Он понимал, что это было бы ненаучно.
Постройте сначала социализм — самую первую стадию коммунизма, а уж люди, нравственность которых разовьётся на её базе, будьте спокойны, и без нас сообразят, как двигаться к следующей фазе по пути к самой высшей (ведь никому не известно, сколько их вообще будет, этих фаз)!
Цитирую: «А что дальше? Человек будет стремиться увеличивать своё благосостояние, следовательно неизбежен новый виток роста неравенства. Как сделать так, чтобы человек ориентировался не только на материальное потребление, но и на интеллектуальное и духовное развитие? Как можно стимулировать взаимопомощь, а не конкуренцию?» — «Ответа на эти вопросы современная левая теория не дает».
Вах-вах-вах-вах!
Не знаю, как насчёт «современной левой теории», дорогой Сергей, а вот касательно действительных основ научного социализма, представленных нам в сочинениях классиков так называемого марксизма, вы заблуждаетесь, — ответы на все ваши вопросы налицо; по-видимому, вы просто плохой ученик — не достаточно серьёзно углублялись в теорию.
Далее.
«Ленин говорил о том, что развитие и самосовершенствование людей должно постепенно привести к отмиранию государства и формировании системы, основанной на самоуправлении», — Сергей Правосудов.
Неправда.
Ленин говорил: «Мы хотим построить социализм с теми людьми, что есть».
Ленин говорил: «Рабочий класс должен разбить, сломать готовую государственную машину, а не ограничиваться простым захватом ее»!
Ленин говорил, что современное буржуазное государство по сАмой сути своей есть капиталистическая машина, оно отмереть не может, оно, как и всяческий паразит, может только увеличиваться в объёме, — его можно только уничтожить!
Ленин говорил, что вместо уничтоженного государства в собственном смысле этого слова трудящиеся должны учредить власть советов, «управление народом посредством самого народа» (К. Маркс), без всякого начальствования и жандармерии, Ленин ввёл научный термин для обозначения этой новой политической формы — полугосударство, суть которого заключается, да, в самоуправлении.
Ленин не мог сказать — это вы утверждаете, — что самоуправление (полугосударство) будет формироваться постепенно, он говорил, что оно учреждается верховной властью трудящихся с сегодня на завтра — «чтобы не потерять завоеванного господства».
Ленин говорил, что на путь отмирания может стать только полугосударство, и оно немедленно начинает отмирать само по себе, не может не отмирать, — не зависимо от того, развиваются люди или остановились в своём развитии!
«Видим ли мы сегодня прообразы коммунистических отношений? Если говорить о механизмах самоуправления и взаимопомощи, то – да. Данные элементы наблюдались в СССР, но были раздавлены бюрократическим государством. Видимо, в условиях враждебного окружения такой путь был неизбежен».
Вот именно, что «видимо», Сергей, что это — видимость, видимость, а не действительность. На самом деле эти элементы были раздавлены не по причине враждебного окружения; враждебность окружения 70-80 годов прошлого века — это ещё вопрос! Кто кому был повраждебнее… Во всяком случае, как мне представляется, причина именно в самом «бюрократическом государстве», в «советской буржуазии», по определению простонародья тех лет, — во власти партийно-правительственной номенклатуры, — господствовавшей над гражданами в своё удовольствие.
Завершаю критический взгляд на заметки Сергея Правосудова «о коммунизме».
На чём ещё стОит остановиться, с моей точки зрения?
Под конец автор затрагивает вопрос о развитии самоуправления за рубежом. Не буду вдаваться в приводимые тонкости, полагаю, он согласится с тем, что по части народовластия западные страны на сегодняшний день — впереди (один пример: года два назад верховное правительство Финляндии тоже заявило о необходимости повышения возраста выхода на пенсию; один только профсоюз работников почты на своей конференции принял резолюцию против, моментально премьер подал в отставку и тема была закрыта!)
Перейду к выводам статьи
«Нужно придумать механизм уравновешивания интересов индивида и общества… — заключает наш автор. — Необходимо создать такую систему, чтобы человек был уверен, что если он не будет нарушать права других, то его жизни и жизням его детей ничего не будет угрожать» (!?)
