Балет по мотивам одноимённой поэмы Александра Сергеевича Пушкина.
Имели честь посетить спектакль 19 января сего года. Странный, очень странный спектакль вообще, и для Перми — в частности. Настолько странный, что я даже и не знаю, как к нему подступиться…
Ладно, начнём с простого. Балкон или партер, и не просто партер, а прямо партер-партер! Билеты нам подарила на Новый Год старшая дочь, и вот мы среди новых хозяев жизни.
В отличие от балкона, звук в партере — никудышный, глухой, оркестра не видно, дирижера — не видно. Он в начале и в конце голову высунул из оркестровой ямы, поулыбался приветливо и опять исчез. Как суслик, которого мы не видим, а он есть. А как же быть с Миграном Агаджаняном?! Если не видеть, как он парит над своим оркестром, зачем тогда такой оркестр?! Нет, положительно партер отнимает половину впечатления от музыки.
Да, видно хорошо, но если впереди сидит человек большого роста и с котлоподобной башкой, как было в нашем случае, то по законам физики, он закрывает треть сцены! Центральную треть, а там как раз основные события происходят!
Вот я намучился! Балкон, определенно балкон, первый ряд. Опять же сверху видно сразу весь кордебалет, а это тоже интересно, особенно если есть хороший бинокль. Опять же разница в цене — просто неприличная!
Но, как всегда, в бочке дёгтя есть ложка мёда. Видно всё хорошо, конечно. Как мелко вибрирует от натуги жених Марии, Вацлав, в исполнении Кирилла Макурина, явно не готового к таким нагрузкам, как опять же он не может удержать руку партнёрши при вращении, у обоих руки ходят ходуном! Короче, физуху надо немедленно подтянуть!
Зарема, в исполнении Екатерины Лебедевой — как всегда, максимально сексуальна, как и положено по роли, но не в стиле молодой Майи Плисецкой, видео с которой из этого спектакля есть на ютьюбе — фильм-балет был снят в 1953 году, между прочим! Тоже, надо сказать, была упитанной девушкой, никаких кубиков пресса или ребер на грудной клетке, но не до такой же степени! А в стиле поздней Волочковой. Еле подпрыгивала, точнее, с трудом отрывалась от сцены. А ведь совсем недавняя выпускница Пермского хореографического! Когда успела?!
Про спектакль 1953 года - Марию, как и в премьерном спектакле, но спустя 20 лет, танцует всё та же неувядаемая Галина Уланова! Кстати, я к середине спектакля уверенно сказал, что балет поставлен именно под Уланову и именно она была первой исполнительницей, и оказался прав, хотя это не тот типаж, который описан у Пушкина, совершенно не тот!
На диво была хороша вторая жена — Елизавета Ульяненко, артистка кордебалета, как написано в программке — первое исполнение. Вот так должна выглядеть балерина! По моему мнению.
Хотя, порывшись в интернете нашёл, что ещё в августе она танцевала эту же вариацию на Байкальском балетном фестивале, имела отличную прессу. Но трудно, трудно ей будет в Перми. Не местная. Как раз Улан-Удинский колледж закончила. Но — хороша, талант должен пробить дорогу.
Не подумайте ничего плохого — к Екатерине Лебедевой я отношусь с большим вниманием и интересом, она мне живо напоминает еще одну нашу примадонну, Светлану Медведеву, на которую я всегда смотрел с восторгом — умеет себя подать и держать! Просто королевна, да и только! Если что — это жена Дмитрия Анатольевича.
Но лично мне, как ценителю настоящих женских форм, очень, очень понравилась солистка из танца пленниц — Елизавета Макиенко. Вот это фактура! Да, кордебалет, фотография без биографических подробностей. Было обидно, когда на финальном поклоне она скромно и грустно стояла в стороне, задвинутая к кулисе более удачливыми соперницами. Несправедливо!
Ещё один аспект актерской игры, который практически не виден с балкона — это мимика. Вот тут вне конкуренции хан Гирей в исполнении Марата Фадеева, солиста театра — здоровенный детина! Длинноногий, широкоплечий красавец-мужчина. У него проблем с поддержками никаких не было. Такой Геракл кого хочешь поддержит! Он убедительно и яростно «играл лицом», его и гримировать не надо. Принимал выразительные позы, замирая секунд на пять-десять, что вообще-то не характерно для балета, но что вы хотите — балет ставили в момент выхода ПЕРВОГО советского звукового фильма!..
Ещё ничего не было ясно — нужен звук или нет, насколько старательно надо корчить рожи и заламывать руки, чтобы зрителю было понятно, что происходит на экране… Одним словом, немой кинематограф ещё не сдался, и хан Гирей — отлично справился со своей ролью. Такому многие бы отдались, но есть нюанс, о котором позже.
Лучший, безусловно, в спектакле был предводитель ханского войска. Нурали в исполнении премьера театра Георгия Еналдиева — вот он так прыгал, так взлетал! Вот это взрыв, вот это экспрессия!!! Безусловно — звезда этого вечера. Можно сказать, исполнял элементы ультра-си.
Так-то я не театрал, конечно, поэтому совершенно не знал, кто эту партию танцует во время спектакля. Сейчас посмотрел — не один я оценил его талант. В 2022 году вынес всех в одну калитку на «Арабеске».
Не мудрено! Как доморощенный ценитель балета, неофит, можно сказать, самоучка и находясь под впечатлением, не мог сдержаться и прямо во время спектакля и после, на поклоне — вопил браво и «джигит». В знак полного соответствия роли!
Но почему, почему в Перми возобновили этот спектакль?! Вот прямо сделали точную реконструкцию спектакля 1934 года! До винтика, до заклёпочки! Костюмы, хореография, типажи главных героинь — как ожившие старые фотографии и кинохроника. Зачем так? Ради чего или для кого? Какой-то смысл в этом должен быть?!
