Все мальчишки старше сорока лет в детстве по много раз, пока хватало карманных денег, выделенных на завтраки, бегали в кинотеатры, чтобы посмотреть там фильмы «Сокровище Серебряного озера» или «Виннету – вождь апачей». Это были совместные работы Западной Германии, Югославии и Франции, но больше всего в них участвовали немцы.
Игрушечные индейцы и ковбои были тоже чем-то фантастическим и почти недоступным, потому что их невозможно было купить в магазинах. Кто бы мог подумать, что самый лучший и самый романтический Дикий запад создали не в Соединенных Штатах, а в Германии. Там им заболели на рубеже 19 и 20 веков, когда безумно популярными стали романы Карла Мая о приключениях индейца Виннету и его друга по имени Олд Разящая рука — Олд Шаттерхенд. В этих книгах так красочно описан мир Дикого Запада, что казалось, будто Карл Май провел там как минимум несколько лет своей жизни, но сам автор никогда там не был.
Он происходил из бедной семьи и в пору юношества вообще не вылезал из тюрем, куда попадал за мелкие кражи и мошенничество. Его биография пестрит такими событиями: украл шесть свечей, задержан, отсидел шесть недель, задержан в Чехии за бродяжничество, выдал себя за сына плантатора с Мартиники, опознан и посажен на четыре года.
Уже первая его книга про вождя апачей Виннету «Сын охотника на медведей», вышедшая в 1887 году, навсегда поставила Карла Мая в число классиков приключенческого жанра, в одном ряду с Луи Буссенаром и капитаном Майном Ридом.
А тогда на волне этого умопомешательства владелец одной лесопилки задумался о том, что он слишком нерационально использует побочный продукт своего производства – опилки. И вот тогда ему пришла идея формовать опилки при помощи смол в фигурки. Эти фигурки из опилок сейчас очень редкие. Самой легендарной фирмой, сумевшей пережить все испытания 20-го века, стала фирма Хаузер, названная так по фамилии двух братьев Отто и Макса Хаузеров. Как-то папа подарил им фабрику игрушек, располагавшуюся в небольшом городке Людвигсбурге близ Штутгарта.
Несколько лет братья искали себя, прежде чем решили делать солдатиков, причем, самых лучших. Но для этого им надо было заполучить самый лучший композитный материал той поры под названием «Эластолин». Они купили австрийскую компанию, владевшую правами на «эластолин».
Первые индейцы и ковбои, выпущенные под этой маркой, появились в начале 1920-х. Они были просто гигантскими — высотой в 11 сантиметров. Через десять лет фигурки уменьшили до семи с половиной сантиметров и этот масштаб стал классическим до наших дней.
В 30-е, после того, как к власти в Германии пришли фашисты, Хаузер следуя веяниям времени, приступил к выпуску фигурок солдат вермахта и даже нацистских вождей. Фабрика продолжала работать до 1944-года, пока авианалёты союзной авиации не превратили её в пыль.
После войны производство возобновилось. В конце 50-х фирма перешла на пластик. А в 1962-м вышел фильм «Сокровища Серебряного озера» по книге Карла Мая. Он пользовался громадной популярностью по всей Европе и стал началом серии фильмов о Виннету. Эту роль исполнил французский актёр Пьер Брис. С той поры представить себе Виннету как-то иначе было невозможно. Самый лучший индеец западной Европы – француз.
А вот в Восточной Европе самым лучшим индейцем оказался югослав Гойко Митич. Он сыграет и в первом фильме о Виннету, а потом станет легендарным героем Дикого Запада, снятого в социалистических странах.
В ФРГ под маркой «эластолин» вышла серия фигурок, сделанная по фильмам о Виннету. Его самого скопировали с Пьера Бриса. Его друга Олд Шаттерхенда сыграл американский актер Лекс Баркер. Когда-то он прославился ролью Тарзана, заменив самого Джонни Вайсмюллера. Высокий белокурый атлет, воевавший во Вторую мировую в Италии с фашистами. Фигурку Олд Шаттерхенда, то есть Лекса Баркера «эластолин» тоже выпустил.
