В поэтической вселенной Светланы Размыслович мне очень родственно, просторно и свежо – мы с ней оказались одной поэтической группы крови, одного беспокойного и тревожного взгляда на мир, одного непокорного движения против течения…
Освоение просторов её поэзии можно сравнить с целой гаммой ощущений первооткрывателя новых земель: здесь и морские глубины философии, и золотая жила женской лирики самой высокой пробы, и рай литературного гурмана – ассоциативная поэзия. И – главное для нашего времени! – много стихов, «обагрённых кровью эпохи», заставляющих бухенвальдским набатом биться сострадающее и помнящее всё сердце:
…И всклокочье рек внезапно
схлынет,
Оголив крутые берега.
Только сердце, сердце не остынет,
Поминая друга и врага.
В час ночной – застонет, выгибаясь,
Наша память – вычеркнуть
не смей! –
То, как русский воин, поднимаясь,
Улыбался юности своей.
(«Отболим, отплачем, отвоюем…»)
Только такие стихи и будут жить, а не ежесекундная барабанная трескотня, какая бы она не была ладная на первый взгляд. Только в таких стихах автор всеобъемлет все человеческие ипостаси суровых годин – воина, сестры милосердия, солдатки…
…Она – не горечь, не рыдание,
Не мать, не дева, не жена –
Всё – тишина, всё – неприкаянье,
Всё – ожидание – она…
(«Солдатка»)
Откроет читатель книгу «Кровоток» с любого поэтического листа – и раскроется перед ним и корневая система, вырастившая этот замечательный листочек, и стремительно набирающая высоту крона авторской Поэзии. И что примечательно, в каждом стихотворении есть ощущение обратной связи с читателем, диалога с ним: «Зажглись у неба три свечи. / А ты садись и – не молчи»…
Автор воистину оправдывает свою фамилию, Светлана Размыслович пишет очень и очень размыслительно. Она знает всё, о чём говорят её строки. И эти строки, сотворённые на запредельном нерве и прочувствованные до донца, никому не будут чужими. У поэтессы целый арсенал оригинальных средств художественной выразительности, свои самобытный литературный стиль, символика и особая фразеологическая формула языка. Повинуясь внутренней эмоциональной тональности и интонации, Светлана порой жёстко разрывает строки и даже слова, разрезая их с помощью дефиса-тире и отбрасывая вниз, и таким авторским ходом даёт слову простор и возможность выговориться. Она словно бойцов перед битвой расставляет слова, становясь собранной, убедительно готовой к неравной порой схватке:
…Припаду без сил к земле –
Вслушаюсь!
Одурманены – во зле –
Души их.
Тяготится слух живой –
Поступью,
Лунный свет над головой –
Россыпью.
На земле лежать – просить
Проседью:
Как же можно их простить, Господи?
(«Обстрел, трилогия»)
В творчестве Светланы Размыслович – живительное добро и правда, здесь нет места лжи, она этому творчеству абсолютно чужеродна:
…И станет мерой – искренность.
Скорей,
Чем самое крикливое враньё,
Я выберу из множества морей
Единственно-правдивое – твоё.
(«Когда-нибудь из множества морей…»)
И эту правдивую до последнего вздоха поэзию отличает своя исповедальность, самоотверженность, даже жертвенность. Но эти щедро протянутые миру богатства-качества не истончают, не вычерпывают силу строки, а наоборот – восполняются, как природные родники. В полной мере это относится и к любовной лирике, и к гражданской, и, собственно, к самому восприятию поэзии как таковой. И, конечно, в первую очередь это относится к посвящениям самому дорогому, что есть у матери – к её детям. Посмотрите, сколько душевного тепла, беззаветной любви, преданности открывается нам в послании к дочери! Перечислив все возможные земные и небесные дары, от первого до последнего глотка и вздоха, автор пронзительно заключает:
…И окажется чашей бездонная
высь –
Наполняй до краёв,
принимай как награду!
И улыбкой уверенной –
мне отзовись,
Я, отдавшая всё, буду нищенству рада!
(« Я отдам тебе всё…»)
Эпическим размахом, былинной певучестью и многоцветием насыщены многие строки «Кровотока», в них – искрятся отголоски устного народного творчества, фольклорного богатства памятников древнерусской литературы:
…Развенчать тебя, распоясать,
Корни прочно пустить в полесье,
Заслонить тихий двор от солнца,
Раз-услышать тебя. И впредь
Из-за равных – с какого б часа
Не обрушилось поднебесье –
В том, как свежестью дождь
прольётся,
Рассмотреть тебя – не суметь.
В каждом стихотворении – маленькая жизнь большого поэтического сердца. В них – предыстоки происходящего и признаки грядущего не только отдельно взятого человека, но и всего Отечества. В них – целая страна чувств, позиций, убеждений, предостережений и пророчеств. И всё это протягивается от души к душе филигранной нитью слов, иногда даже не слов, а на уровне дыхания, взгляда, прикосновения. Да – именно так! Ощущение тактильного взаимодействия, живого биения пульса не отпускает на всём протяжении книги. Да и само название книги – «Кровоток» – именно из этой области жизнеобеспечения человека в самом глубоком значении этого понятия. И воочию видно, как этот поэтический кровоток горячей, пульсирующей струёй вливается в вены современной поэзии.
И здесь надо сказать, что мне давно не встречалось такого соответствующего своему содержанию названия. И это говорит ещё об одной значимой особенности автора – обладанием нужной долей мировоззренческого реализма, что позволяет правильно идентифицировать своё творчество, а это не так часто встречается. К сожалению… А ведь такой реализм понимания своего творческого уровня и значимости помогает и более полной реализации автора.
Но, «поэта мы любим не за то, что он сказал, а за нескАзанное», и Светлана Размыслович вполне обладает этим редким даром. Она зачастую лишь намёками, невесомыми штрихами: золотом молчания; поворотом ключа; ранением корней; снежинами, тоской изнеженными; любовным жаром исчезнувшего лета; осенне-долгой нежностью; звёздной беззаботностью; утренним цветением – приоткрывает нам то, что когда-то произнесёт, а может, и навсегда оставит в тайниках души: «Я захочу тебя – / Твой тонкий силуэт – / Вписать в беззвучный вздох / Раздробленного эха» («Моей поэзии»).
Но даже это невысказанное, непроявившееся воочию, всё равно лёгкой поступью, невесомым прикосновением, золотистым лучом скользнёт по каждой строке, оставляя пророческое предвкусие новой встречи в таком иллюзорном, но непостижимо реальном поэтическом мире Светланы Размыслович!
Нина ПОПОВА,
поэт, кандидат филологических наук,
заместитель председателя Правления Союза писателей России
Пиар, конечно, нужен, но не до потери же здравого смысла. Или у вас такая искренность? В.