Итак, видимо, пытаясь погромче начать в Ленинграде предвыборную кампанию работающего в Кремле уроженца этого города, безусловно с одобрения губернатора Беглова, девелопёры «Эталона» понагнали экскаваторов, начали малыми дольками ломать ЛДМ. Что это за уникальное, историческое для двух поколений здание — мы уже подробно рассказывали перед августовским рок-фестивалем в защиту Ленинградского дворца молодёжи. На фестиваль собралось несколько громких групп, положивших начало кампании в защиту колыбели ЛРК (Ленинградский рок-клуб имел не только собственное помещение на улице Рубинштейна, входившие в ЛРК группы часто выступали в таких больших аудиториях, как ДК Невский — пока ещё не снесённый, но тоже подготовленный к аннигиляции).
Мы понимаем — нынешним алчным расеянским капиталистам, оказавшимся волей приватизации советских СМУ и распадных 90-х у руля строительства, в топе урбанистики — кажутся многие советские строения атавизмами. С точки зрения голой прибыли, и тем более сверхприбыли, с точки зрения прибавочной стоимости — ЛДМ, как и ДК Невский, как и ещё десятки строений ленинградских (именно — то есть в СССР возведённых), это несуразица. Ну, зачем в центре города какие-то общественные пространства, концертные залы и приплюсованные к ним гостиницы? Гостиницы отнюдь не пятизвёздочные, не отвечающие запросам зарубежных буржуа, желающих отдохнуть в Питере и красиво в нём пожить-погулять…
Но поверьте, классовые наши враги и друзья, братья по классу в экскаваторах — не всякое строение нужно оценивать практически геббельсовским штанген-циркулем, на предмет прибыльности здесь и сейчас! Эти здания, эти исполины советской архитектуры — ни что иное, как машины для производства образованного, эрудированного человека. Они сравнимы с эфесскими библиотекой и домами, с храмом Аполлона в Галикарнасе (Дидиме) — который «за ненадобностью» тоже сносили разок персы, но Александр Македонский, выбивший персов оттуда, велел восстановить великолепный храм Аполлона, и он был восстановлен. Причём — потом его уже ломало время, и ломало успешнее персов, но теперь его упрямо восстанавливают вновь, причём вместе учёные потомки тех персов и греков — потому что воплощённая в архитектуре, ставшая эталонной (слышите, мрази из «Эталона»?) античная красота неистребима, вечна, она влечёт к себе, она вселяет определённые мысли, мотивирует жить лучше, ярче и умнее, чем велит критерий прибыльности квадратного метра!
Производство человека-альтруиста — или закабаление семей строй-капиталистом?
Что создали, господа, вы сами — чтобы иметь отвагу, иметь наглость сносить созданный трудами наших социалистических предков ЛДМ? Ну, что вы можете предъявить в качестве аргумента? «Зенит-арену» монструозную? Нет, тут масштабы явно не «Эталона»… Вы тупо строите далёкие от какой-либо образовательной, назидательной эстетики — человейчники, чтобы закабалять в них ипотекой жильцов, целые семьи. Вот такая у вас выходит альтернатива советским просторам — советским общественным пространствам, в которых звучал даже антисоветский рок (поначалу) — настолько была широка диктатура пролетариата в те, последние, советские десятилетия. Диктатура, в том числе, и тех кто громко с электрогитарами выступал против диктатуры как явления, против тоталитаризма (но это вопрос для иного текста и времени).
Такие, как вы — уже снесли место славы группы «Кино» и многих других групп ЛРК — СКК им. Ленина. Снос этот, уничтожение мембранной крыши (за которую была получена парижская награда в 1979-м) — потряс прогрессивные умы, наших современников! То, что являлось достижением инженерной мысли, что с трудом растягивалось над огромной площадью спортивно-концертного комплекса — оказалось элементарно с помощью сварочного аппарата уничтожить в одночасье. Термиты капитализма знают, как дешевле уничтожить то, что возводилось великими умами и трудами… Причём сам наивный исполнитель этого подлого, Геростратова плана — погиб. Это было показательно: рабочий, никакой прибыли от сноса этого не имеющий, пал на передовой, потому что здесь реализовывались вовсе не его интересы, а интересы класса-антагониста, причём его руками, его умением! Ценой его жизни, в итоге.
Стоит ли множить Геростратовы подвиги в преддверье президентских выборов — а, господа из «Эталона»?!
Впрочем, манящая вас сверхприбыль делает сейчас неслышными наши голоса — вы уверены, что с вами некое право, с вами закон… Но законы пишутся людьми и ими же пересматриваются — насильственная гибель СКК имени В.И.Ленина уже вошла в «Чёрную книгу капитализма». Не делайте эту книгу толще, не вписывайте туда свои фамилии, чтобы потом не краснеть перед потомками! Которым важны будут вовсе не ваши капиталы — но ваш «имидж» (как это зовёте вы сами на буржуазном языке), ваше доброе имя, ваша репутация. Если вы надеетесь в затеянном вами вандализме остаться безымянными — вы просчитались, не в ту Постэпоху живёте, мы все ваши имена обнародуем. Покажем ваш образ жизни — который произрастает из лишения ленинградцев такой красоты и гордости, как ЛДМ!