Баркера не стало в 1973-м, ему было всего 54, Пьер Брис дожил до глубокой старости, но и тот, и другой остались вечно молодыми в немецких фигурках.
Порой в каталогах, где собраны изображения всех фигурок, выпускавшихся в Германии на протяжении сотни лет, возле каких-то стоит цена 20 евро или 100, но возле некоторых – прочерк. Просто их давно уже никто не продавал, и никто не знает, сколько они могут стоить. Ведь каждая вещь стоит столько, сколько за нее готовы предложить.
В фильмах об индейце Виннету и его друге Олд Шаттерхенде было написано, что они поставлены по романам Карла Мая, то есть в Советском Союзе знали о том, что такой автор был. Но его книги долгое время были под запретом. Пару романов напечатали до революции, один — о Виннету вышел на русском в Тарту в середине 1930-х годов, когда Эстония еще не вошла в состав СССР, и это все.
Почему так вышло? Наверное, дело в том, что у Карла Мая в детские и юношеские годы был жаркий поклонник — Адольф Гитлер. Он вообще черпал силы в произведениях Карла Мая и читал их в самые трудные периоды Второй мировой войны.
В 1943-м после разгрома фашистов под Сталинградом, когда стало ясно, что Советский Союз наконец-то переломил ход Второй мировой войны, он даже приказал напечатать роман «Виннету» тиражом в 300 тысяч экземпляров и раздать его солдатам Вермахта, чтобы они учились у героев этой книги стойкости и мужеству. Но разве кто-то мог победить тех, кого воспитывали на книге «Как закалялась сталь»?
Однако для Карла Мая это была черная метка. Разве могли в Советском Союзе допустить издание книжки, которую в 3-м Рейхе напечатали специально для своих солдат, хоть эта книга и про благородного индейца?
Поэтому романы о Виннету пришли к нам только в 1990-е. На 100 лет позже своего появления на языке оригинала и было уже слишком поздно, чтобы увлечение Диким Западом превратилось в умопомешательство, как в свое время в Германии. В 90-е мы и так жили в Диком Западе, еще более диком, чем описанный Карлом Маем.
Индейцев делали и в Западной и в Восточной Германии. Мало кто знает, но у всех фигурок из ГДР есть имена: Сидящий Бык, Токей Ито, Вамсутта, Дэви Крокетт или убийца Пауни. Их взяли либо из книг, либо из фильмов, либо у них были прототипы в реальности, то есть реальные люди.
Легенда гласит, что эти имена дал фигуркам один из самых известных немецких коллекционеров Юрген Шулер уже после того, как Западная Германия поглотила Восточную и ГДР исчезла с карт мира. В ту пору он решил систематизировать информацию о тех фигурках, что выпускались в ГДР с 1959-го по 1990-й год, и составил каталог, куда включил все фигурки, которые ему удалось раздобыть на тот момент. Для красочности он и дал каждой из них имена. Надо заметить, что этот каталог иногда пополняется, потому что всплывают какие-то неведомые раньше фигурки. В последней официальной версии их 134.
Сейчас большинство фигурок ГДР можно купить в интернете. Лет 40-50 назад, когда они выпускались, в Советском Союзе их купить в магазинах было невозможно. По одной из легенд подобные фигурки якобы продавались в московском магазине «Лейпциг», но я не встречал никого, кто купил бы их там. По выходным возле магазина разворачивалась толкучка, на которой в середине 1980-х пешую фигурку индейца или ковбоя можно было достать за 3, а всадника за 5 рублей. Их привозили прямиком из ГДР, где одна фигурка стоила от 95 пфеннигов до 2-х марок, набор — 13-15 марок.
Сперва в ГДР фигурки делали из композита, как и в соседней Западной Германии. Но когда там на рубеже 50-х — 60-х годов перешли на пластик, в Восточной Германии стали осваивать резину. Причем, в производстве использовались остатки резины, которая шла на изготовление кукол, поэтому у них была копеечная себестоимость.
