«Привет, мои малэнкие!» — именно так обращается к своим читателям в предисловии своего романа блогер, певица и танцовщица Катя Адушкина. Неудивительно, что после такого странного обращения у вас тоже появится желание поставить книгу обратно на полку. Видимо, эта книга была написана исключительно для поклонников творчества Кати Адушкиной, потому что оставшаяся часть читателей, скорее всего, даже не знает о существовании музыкального альбома «Малэнкий» вышеупомянутого блогера и, раз уж мы держим в руках её книгу, теперь и писателя. Если у вас всё ещё остаются вопросы, почему альбом носит такое необычное название, то вот вам отрывок из интервью: «Я хочу, чтобы вы не сомневались в себе из-за возраста, а гордились тем, что вы МАЛЭНКАЯ или МАЛЭНКИЙ. Ведь возраст — это все лишь цифры, которые не имеют никакого значения <…> Причём не важно, 10 вам или 20. Вы всё равно малэнкие».
Теперь стало понятно, что подобным обращением автор вовсе не любезно обозначил целевую аудиторию своей книги, а лишь поприветствовал своих поклонников (и заодно пропиарил свой альбом). Впрочем, во время чтения у меня возникло подозрение, что до конца романа доберётся лишь малая часть взрослых, НЕмалэнких читателей.
Здесь же, в предисловии, Катя Адушкина замечает, что в этой «выдуманной истории есть много важных мыслей», которые она хотела бы донести до читателя. Что это за «важные мысли»? Надо отдать должное, что Катя Адушкина поднимает актуальные проблемы, такие, как известность в раннем возрасте, а также взаимоотношения подростков. Однако всё это, к сожалению, не получает должного раскрытия, как не получают должного раскрытия и все персонажи романа. Но об этом мы поговорим позже, а пока дочитываем предисловие, в котором Катя Адушкина говорит спасибо всем близким и друзьям за то, что помогли «осуществить одну из мечт» и перелистываем страницу.
Итак, мы знакомимся с главной героиней, когда она уже забралась «на самую вершину горы», имеет канал на «YouTube с миллионами-подписчиками», красуется на обложках журналов со звёздами и обзавелась неплохой квартиркой с «видом на ночной Нью-Йорк и с синим диваном». Вдохновившиеся «малэнкие» читатели нетерпеливо перелистывают страницу, чтобы узнать, как же наша героиня смогла достичь такого успеха и разочарованно вздыхают, потому что главная героиня предлагает вместе с ней попрощаться с Олесей Дубрович. Кто такая Олеся? Сама главная героиня.
Читатель рассчитывает погрузиться в захватывающую историю успеха, получить порцию мотивации и отправиться покорять уже свои вершины. Но знаете, в чём проблема? Здесь нет ни захватывающей истории успеха, ни персонажа, который мог бы вдохновить тебя и заставить поверить, что мечты сбываются. Да и сам сюжет настолько далек от реальности, что для таких историй с различными вариациями сюжета Золушки давно пора придумать свой термин.
История Олеси, за исключением некоторых деталей, и правда напоминает историю Золушки: родители, которые, судя по словам Олеси, плохо к ней относятся; ненавистная сестра (к слову, она даже ни разу не появляется в романе, поэтому невольно задаёшься вопросом, она вообще существует?); а ещё две крёстных феи в лице бабули и лучшей подруги. Именно последняя, к слову, и снимает такое сногсшибательное видео, что всего за одну ночь наша героиня набирает почти сто тысяч подписчиков и становится восходящей звездой. Уже представляю, как юные читатели, окрылённые мыслью о мгновенном успехе, снимают своё первое видео и поражённо вздыхают, когда не понимают, почему оно набрало всего десять просмотров, а количество подписчиков все ещё равно нулю.
В век, когда мы слишком привыкли к мгновенному удовлетворению наших потребностей, мы также ожидаем увидеть мгновенный результат наших действий, но написать хорошую книгу, выучить иностранный язык, стать известным танцором или популярным блогером — это не то же самое, что лёжа на диване заказать доставку любимых пончиков и получить их через полчаса. Поэтому, когда ты читаешь книгу о том, как главная героиня добилась успеха, ты действительно ожидаешь, что эта история будет наполнена трудностями, с которыми сталкивается человек на пути к своей мечте: неудачи и падения, взлёты и снова неудачи, обрушившиеся в самый неожиданный момент, но главное — это постоянный труд, работа над собой. Это, конечно, именно то, что вы ожидаете увидеть. И это, разумеется, именно то, чего вы НЕ увидите в этой книге.