Автор и не подозревает по причине своего неведения, что основоположниками научного социализма «система» давно «придумана»: чтобы трудящимся ничего не угрожало, достаточно обществу взять в свою собственность производство, — приведу пассаж из Фридриха Энгельса, задумайтесь над ним — это не о какой-то давно прошедшей жизни на Земле, это о нашей, сегодняшней:
«Разрешение основного противоречия капитализма — противоречия между общественным характером производства и частнособственническим присвоением его продуктов — может состоять лишь в том, что общественная природа современных производительных сил будет признана на деле, и что, следовательно, способ производства, присвоения и обмена будет приведён в соответствие с общественным характером средств производства. А это может произойти только таким путём, что общество открыто и не прибегая ни к каким окольным путям возьмёт в своё владение производительные силы, переросшие всякий другой способ управления ими, кроме общественного…
Тем самым общественный характер средств производства и продуктов, который теперь оборачивается против самих производителей и периодически потрясает способ производства и обмена, прокладывая себе путь только как слепо действующий закон природы, насильственно и разрушительно, — этот общественный характер будет тогда использован производителями с полной сознательностью и превратится из причины расстройств и периодических крахов в сильнейший рычаг самого производства.
Это в особенности относится к современным могучим производительным силам. Пока мы упорно отказываемся понимать их природу и характер, — а этому пониманию противятся капиталистический способ производства и его защитники, — до тех пор производительные силы действуют вопреки нам, против нас, до тех пор они властвуют над нами… Когда с современными производительными силами станут обращаться сообразно с их познанной, наконец, природой, общественная анархия в производстве заменится общественно-планомерным регулированием сообразно потребностям как общества в целом, так и каждого его члена в отдельности.
Тогда капиталистический способ присвоения, при котором продукт порабощает сперва производителя, а затем и присвоителя, будет заменён новым способом присвоения продуктов, основанным на самой природе современных средств производства: с одной стороны, прямым общественным присвоением продуктов в качестве средств для поддержания и расширения производства, а с другой — прямым индивидуальным присвоением их в качестве средств к жизни и наслаждению». — !!!
Другого пути просто нет! Других путей неизбежного — объективно неизбежного! — продвижения человечества от низших форм организации общества к высшим никем не открыто!
«Но и в этом случае остаётся вопрос о том, что делать с людьми, которые получают удовольствие от насилия в отношении других людей»! — Завершает автор свой опус, по-моему, бездоказательным и пессимистическим аккордом. Ему, наверное, невдомёк, что В ЭТОМ СЛУЧАЕ — в случае перехода общества к социализму — свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех, и никаких таких фантастических, высосанных из пальца, вопросов нет и быть не может, — Сергей Правосудов, очевидно, ещё не успел ознакомиться с художественно-документальными повестями Антона Макаренко «Флаги на башнях» и «Марш 30-го года», в которых наглядно и убедительно показана практика действительно существовавшего у нас (до 1930 года!) социализма и показан действительно формируемый ею, этой практикой, новый человек.
Александр ТУРЧИН, Владивосток
От редакции: Поизломав немало копий с товарищем Турчиным, мы обсуждали эти же вопросы на бумажных страницах «ЛР» примерно с 2015 года, то есть дискуссия продолжается. Увы, уровень дискуссии в целом снижается (в отсутствие квалифицированных суждений), поэтому и настало время «освежить» понятия. Основной вопрос стоит даже не в трактовках социализма в СССР (о чём мы и спорили, — причём продолжили уже на этом сайте), а в тезаурусных, так сказать, разночтениях, — не случайно А.Турчин называет научным социализмом марксизм-ленинизм, тогда как устоявшимся наименованием данной теории является «научный коммунизм».
Самый финал выявляет авторскую позицию (а мы ведь спорили вообще о существовании социализма в СССР), что 1930-й год был последним годом социализма в СССР. Тут простор для критики. И дело даже не в Макаренко… Критика-то вся верная — Правосудов просто не в теме и пытается к ней приблизиться не на уровне теории, по которой этот самый социализм у нас строили, а на уровне само-ликбеза, базирующегося на гуманитарных науках. Дело это долгое, но именно отклик Турчина и был тут нужен.
