13.06.2024

Высоцкий о хиппи, Высоцкий с Шемякиным

Многих удивляет, что в наследии Высоцкого есть эта песня — написанная от лица западных хиппи, аутсайдеров-добровольцев, которые отреклись от материальных благ, предлагаемых капитализмом. В широком народном сознании Высоцкий настолько тесно связан с российской культурой и историей — война, лагеря, альпинисты-герои — что сугубо западное движение хиппи никак не вяжется с русским народным поэтом-песенником. Однако не стоит забывать, что Высоцкий был прогрессивной личностью и интересовался тем, что происходит в мире, а потому движение хиппи, оказавшее огромное влияние на всю мировую культуру 60-70-х годов, никак не могло остаться для него незамеченным.

К тому же он часто бывал за границей и имел возможность узнать много интересного о жизни западной молодежи тех лет. Если еще не забывать, насколько сам Высоцкий был наполнен духом бунтарства и постоянные конфликты с властями были для него естественным состоянием — вполне понятно, почему свободолюбивая идеология хиппи так точно и ярко отразилась в его песне, написанной для кинофильма о западном «маленьком человеке» — «Бегство мистера Мак-Кинли». Впрочем, то, что он не сидел в тюрьмах и не воевал на фронте, не мешало ему писать гениальные песни о войне или о зеках.

Песня, конечно, в фильм не попала, но осталась одной из жемчужин советского андеграунда — звучала в подпольных магнитоальбомах, на концертах и в кругу друзей.

Не буду перебирать и так всем понятные тезисы о созвучии Высоцкого с рок-музыкой, но обращу внимание на то, что песня «Мистерия хиппи» — как раз из тех, которые автор обязательно записал бы с рок-группой, если бы у него была такая возможность (имеющуюся «расширенную запись» с акустическими соло-партиями можно считать unplugged, — прим. Д.Ч.).

Вадим КУРЫЛЁВ, Электропартизаны


От редакции: В день рождения Владимира Семёновича Высоцкого (исполнилось бы 86, вполне реальный возраст для уроженца СССР), конечно же, надо не просто вспоминать его общеизвестного (это делает за нас ТВ), но узнавать неустанно в нём доселе неизвестного нам поэта и барда. Отсюда и «Мистерия хиппи» и не публиковавшиеся прежде фотографии из Парижа, найденные другом редакции в одной из антикварных лавок Москвы…

Помнится, литературный журнал «Москва», патриотическая ориентация которого не вызывает сомнений, и её и.о. главного редактора Сергей Сергеев опубликовал в недолгую свою бытность у руля (серёдка нулевых) интереснейшую статью о том, насколько Высоцкий был близок еврокоммунизму, то есть и наличной тогда западной левой «движухе», которая происходила во многом из (а кое-где проходила транзитом через) движения/е хиппи. В статье обнаруживались любопытные корни интереса Высоцкого к еврокоммунизму — автор настаивал на том, что Марина Влади не только влияла на интересы мужа, но и знакомила его со многими деятелями культуры, благо самые прогрессивные из них на тот момент (Морис Дрюон, Поль Мориа, Пабло Пикассо), как и она, член ЦК ФКП, часто состояли в её партии. Более того, на средства ФКП (КПСС), оказывается, содержалась знаменитая студия звукозаписи «Шан дю Монд», где Высоцкий записывает свой первый французский альбом (двойной), состоящий из 22 песен…

На первый взгляд странно, если учесть отдалённость Высоцкого от КПСС и брежневского официоза «на дому». Но вот это-то «рррьеневА!» и было культурным влиянием, а точнее сотрудничеством (кажется, отсюда и нынешнее название происходит «Россотрудничества») — если не гонимое, то не особенно официально популярное в СССР, шло нарасхват за пределами соцлагеря. И популярность Высоцкого, сомкнувшегося с шансонье в новом звучанье на французском языке своих старых песен, росла не только у русскоязычных эмигрантов теперь (из семьи которых происходила Марина)…

Вообще в середине 70-х советские еврокоммунисты присутствовали во всех слоях: как в политических, так в экономических и культурных. Та же «Таганка» была выразителем подобных идей: не случайно Юрий Любимов был лично представлен одному из главных идеологов еврокоммунизма, лидеру Итальянской компартии Энрике Берлингуэру, который и явился автором этого термина — еврокоммунизм. 

