Невольно стал свидетелем разговора в электричке двух хорошо одетых, благополучных и явно до этого незнакомых собеседниц. Они благодушно обсуждали изменение в расписании и вдруг одна задала неожиданный вопрос.
– Как вы относитесь к происходящему на Украине?
После некоторой паузы я услышал.
– Считаю это необходимостью. Я не хочу прятаться с моими внуками по щелям от сброшенной грязной атомной бомбы.
– А вот у меня другое мнение, – с вызовом парировала собеседница.
– Ваше мнение меня не интересует. И мы больше с вами разговаривать не будем, – спокойно и твёрдо ответила женщина.
Недавно услышал другую историю. Встретились два друга. Один после объявления спецоперации тут же выехал в Ташкент и продолжал работать в своей фирме на удалёнке. Когда узнал, что мобилизация закончилась, выждал пару недель, думая, что это ловушка, и вернулся на родину. Второй приятель никуда не бегал, решив для себя, что если придёт повестка, то прятаться не будет.
Беглец бодро рассказывал о своём житье в средней Азии, сбиваясь на то, что он по людям стрелять не нанимался. Товарищ его слушал безучастно, размышляя о том, что, не попав под мобилизацию, осуждать других не имеет право.
Разговор не клеился и, скорее всего, давняя дружба бесследно испарилась под напором обстоятельств.
Мои два племянника со школьных лет были участниками военно-спортивных лагерей. Выросли крепкими и сильными, искренне любящими свою страну. Устраивал их туда священник отец Михаил Васильев. Недавно он погиб на Украине от разрыва американской ракеты. Остались сиротами пять детей. Один из них – Дмитрий – дружит с моими племянниками.
Протоиерей Михаил Васильев был необычайно красивым и статным человеком. Почти двадцать лет он окормлял войска ВДВ, был настоятелем патриаршего подворья при штабе РСВН, храма великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца во Власихе под Москвой.
Энергичный, бескомпромиссный настоятель был потрясающе образован. Окончил философский факультет МГУ им. Ломоносова и аспирантуру, Высшие курсы Академии Генштаба ВС РФ. Его называли десантным батюшкой. Он побывал почти во всех горячих точках. Прыгал с парашютом, приземлялся в горящем вертолёте во время боевых действий.
Как-то во время Чеченской кампании ему с бойцами предстояло пройти через минное поле. Он пошёл впереди и молился. Никто не погиб.
Теперь нам предстоит молиться за упокой его души. Отпел Отца Михаила в Храме Христа Спасителя Патриарх Всея Руси Кирилл. Похоронен раб Божий на территории храма во Власихе, где он был настоятелем.
Вот так и существуют два мира не пересекаясь друг с другом. Один мелкий и затхлый мирок эгоизма и стяжательства, а другой могучий, светлый, где даже горе возвышает человека.
P.S. Погибшему в зоне спецоперации протоиерею Михаилу Васильеву присвоено звание Героя России (посмертно).