Спор намечается, как минимум, четырёхсторонний — его участником будет теперь, наверное, наш постоянный автор Максим Лисицин, поскольку у него, подобные турчинскому, рубежи имеются в историографии СССР. Как минимум две такие точки мы нашли — 1930-й (а как же «год великого перелома» — 1929-й?) и 1956-й, после которого уже не согласно Турчину, а согласно мнению Лисицина, началась политика КПСС чуть ли не стравливающая целые народы (это при Брежневе-то, который и Хрущёва смещал с тактичностью и неуверенностью, достойной лучшего применения, и при котором внутриреспубликанский и внутрисоюзный мир длился более двадцати лет, — этот мир Брежнев передал по наследству, но Горби умудрился и это сломать к 1987-му)…
Об этом косвенно говорит Лисицын в статье, посвящённой украинскому поэту-коммунисту и беспощадному литкритику Василю Симоненко, причём говорит так, что мы ощущаем насущную потребность в педагогическом воздействии на талантливого, но склонного к «заносам», ученика:
….Однако отношение Толстого к народовольцам, Короленко к Ленину все же заслуживает с нашей стороны большего прощения, чем отношение Симоненко к Сталину, поскольку Толстой и народовольцы, Короленко и Ленин, несмотря на разные представления о социальных проблемах, имели перед собой общего врага, врага страшного, врага мерзкого, мечтающего об изнасиловании всего человечества. Они вместе били по русскому самодержавию и в силу этого до поры до времени их противоречия находились в состоянии скрытого конфликта. Симоненко же бил по Сталину в ту эпоху, когда самые передовые общественные силы уже находились у власти, когда критика социализма двадцатого века социализмом начала девятнадцатого века шла только на пользу врагу – мелкобуржуазной бюрократии с фашистскими наклонностями, засевшей в государственном аппарате.
То есть наш спор о том, кончился ли социализм в 1930-м до этапа ударной индустриализации и сплошной коллективизации (на мой взгляд, конечно, нет, — его базис сформирован был только к 1937-му, тому самому), — это вообще детский сад в то время, когда человека вполне владеющего той самой ревтеорией, которой Правосудов не владеет пока (и применяющего её!) заносит громко и с брызгами на прохожих… Уж на что не поклонники романовского царизма (и обличители его систематические!), мы всё же не можем не признать, что в планы Николашки «изнасилование всего человечества» точно не входило, слишком локальным было его правление и узколобыми те самые планы, даже в период Империалистической («славянские братушки» — и вся та внешнеполитическая «славянская вязь» вперемежку с еврейскими погромами у себя дома, которую точно высмеивал в публицистике своей талантливый революционный публицист Троцкий, — в частности в статье «300-летие Дома Романовых»)…
Такие суждения бросают тень на теорию, которая, выходит, годна только для хлёсткой фразы. Масштабы упомянутой мечты — это гитлеровские масштабы, но никак не романовские, будем всё же скромнее в обобщениях. Царизм дружил с монархиями европейских стран до Империалистической, и наверняка продолжил бы дружить потом (как пытаются нынешние косплееры той войны), однако именно война как необходимость капиталистического, империалистического этапа бытия Империи, — и уничтожила авторитет Николая, а с ним и дружбу монархий. После отречения от престола его даже родственные Виндзоры не хотели спасать в статусе гражданина из России, он был куда нужнее и спокойнее для них в виде иконы «невинноубиеннаго» теми, кого до революции отправлял сотнями тысяч на убой.
И ещё «заносик» — про партийную бюрократию. Можно и даже нужно прислушиваться к суждениям Мао в момент каминг-аута Хрущёва, который был не просто исполнителем, а инициатором московских внутрипартийных и армейских репрессий (списки составлял он и именно ему написал Сталин прямо на одном из списков «Никита, уймись»), — в момент отрешения Хрущёвым той своей роли лакея 1930-х, чтобы всю ответственность взвались на «Хозяина». Однако нельзя абсолютизировать оценки Мао, очень плохо знакомого с нашей вполне сформировавшейся, но не осознавшей себя отдельной стратой внутри общества партбюрократией (и роль её не стоит переоценивать, и тем более приписывать какую-то особую идеологию ей — являясь частью общества, она конечно была так же далека от фашизма, как и когда воевала с ним в составе всего общества)…
В общем, вы поняли, товарищ Турчин, как важен был сейчас ваш ответ Правосудову, — при всём нашем плюрализме оценок и самого «бытия» социализма в СССР (помню, вы его вообще отрицали, утверждая что это был госкапитализм). Нам теперь есть, кого воспитывать, а не только ломать немолодыми руками древние наши копья…
Д.Ч.