В ГДР по примеру Западного соседа тоже стали снимать фильмы про индейцев, но так как использовать романы Карла Мая было нельзя, основой для первого вестерна киностудии ДЕФА «Сыновья Большой Медведицы» выбрали цикл романов писательницы из ГДР Лизелотты Вельскопф-Генрих. Ее книги печатались в Советском Союзе в культовой серии, получившей среди коллекционеров название «рамка» за узоры на обложке.
Главную роль в фильме исполнил югослав Гойко Митич. После этого он стал самым узнаваемым, да можно сказать единственным индейцем Социалистического блока, и впоследствии снялся во множестве вестернов, сценарии для которых писали уже по книгам Майн Рида или Фенимора Купера.
Интересно, что фильмы с Гойко Митичем нравились настоящим индейцам куда как больше, нежели продукция Голливуда, потому что в социалистических вестернах индейцы были настоящими: благородными, смелыми и красивыми, а бледнолицые – алчными. В американских фильмах все было наоборот. К примеру, Ульзана в исполнении Гойко Митича – благородный вождь апачей, а в американском фильме под названием «Рейд Ульзаны» этот индеец изображен кровожадным убийцей. Сами индейцы удивлялись, как в далекой-далекой Восточной Европе люди смогли показать их так правдоподобно?
Существует даже легенда, будто последнее в истории восстание индейцев, которое вспыхнуло в 1973-м в резервации Вундед-Ни, что в переводе означает «Раненое колено», произошло именно после того, как местные власти разрешили показать там фильм «Сыновья Большой Медведицы». И якобы после этого американские власти объявили случившееся «провокацией КГБ и Штази», а Гойко Митичу запретили въезд в США.
Он играл Чингачгука, Текумзе, Ульзану. Имена эти были на слуху, поэтому Юрген Шуллер, дал их фигуркам в ГДР. Теоретически все они должны были походить на Гойко Митича, как после выхода фильма «Сокровища Серебряного озера» под маркой «эластолин» в соседней Западной Германии делали фигурку Виннету исключительно похожей на актера Пьера Бриса, сыгравшего в этом фильме главную роль.
Однако фигурки ГДР лишь отдаленно напоминают югославского актера, потому что их делали не по Гойко Митичу и выпустили раньше, чем они получили свои имена. То же самое и с остальными фигурками. Взять хотя бы фигурку бандита Башана из германо-югославского вестерна «Белые волки», вышедшего на экраны в 1969 году, где эту роль сыграл чехословацкий актер Милан Яблонский. Фигурка на него совершенно не похожа.
Похоже, Юрген Шуллер брал имена буквально с потолка. Разберем это на примере Дэви Крокетта.
По позе это типичный охотник или разведчик, который приложив ладонь ко лбу, прикрывает глаза и что-то высматривает вдали. От остальных его отличают разве что штаны, которые у нас назывались галифе, по имени, придумавшего их, французского генерала. Они выглядят нефункционально, но на самом деле таким образом генерал Галифе скрывал свои не очень прямые ноги.
Но то, что Дэви Крокетт из ГДР в этих штанах – это исторический анахронизм. Он не мог их носить. Он погиб раньше, чем появились такие штаны. Они вошли в моду сперва у женщин в 80-х годах 19 века, а в начале 20-го – у мужчин, в Красной армии их носили и в Великую Отечественную.
Настоящий Дэви Крокетт родился в конце 18 века в штате Теннесси, который тогда был фронтиром, то есть пограничной территорией, самым настоящим Диким Западом. Его называли «Королем Дикого фронтира». Он вошел в американский фольклор и про него до сих пор рассказывают разные небылицы, будто он мог с 40 метров попасть из мушкета в лезвие топора так, что пуля разделялась ровно на две половинки. И пусть доказано, что в реальности это невозможно, но все равно настоящий Дэви Крокетт чем-то похож на смелого и благородного Нати Бампо из пенталогии Фенимора Купера.
Крокет как-то даже стал депутатом и представлял штат Теннесси в Нижней палате парламента, но пробыл там один срок, потом отправился в Техас, где шли жаркие события. Все это официально называется Война за независимость Техаса и считается, будто техасцы воевали за свою свободу с мексиканцами, которым Техас принадлежал в ту пору.
