На днях читал книгу Юрия Полякова «Совдетство 2». Дошел до эпизода, в котором главный герой, а это сам автор, читает наизусть на уроке отрывок из стихотворения Н. Некрасова «На Волге». Проговорив несколько строк, подросток умолкает. Класс настороженно внимает, учительница пытается подсказать текст. А он замолчал потому, что несколько лет подряд проводил каникулы на берегу великой реки и, от нахлынувших воспоминаний об этом счастливом времени, у него перехватило горло и подступили слезы.
С прочтением этого стихотворения и у меня произошел любопытный случай. Мы с Поляковым ровесники и Некрасова проходили в одном возрасте. Родившись на Волге, к нашей матушке-реке я питал особые чувства. К тому же, в младших классах я занимался декламацией и, выйдя к доске, от волнения во все горло прокричал: «О, Волга!.. Колыбель моя!». Одноклассники от неожиданности принялись хохотать. Как и Поляков, я замолчал и, смутившись, без лишней патетики дочитал произведение.
Почему воспоминание о реке двух незнакомых мальчишек так серьезно сбило их с толку? Что кроется за этим громадным объемом пресной воды, стекающей по русской равнине? Какой сакральный смысл несет река по бесконечным просторам нашей родины?
Мы все знаем, что в Волгу впадают две крупные реки Ока и Кама. Причем Кама в месте впадения в Волгу в несколько раз шире. И по всем гидрографическим правилам Волга должна быть притоком. Но этого не случилось, потому что вся история нашего государства неразрывно связана с Волгой. Именно здесь от верховьев до нижнего течения формировалась Великая Русь.
После завоевания Иваном Грозным Казани страна обрела внутреннюю водную артерию, связавшую северные территории с южными, преодолела княжескую раздробленность и стала единим государством.
Волга – тот рубеж, который в сознании русского человека должен оставаться незыблемым.
За «Волгой для нас земли нет!» — знали солдаты Великой Отечественной войны. Сталинградская битва переломила хребет фашистским полчищам. Мировая цивилизация отсюда начала свое оздоровление.
К какой сфере нашей жизни не обратишься, без волжского следа не обойтись. Река особое место занимает в культуре нашего народа. Стержень нашей истории идет по руслу Волги. Отсюда такой богатый пласт фольклорного творчества, родившийся на ее берегах. Легенды и песни, сложенные под ее влиянием, не уходят из народной памяти.
Не только население России, но и некоторые другие народы, такие как венгры, болгары, тоже обязаны ей своим происхождением. Столица Хазарского каганата была расположена в ее нижнем течении… Трудно перечислить все судьбоносные для человечества вехи, связанные с Волгой.
Сравнив мальчишеские впечатления и сегодняшнее зрелое понимание объединяющего значение Великой реки, невольно прихожу к мысли, что географические, исторические и геополитические связи в народном сознании неразрывны.
Владимир ЕРЁМЕНКО