Ну, хорошо, самое простое — в техническом, музыкальном плане, — балет «ни о чём». Хореография — минимум сложности, максимум обуви на каблуке, танцев, а не классического балета. Костюмы, интерьеры, само собой, много и богато. В сцене битвы в замке с татарами так азартно скакали и рубились на саблях, что даже обрушили одну из балюстрад перед парадной дверью дворца (или декораторы не досмотрели, плохо закрепили или не рассчитывали, что по серьезному будут дебоширить). Один из татар сиганул через перила, они и рухнули на сцену.
То есть спектакль для пенсионеров-исполнителей по принципу — не стреляйте в пианиста, он играет, как может. Но для склонной к западничеству, либеральной, авангардной Перми — это-то зачем?!
А я вам скажу, зачем. С самой основой сюжета — пушкинской поэмой — всё не просто, как всё у Пушкина. Формально она пересказывает обычную историю местных гидов — они везде есть, но фактически — это про других женщин и для других женщин. Поэтому она нелогичная, кусками, и финал там другой. И вообще, Пушкин не хотел её публиковать, так и писал брату-издателю: «Поймут, кого я там описывал, скомпрометируем!»
Но деньги, как всегда, были нужны. Опубликовали. Тогдашняя публика, будучи по своему социальному положению мини-Гиреями. То есть крепостниками, безраздельно владевшими своими рабами мужескаго и женскаго полу (женщин, между прочим, как вы помните из «Мертвых душ», даже в ревизских сказках не учитывали!) — массово создававшими «гаремы» из крепостных — у кого деньги были, естественно и повседневно сталкивавшиеся с проблемой, — дворовую девушку можно в постель уложить, под угрозой кнута и Сибири и не то сделаешь, но это же не про любовь?!
А хочется, чтобы нас любили. Бывало, что и любили, но хочется, чтобы любили те, кого мы сами выбрали! Нож к горлу — и люби меня, я ведь такой хороший! Родных всех на твоих глазах убил — забудь! Пойдём, и ты мне отдашься со страстью и азартом…
Проблема! Очень, очень поэма «зашла» в «России, которую мы потеряли».
Но эту часть мы пропустим, а вот спектакль 1934 года!.. Кто автор музыки? В какое время она была написана?
Автор — Борис Владимирович Асафьев — 1884 года рождения!!! В 1918 году написал ПЕРВЫЙ советский балет «Карманьола».
Гражданская война полыхает, самое тяжёлое время, ещё не понятно, кто кого, а он бац — и балет. Кстати, во время Великой Отечественной тоже непрерывно и яростно творил. До 1928 года — поклонник и популяризатор авангарда в музыке, советского и западного, а потом — как отрезало. Ещё бы. Коллективизация началась. В города, на первые стройки пятилетки хлынули вчерашние крестьяне, в стране полыхает усилившаяся (по Сталину) классовая борьба, начинают набирать обороты внутренние чистки всех учреждений, переходящие в репрессии, и Асафьев пишет то, что нужно в такое время для неизбалованной публики, вчерашних малограмотных или вообще даже неграмотных рабочих, для подрастающей советской интеллигенции и просто горожан большого, бывшего когда-то имперского города с областной судьбой — Ленинграда. Про областную судьбу — это не моё, это цитата советских времен. Подряд , каждый год по балету, не считая прочего — «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», «Утраченные иллюзии». Всё, как мы любим!
Понятный, известный сюжет на понятные, всем известные из школьной программы произведения или события. Ничего, никому объяснять не надо, в принципе — как сеанс кинематографа. Немого, естественно.
Всё классово близко и идеологически выверенно и своевременно. После войны — две Сталинские премии, академик Академии наук СССР. Единственный музыкант-академик.
Творил, как не в себя, в основном — в стол или ставили в клубах или провинциальных театрах. Сальери того времени.
И?! Зачем в Перми спектакль 1934 года? Асафьева? Тогда, в годы «великого перелома» — балет из жизни «проклятого прошлого» — в той классовой трактовке — было понятно. А сейчас-то зачем?
Один из ответов. Чей сейчас Крым? Кто мы в глазах украинцев? Как нас называют? Кто главная героиня балета, образец мужества верности и непоколебимости? С кем сейчас ассоциирует себя Украина? Как изображали происходящие события голые девки в окровавленных трусах на европейских улицах? Кто кого изнасиловал?
То-то же! Вот она, фига в кармане! Было бы логично в конце выходить на поклоны с украинским флагом. Это был политический донос, если что.
Да ладно, расслабьтесь! Это была гэбэшная шутка в стиле 5 отдела. Вот так советская цензура и работала, между прочим. И что характерно — не ошибалась.
На самом деле, посмотрите кто в руководстве театра последние годы, откуда они, чем руководили, какие связи и всё встанет на свои места. Нет там никакой политики. Просто так вышло. Спектакль, если что, возобновили в этой редакции ещё в 2011 году, еще и майдана не было, все было впереди.
А так-то — балетная жизнь бьет в Перми ключом, крайне интересно и познавательно за ней наблюдать. Балет* — огонь! Всем строго рекомендуется.
Виктор БОРИСОВ
* Балет в трёх действиях с прологом и эпилогом. Либретто Николая Волкова по поэме Александра Пушкина. Хореография Ростислава Захарова. Сценография Валентины Ходасевич.
В 1960-х (чёрно-белая справка о балете, что выше и справа, — из буклета «Русская зима» 1968 года) в «Бахчисарайском фонтане» солировала и Майя Плисецкая — на фотографии из того же буклета.