В реальности все, конечно, совсем было не так. Североамериканские штаты провели двухходовку, чтобы завладеть Техасом. Сперва они подбивали техасцев к восстанию, официально в конфликт не вмешивались, но подкидывали оружие и вербовали тысячи волонтеров на эту войну, вроде экс-депутата Нижней Палаты Конгресса Деви Крокетта по прозвищу «Король Дикого фронтира».
Пусть мексиканцы никогда не признавали независимость Техаса, но штатам на это было наплевать. Они провозгласили, что признают Республику Техас, а потом просто аннексировали эту территорию, объясняя это тем, что они обязаны защитить местных жителей, которым постоянно угрожают мексиканцы.
Война в Техасе для Дэви Крокетта была последней. На свою беду он оказался в форте Аламо. Мексиканцы взяли его штурмом и перебили всех защитников, в числе которых и был Крокетт.
Солдатик Деви Крокетта должен быть в коричневой куртке с бахромой, в лохматой шапке из скунса с хвостом, спускающимся на плечи, и мушкетом, как и положено трапперу (зверолову, охотнику за пушниной). Но во всей линейке фигурок, выпускавшихся в ГДР, нет ни одной сколько-нибудь похожей на настоящего траппера.
Что касается индейцев, они более близки к оригиналам, чем ковбои. Правда и сведений о них гораздо меньше. Но зато по фигуркам из ГДР интересно изучать историю Дикого Запада, потому что там есть и индеец с жутким именем Убийца Пауни — вождь одного из племен сиу, который дрался против американцев вместе с южными шайенами. Есть там и Сидящий бык, который возглавлял индейскую армию, разбившую в июне 1876-го отряд генерала Кастера на реке Литтл-Биг-Хорн. И эта битва стала самой великой победой индейцев над американцами.
В ГДР делали лодки, плоты, зверей, форты, салуны. Это был целый игрушечный мир: Дикий запад Восточного блока. В какие-то дни на разных фабриках выпускалось до 10 тысяч таких фигурок, которые расходились по всему соцлагерю.
Некоторые из них встречаются часто и до сих пор стоят недорого, рублей 200. Другие очень редкие. Одна из фигурок фирмы Георга Блехтшмидта как-то ушла на аукционе больше чем за тысячу евро.
Наиболее дорогие из серийных фигурок производились на фабрике Артура Риделера, сокращенно АРИ. Они довольно аляповаты и из-за своих округлых форм получили прозвище «толстяки». Но из-за того, что их перестали выпускать в начале 70-х, стоят они дорого.
История индейцев из ГДР закончилась вместе с историей страны, когда ее поглотила Западная Германия. БОльшая часть производства в Восточной — была обанкрочена. В том числе на свалку пошло и оборудование, на котором делали индейцев и ковбоев. Что касается уже объединённой Германии, последними всплесками активности были линейки фирм Шляйх и Биллиленд, выходившие в нулевые годы.
Они прекрасны. Они идеальны. Таких бы сотню. Но серия была совсем маленькой. Полтора десятка фигурок. У Шляйх вместо ковбоев – поселенцы. Они не дерутся с индейцами. Они мирно с ними сосуществуют.
Никакого разговора уж не было о том, чтобы выпустить фигурки американской кавалерии, с которой собственно и дрались индейцы. Якобы, они развивают в детях агрессию, а Западный мир сейчас толерантен, но то, что там творится как-то совсем не привлекает. С десяток лет назад перестали выпускать и этих индейцев. Их заменили герои многочисленных дебильных фэнтези и комиксов «Марвел».
Но у нас тех легендарных индейцев из ГДР продолжают любить и собирать мальчишки советской поры. Передают коллекции своим детям, а те своим. В фигурках индейцев мы видим верность данному слову, справедливость и стремление к свободе. Видим в них и страшный многомиллионный геноцид индейцев, который совершили англосаксы на их континенте. А у нас ведь, если что полюбят, так это навсегда.
Александр МАРКОВ