***Коммунизм подразумевает удовлетворение материальных потребностей человека и наличие свободного времени для всестороннего развития личности. ***
Даешь по новой коммунистический маразм!
В нашей мать ее Европе, уже не первый десяток лет выплачивают пособия тем, кто просто не хочет работать. Немцы говорят так — мы согласны платить тем, кто не хочет работать чтобы они нам не мешали зарабатывать много. Финны имеют массовое народное движение лентяев которые через 8 месяцев работы «ее теряют» по причине поиска более хорошей. Которую конечно не находят, но зато сразу получат выплаты от профсоюза. И развиваются всесторонне с закуской и баней так, что скоро перестанут плодится. Все кто сидит на социале в итоге деградируют. И если рожают случайно летей, то таких же унылых дегенератов.
Коммунисты балбесы известные.
Им же в голову не придет опыт поставить — посадить на условия полного удовлетворения материальных потребностей хотя бы тысячу человек. Так, что бы случайно и по жребию найти. Дать им лет 20-50 пожить в условиях где все есть и «поразвиваться». А после пустить туда журналистов со всего мира и опубликовать честные результаты. После чего принять закон о внесении коммунистической маркситской идеологии в список тяжелейших экологических преступлений против человечества. После чего ловить и судить всех марксистов без срока давности — наравне с нацистскими преступниками.
Для тех у кого мозг не заражен марксизмом…
Есть куча учебников по биологии и этологии. Есть теперь масса инфы в сети, где все опыты «коммунизма» были аккуратно поставлены на животных. Была доступна халявная еда и полная безопасность. Развивайся сколько угодно. Опыты проводили многократно и всегда в 100% случаев получали только фатальные результаты. С итоговым вымиранием популяции живших в таких условиях. Одним из самых наглядный был опыт «Вселенная-25». Нам об этих опытах препод в универе говорил в узком кругу лично — с глазу на глаз. Публиковать подобное в печати СССР конечно тем более не позволяли.
ps
Родители предоставлявшие своим детям все + время и свободу всесторонне развиваться, обычно получают на выходе лишь эгоистов, тунеядцев, преступников и наркоманов. Марксисты всегда мечтали сотворить это со всей Россией.
смешной и наивный Марк — «на условия полного удовлетворения материальных потребностей хотя бы тысячу человек» — были в СССР насильственно, ТОТОлитОрррно! посажены миллионы, а не тысячи, и они дали не просто стране, а всему миру такую культуру, науку — которую ваши акционерные общества (буржуи) ни веком ранее, ни веком позже не давали — вот такие балбесы, и действительно известные — Келдыш, например…
поняли, на что я намекаю? учёным были созданы такие условия — и они обогащали всё социалистическое общество! они открывали «голубую кровь», а ранее само переливание крови («голодранцы! маргиналы! гоп-стоп! уркаганы! обманщики! лжецы!»- вот один такой маргинал, по убеждениям эсэр, который с самим Лениным обстоятельно теоретически спорил — на своём опыте открыл переливание крови, группы крови и т.д. — Богданов его фамилия, поныне Институт переливания крови носит его имя, — по вузовскому образованию обязаны знать)
Не хочу читать Турчина:
— Насколько знаю его, он демагог без логики в голове.
Если прочитаю — дам отзыв.
Ну и дурак же ты, Коля, — разве порядочные люди делают такие заявления голословно?!
***Ну и дурак же ты, Коля, — разве порядочные люди делают такие заявления голословно?!***
Разумеется «порядочные люди» могут только хамить всем подряд, как Турчин — порядочнейший, так сказать, человек.
Спасибо, Иосиф Абдурахманович, за внимание.
Однако, что же, вы не понимаете, что голословно (бездоказательно) навешивать ярлык — это непорядочно?
г. Турчин, непорядочно человека дураком называть. Постоянно хамить всем подряд — тоже непорядочно. Вы хамите постоянно. Например, здесь https://litrussia.su/2024/08/08/russkij-mir-kak-kosmos-navsegda/ под подборкой стихотворений моего старого друга, вы сначала присоединились к моему поздравлению, адресованному мной — моему другу, а чуть ниже обхамили его самыми мерзкими словами, на которые способны только вы и ещё небольшая кучка анонимов с собачьими кличками. Так что прежде, чем говорить о порядочности, научитесь вести диалог в рамках приличий. Научитесь не оскорблять людей, о которых вы не имеете ни малейшего представления.
