Южноамериканский континент продолжает оставаться единственной территорией хороших новостей. В подбрюшье у Аргентины эпохи Милея, наконец, завелась “красная зараза”. Прошедший ноябрь отпечатался в истории долгожданной победой левого учителя истории от Frente Amplio в одной из самых небольших стран Латинской Америки.
Уругвай, территориально зажатый между Аргентиной и Бразилией, имеет богатую историю. Если вспомните хрестоматийный шедевр Коста-Гавраса «Осадное положение», то это именно о 1970-х революционных годах в этой стране. А прототипом одного из главных героев является уругвайский политик и экс-президент Хосе Мухико, известный по всей Латинской Америке по своей подпольной кличке «Пепе» Мухико.
Отдадим должное Мухике, — «самый бедный президент» (известный тем, что отказывался от большей части президентской зарплаты и ездил на городском транспорте) не держался за власть, вместо этого подготавливая своих приемников. Одним из которых и является Ямандо Орси, который 24 ноября обошел своего соперника, правого политика из «Национальной партии» Альваро Дельгадо и выиграл напряжённую гонку, став третьим левым президентом в истории Уругвая.
По данным Избирательного суда, Яманду Орси победил с 52,1% голосов против Альваро Дельгадо с 47,9% голосов (подсчитано 99% голосов). Орси сменит действующего президента Луиса Лакалье Поу из консервативной Национальной партии 1 марта 2025 года.
Итак, победа Орси знаменует собой возвращение к власти Широкого фронта, коалиции левоцентристских партий, которые правили Уругваем в течение 15 лет, с 2005 по 2020 год.
57-летний Яманду Рамон Антонио Орси Мартинес родился в рабочей семье — его мать швея, отец — фермер, в сельской местности, в департаменте Канелонес. Он заинтересовался левой политикой еще в подростковом возрасте, примерно в то время, когда Уругвай выходил из своей гражданско-военной диктатуры (1973–1985). Во время диктатуры, привлеченный такими фигурами, как Че Гевара, он начал проявлять интерес к политике, к большому огорчению своих родителей. Пережив точку кипения в период возрождения демократии в 1985 году, Орси начал активно участвовать в акциях, мероприятиях и кампаниях Широкого фронта.
Незадолго до своего вступления в 1989 году в Движение народного участия (MPP), созданное в том же году «Пепе» Мухикой и другими бывшими партизанами Национально-освободительного движения Тупамарос, он начал карьеру в области международных отношений, которую через месяц сменил на преподавание истории. Ямандо Орси много лет проработал учителем истории в средней школе. С 2015 по 2024 гг. Яманду Орси два срока занимал пост мэра Канелонеса (2015–2020, 2020–2024), второго по численности населения департамента Уругвая.
Широкий фронт (FА) выиграл второй тур в Уругвае, и с его возвращением к власти Латинская Америка все ещё смещается влево, несмотря на тотальный правый реванш.
Алёна АГЕЕВА
От редакции: «Невелика победа — да наша!», как говорил в таких случаях товарищ Сталин (он говорил о машине «Победа», если кто-то не слышал этого вполне официального анекдота). Конечно, Уругвай это на фоне той же Бразилии в чисто пространственном аспекте — ну, что-то вроде Белоруссии на фоне РФ. Ничего не меняет, однако морально обнадёживает прогрессивное человечество в его фракциях. И если до сих пор, памятуя взятое Зюгановым на вооружение выражение «маятник качнулся влево», маятник латиноамериканских политических тенденций шёл всё время только вправо (причём отчасти даже в Венесуэле, которую мы в боевых нулевых считали уже сбывшимся «социализмом 21 века»), то теперь, как минимум, где-то около серединки он остановился… Не остановился, конечно, — он никогда не останавливается.
Что это может значить в перспективе, сложно говорить. Нужно увидеть первые шаги Орси. Ибо ему есть, у кого учиться и чьё дело продолжать. Так как борьба с североамериканским империализмом, носившая на южном континенте разные формы, от высадки Че в Боливии, полувековой партизанской войны РВСК (АН) в Колумбии и сапатистов в Мексике — до выборных баталий тех же партизан, переодевшихся в костюмы (вновь Колумбия, а так же победа Эво Моралеса и Уго Чавеса на президентских выборах), — не утихает ни на миг. В ней нет страны-лидера, в этой борьбе с «северным опекуном», нет и лидера в плане личности, однако если мечта-программа Че воплотится полностью, и «Вьетнамов» будет сразу штук пять в Южной Америке, то мировая политика изменится очень сильно.
США не потянут столько «курировать». Собственно, эту свою идею Че Гевара и отправился воплощать туда, где проезжал молодым на мотоцикле с товарищем, и где в итоге погиб в 1967-м, — в Боливию… Но идеи его живут и отвоёвывают пространство постепенно.
Ждём новостей и аналитики нашей уже постоянной южной колумнистки!
Д.Ч.