Большую часть времени Олеся только и делает, что ноет, какая же она несчастная, как она завидует популярным девчонкам, как она ненавидит свою сестру, как бы она хотела перестать быть серой мышью и обратить на себя внимание самого крутого парня в классе. Знаете, что делает наша героиня для достижения этих целей? Ничего! Она в буквальном смысле говорит, что не верит, что упорный труд рано или поздно принесёт свои плоды: «Потом, скорее всего, провалялась бы целый день в кровати, пересматривая “Танцы на ТНТ” или все части “Шага вперёд”. Мои любимые фильмы. И не только потому, что это про танцы, а потому что про уверенность в себе, про то, что нужно всегда двигаться вперёд, и, если много и упорно трудиться, это обязательно принесёт свои плоды. Короче, про всё то, во что мне верится с трудом».
Знаете, как иногда в комиксах изображают толпу? Это те самые серые, бесформенные фигуры, не имеющие ни лица, ни голоса, которые окружают главного героя на улице или в кафе. В ряд таких персонажей затесалась и наша Олеся. Она сама называет себя «призраком», «невидимкой», чувствует себя «жалкой и глупой». Желая иметь «особенную жизнь с кучей лайков и комментариев», она не делает ничего, чтобы добиться своей цели, объясняя это тем, что в ней «нет ничего особенного».
Чего, однако, нельзя сказать о бабушке главной героини, которая, будучи взрослой мудрой дамой, решила ВСЕ свои проблемы и исполнила ВСЕ свои желания, пройдя марафон желаний Блиновской. Если вы думаете, что это шутка, то вот вам цитата из текста: «Бабушка в прошлом году проходила марафон желаний. Блиновской, кажется. Там они много писали, изучали себя со всех сторон. Бабушка говорит, что “самоанализ — очень полезная штука, главное — не закопаться”». Бабуля, видимо, и правда не стала «закапываться» и задаваться вопросом, почему ей нужно записаться на марафон, чтобы пойти на свидание и попасть на йогу-ретрит. Жаль только, что бабушка не додумалась взять с собой и внучку. Тогда бы она, бедная и несчастная, исполнила свои желания гораздо быстрее.
Впрочем, внучка хоть и не записывается на марафон, но решает воспользоваться советом бабушки и записывает на листок десять фактов о себе, «которые мир никогда не узнает». Зачем она пишет о том, что каждое утро завтракает «шоколадными хлопьями с молоком» — интересный вопрос. Создаётся впечатление, что данный список выполняет функцию краткой анкеты персонажа: кумиры — есть, хобби — есть, заветная мечта — тоже прописана и даже пресловутый пункт о влюблённости, совсем как в анкетах-тетрадях из детства, тоже есть. О смысле существования данного списка задумывается не только читатель, но и сама героиня: «…ну на фига я вообще написала этот список? Ответа нет, по крайней мере разумного».
Это не единственный момент в книге, когда Олеся, вопреки бабушкиному совету, «закапывается» и начинает анализировать свои поступки. Итак, как уже мог догадаться читатель, список попадает в руки подлого и коварного одноклассника, «имбецила» Жданова. Опустим тот факт, что современный школьник, намереваясь что-то списать у одноклассника, скорее просто сфотографирует необходимые страницы, чем потащит тетрадь домой. Но это уже тонкости. Итак, Жданов получает не только конспект урока, но и тот самый лист с секретами Олеси. Именно это запускает цепочку событий, меняющих жизнь главной героини. Благо, что у Олеси есть лучшая подруга-фикрайтер, которая и придумала гениальный план по спасению: «Ну, там Винчестеры достают древнюю скрижаль с секретной картой, указывающей на место, где скрывается ангел, способный уничтожить Кроули. Да, я тоже подумала, что это тупо и слишком запутано». Мы тоже, Ди. Мы тоже…
Если вы думаете, что на этом пересказ фанфика заканчивается, то вы ошибаетесь. Ещё на протяжении почти двух страниц вы будете следить за братьями Винчестерами из сериала «Сверхъестественное». И не важно, что это не имеет никакого отношения к сюжету, как и любые другие упоминания известных фильмов/сериалов. Если вы тоже во время чтения пропустили этот пустой диалог, то не переживайте, мы в одной команде. Зачем автор пересказывает фанфик? Неужели это действительно то, что нужно так подробно описывать? Почему просто нельзя сказать, что именно фанфик вдохновил Диану, лучшую подругу главной героини, на этот «гениальный» план?