Да и знакомых оскорблять тоже нельзя. Как, например, вы, походя, оскорбили человека, которого через много лет после его ухода из жизни, назвали своим собутыльником. Но вы оскорбили его не только этим. Оскорбили своим очевидным враньём: якобы он вам говорил: «Саша, давай пошлём твои книжки Ганичеву — и через месяц, без всяких рекомендаций, членский билет Союза писателей России у тебя в кармане. Ганичев — мой друг!». — Так и не смог склонить меня к этому постыдному акту).» Конец цитаты из вашего позорного вранья. В своём вранье вы и Ганичева, тоже давно ушедшего из жизни, оскорбили и Союз писателей России.
В чём враньё и в чём оскорбление? В том, что за всю историю СП СССР и СПР ни один человек не был принят «без всяких рекомендаций». Без изданных книг принимали. Было. Но именно по РЕКОМЕНДАЦИЯМ от очень серьёзных писателей. А вы мало того, что наврали, так ещё в своём вранье привели фамилию, имя, отчество и должность человека давно ушедшего из жизни, то есть посмертно измазали его своим враньём. И этим же враньём и тоже посмертно измазали Ганичева. А про СПР не говорю. Его измазать у вас не получится.
Вы так и не ответили, Иосиф Абдурахманович, порядочно или не порядочно, по-вашему, бездоказательно навешивать ярлыки.
Если ответите, тогда и я с удовольствием изложу своё мнение, в чём вы не правы в своей претензии ко мне по другу-поэту, — не люблю, когда игра идёт в одни ворота.
Ну а уж где, с кем и как вести себя, дорогой… — Прекрасно обойдусь и без ваших нравоучений.
С наилучшими пожеланиями!
С буквы «г», г. Турчин, начинается не только слово «господа». А то слово, которое абсолютно точно и полностью характеризует ваше хамское поведение в сети. Видимо, старость к вам пришла, отдельно от разума. Да и был ли он? Если судить по вашим диким и жутким репликам типа «Ещё раз дурак, — ничего я тебе не обещал, я смеялся, умирал от смеха, ты не понял» не было никогда. И закончу понятным вам словечком, позаимствованным из вашего убого лексикона: ферштейн? Можете отвечать, можете не отвечать. Впредь на любое ваше словесное дерьмо с моей стороны – полный игнор.
Спасибо, что не убили!
Однако я вовсе и не просил вас со мной разговаривать, сами прицепились.
Бывайте здоровы, дорогой Иосиф!
«Да не будьте мрачными и хмурыми!» Побольше юмору!
Турчину:
— Я уже несколько разписал, что Турчин многословен, пишет не по делу, у него нет конкретики.
Турчин публично в отзыве обещал писать кратко и по делу.
Так что мой коммент — не голословный.
Ещё раз дурак, — ничего я тебе не обещал, я смеялся, умирал от смеха, ты не понял.
Ты докажи, что нет конкретики, тогда будет не голословно.
***Ещё раз дурак, — ничего я тебе не обещал, я смеялся, умирал от смеха, ты не понял.
Ты докажи, что нет конкретики, тогда будет не голословно.***
г. Турчин, и по сути, и по форме вы ведёте себя как базарная баба, вы как-то определитесь, где вы находитесь и что делаете? Торгуете семечками на базаре или ведёте дискуссию на сайте литературного издания?
«Господа все в Париже», Иосиф Абдурахманович.
Ленин говорил: «Мы хотим построить социализм с теми людьми, что есть».
Ленин говорил: «Рабочий класс должен разбить, сломать готовую государственную машину, а не ограничиваться простым захватом ее»! ////// Ну, почему и как Ленин так точно и пронзительно выражает мои чувства и эмоции конкретными и простыми словами?!
***почему и как Ленин так точно и пронзительно выражает мои чувства и эмоции***
Вам нравится то, что говорил человек санкционировавший расстрел детей? Изменник родины, иноагент, русофоб и провокатор. 100% идеологический диверсант, ненавидевший нашу страну и ее народ. Именно поэтому он в крестьянской стране не пустил крестьян к власти. Обещал им землю и в итоге отнял ее. Обещал счастье, а в итоге разрушил страну и спровоцировал последующий голодомор.
зы
Тот кто любит, тот не может разрушать и уродовать. Любовь это созидание.
А Ленин это ненависть и кровь.