Геростратовы лавры, игиловская практика…
Не уподобляйтесь игиловцам, уничтожавшим в короткий период своего разгула храмы и бесценные, исторические постройки древности под предлогом поклонения их древних строителей иным богам, рядовые эталонцы! Мы обращаемся к сознательным рабочим, не к буржуям циничным. Да, ЛДМ строили социалистическим трудом, строили ваши дедушки и бабушки, а может даже отцы и матери, для которых понятие прибыли отсутствовало в иерархии ценностей. Да и сами деньги тогда, в 1970-х носили, скорее, символическую посредническую функцию между потребностью и предметом — атавистическую, как казалось многим советским людям, деньги должны были отменить в ходе внедрения прямого распределения и безналичного расчёта… Но, увы, этот недобитый за десятилетия атавизм восторжествовал и как мотивация и как мера всех вещей. Теперь рубль заставляет видеть атавизмом советский архитектурный альтруизм: большие, просторные помещения, выстроенные с тем, чтобы из их виднее был коммунизм, перспектива общества без разделения труда, общества, в котором «каждому по потребностям, от каждого по способностям»…
Посмотрите на эта здание ещё раз! В нём конструктивизм лучших образцов Корбюзье, Весниных, Голосова, Николаева — слился с белокаменностью древнерусских построек. Это не просто здание, не просто помещения — это Советская Эпоха, которую снести может только лютый враг своего народа, антисоветчик. Вряд ли вы таковыми являетесь. Вы пытаетесь казаться прагматиками, хотя высший разумный прагматизм — как раз в производстве такого человека, который своей культурой и эрудицией не станет вытеснять других людей с планеты Земля, ему не потребуется ничего вообще сносить, он придумает средства освоения других планет — причём основная часть пути этого пройдена как раз в тех самых 1970-х (исследования Луны, Венеры, Марса, Фобоса), когда вставали во всём СССР такие гордые строения, как ЛДМ, СКК, СК «Олимпийский» в Москве.
За годы реставрации капитализма снесено очень много не просто памятников Эпохи, но её функциональных узлов — непосредственных мест, где коммунистический человек черпал знания и силы. Это и спортивные сооружения, и дома культуры, и кинотеатры — в Москве их снесены десятки! Всё это — неизбывные преступления тех, кто сперва приватизировал соцсобственность, а потом стал править по-капиталистически, на зло тем, кого ограбил. До бесконечности этот произвол длиться не может — человек, которого перестали воспроизводить, должен наконец, восстать и возвысит голос. И если «Эталону» это выгодно в год президентских выборов — он получит именно такую «предвыборную Путина»!
Между тем, понимая в отличие от меня, что обращаться к капиталистам смысла нет — комсомольцы Ленинграда обратились к рок-музыкантам, которые хоть не участвовали в фестивале-защите ЛРК, однако обязаны этому помещению многим. В списке первой упомянута группа «Кино», нынче выступающая даже в симфоническим оркестром в лице Каспаряна… Но важно бросить клич! Зал рок-славы, который должен быть в ЛДМ — обязаны защищать те, кто первыми в нём окажется. И важно оказаться ещё до «овосковЕния» своего живьём, сейчас как раз этот момент.
Видеосэлфи, а лучше песня на фоне ЛДМ — вот что сплотит рок-музыкантов и спасёт эту рок-культурную жемчужину Ленинграда от сметения хаосом коммерческой застройки. Мы догадываемся, какие и кому даны взятки со стороны застройщиков — однако всё равно уверены, что добро и прогресс должно торжествовать над вандализмом. А ЛДМ — это именно воплощённый в камне социальный прогресс, своего рода послание Эпохи — нам, в наши смутные и беспутные времена.
Наши ленинградские товарищи, комсомольцы подготовили обращения к рок-музыкантам, которые когда-либо играли в ЛДМ. Ведь именно здесь получил развитие рок-клуб. Среди адресатов: Кино, АукцЫон, Калинов мост, Чайф, Алиса, Смысловые галлюцинации и другие коллективы, а также Вячеслав Бутусов (Nautilus Pompilius) и Олег Судаков (РОДИНА).
Мы предлагаем всем музыкантам высказать свою позицию по этому вопросу. Возможно, это последняя возможность отстоять важное с исторической и архитектурной точки зрения молодежное пространство.
Со своей стороны, как один из лидеров групп-участниц кампании защиты ЛДМ от «Эталона», докладываю, что наше августовское выступление почти обработано и вскоре точно увидит свет в Сети, а потом, если потребуется и в дисковом формате. Обложка, которая ещё в работе — ниже как иллюстрация, проект её.
Дмитрий ЧЁРНЫЙ