Итак, дорогие читатели, если вы не горите желанием узнать, почему скрижаль нужно спрятать от Кроули и как ему удалось всё-таки её выкрасть, облегчу вам задачу и расскажу о плане одним коротким предложением: «используй то, что случилось, в своих целях». Как именно? Сними видео со всеми своими секретами и выложи его на YouTube!
Дам вам несколько секунд, чтобы обдумать ситуацию: секреты главной героини узнают одноклассники, поэтому они с подружкой решают сделать «разоблачение», раскрыв те самые секреты. Вы, вероятно, задумываетесь, какой в этом смысл? Ну, наша героиня тоже об этом размышляет, что хотя бы свидетельствует об умении анализировать: «Каким образом оно спасёт ситуацию? Понятия не имею!».
Ну а мы понятия не имеем, действительно ли нужно говорить о дальнейшем развитии сюжета, потому что он, на наш взгляд, слишком очевиден: коварство возлюбленного Олеси, ссора с лучшей подругой и — куда же без этого — невероятная, головокружительная слава… которая обрывается в тот момент, когда Олеся возвращается в родной город и закрывает свой канал. Занавес.
Несмотря на то, что именно Олеся является главной героиней, две весьма эксцентричные дамы разной возрастной категории на фоне Олеси смотрятся гораздо интереснее. Честно говоря, я бы предпочла почитать, как бабуля (разумеется, не без помощи марафона Блиновской) совместила и свидание, и йогу-ретрит. Она там, к слову, ещё и на воздушном шаре каталась, так что подвинься, Олеся Дубрович! И освободи, пожалуйста, место и для Дианы. Лучшая подруга героини тоже выглядит более живой и естественной, чем картонная и клишированная главная героиня (она же: серая мышь, привидение). Не понятно и то, каким же образом героиня достигла в танцах уровня «бог», не посещая при этом танцевальную студию. Вот как о своих танцевальных навыках говорит сама Олеся: «Я же не профессионал. У меня стиля нет, куча ошибок, движения грязные». Как при таком раскладе она смогла стать настолько популярной, что сама Эллен Дедженерес берёт у неё интервью? Не иначе как наверху постарался «крутой старик с белой бородой», на которого вечно жаловалась Олеся!
Когда берёшь в руки художественную книгу блогера и музыкального исполнителя, подозреваешь, что рано или поздно на какой-нибудь страничке появится текст песни. Однако Олеся не просто любит песни Кати Адушкиной, она превозносит её как блогера и даже мысленно обращается к ней в трудные времена: «Ах, Катенька, Катюша, милая, как бы я хотела быть похожей на тебя — смелой, талантливой, решительной», «Взять Катю Адушкину. Если я и захожу на YouTube, то ради её видео. Они такие забавные, живые, красивые, увлекательные — как мини-путешествия по её миру, который для меня недосягаем». Очень бы хотелось, чтобы не только видео Кати Адушкиной были бы такими «забавными, живыми и увлекательными», но и герои её романа тоже. Но, увы, имеем то, что имеем.
Разумеется, книжный мир видел произведения и похуже романа Кати Адушкиной. И я уверена, что даже титул самого «картонного» и «плоского» персонажа может достаться не нашей великой танцовщице, покорившей весь мир. Однако факт остаётся фактом: данная книга не несёт в себе глубокого смысла и уж тем более не является эталоном с точки зрения художественности.
Я надеюсь, что «малэнкие» читатели, оставившие восторженные отзывы на различных платформах, не выберут Олесю Дубрович в качестве любимой литературной героини и уж точно не будут брать с неё пример. По крайней мере, если вы тоже решили написать «10 фактов о себе», то делайте это дома, а не на уроке математики. Потому что она, в отличие от этой книги, вам точно пригодится.
Анастасия БОЖЕНОВА, Артель вольных критиков МГУ
Катя Адушкина. Не моя жизнь. История про девочку, которая хотела быть собой. М.: АСТ, 2021