Познакомились Влади с Высоцким в 1967-м во время её съёмок в советской экранизации чеховских рассказов, а уже в следующем году Марина принимает бурное участие в демонстрациях Парижской весны (на которых звучали те же самые лозунги, что и в США на антивоенных митингах, где массово присутствовали и хиппи)…

Кстати, об эмигрантах уже поколения самого Высоцкого.

Небезызвестный скульптор Михаил Шемякин был рад принимать Высоцкого в своей парижской мастерской и показывал ему первому свои работы-наброски. Да, оба они на этих фото 1976 года не демонстрируют патриотизма с головой Петра Первого — однако надо учесть в данном случае, что сама эта будущая скульптура (ныне находящаяся в Петропавловской крепости сбоку от собора) как раз такое отношение и выражала. Странный диспропорциональный этот Пётр — типично шемякинское творение.

Он вообще специализировался на чудиках — и вполне смог раскрыть свои таланты москвичам при Лужкове, на Болотной площади. Сперва появилась скульптурная группа «Дети — жертвы пороков взрослых», которую в тёмное время суток хочется обходить стороной, позже, при Собянине — рядом появились детские площадки (что это — постирония, постмодернизм урбанизаторов такой? одна из скульптур символизирует эксплуатацию детского труда, бомба «Микки маус» — захватнические войны)… Говорят, что Лужков и сам позировал для одного из пороков-носорогов — самокритично!..

Некоторые фотографии из парижской фотосессии Пьера Бернара публикуются впервые. Вот эта, например.

***

И в заключение анекдот уже категорически эксклюзивный. Дом и конкретно подъезд наш на Каретном ряду посещали многие знаменитости творческой направленности — в основном ходили в гости к другим, часто даже более знаменитым на тот момент. Например, неделями жил у Липницкого (бас-гитарист «Звуков Му») на втором этаже Виктор Цой, здесь впервые он узнал что такое видеомагнитофон и увидел на нём Брюса Ли… А двумя десятилетиями ранее здесь же — и на четвёртом этаже в гостях у Алексея Стычкина, и на пятом в гостях у Ноя Авалиани, моего дяди, бывал Высоцкий (в том же «стояке», выше Липницкого на 2 этажа). Причём бывал запросто, с гитарой. А поскольку Ной Иванович Авалиани работал в Театре на Таганке и ставил сценическое движение Высоцкому (это его точное выражение), конечно, нерабочие визиты не обходились без веселья и песен.

Однажды на кухне 71-й квартиры (кооперативной, на которую взаймы пришлось брать даже у Галины Улановой, — квартиры моей бабушки, где проживали дядя и тётя до постройки своего, нового кооператива Большого театра) Высоцкий запел что-то из ранних своих песен. А там и мат присутствует, как вы помните. Поёт он достаточно громко, чтоб через коридор и стены на другой, дворовой стороне квартиры было вполне разборчиво слышно — его хрипато-вибрато прошибает кирпич, а уж туф тем более… Бабушка, человек воспитания строгого, Института благородных девиц, а затем уже сама работавшая в Центральном доме художественного воспитания детей — выставила Высоцкого за такие песенки. Не скажу точно, взашей или нет, но инцидент имел место, его хранит семейный эпос. Кстати, у нас такая же кухня сейчас, просто этажом выше.

Вот такой он разный был, ещё не всенародно известный Высоцкий…

Дмитрий ЧЁРНЫЙ

Чёрно-белые фото из коллекции Павла Яковлевича Купреянова

10 комментариев к «Высоцкий о хиппи, Высоцкий с Шемякиным»

    1. суриозно? народный артист СССР — русофоб? прям боялся русских?))) тогда, как говорят по-аглицки «русофобы» — с вас пруф!

      1. Напрасен ваш сарказм. «Смотрины», «Шахматная корона», «Товарищи учёные», «Тау Кита», «Загранкомандировка»…

        1. так это, батенька, не фобия (паническая боязнь), а самокритика — разницу же разумеете? вот как раз по такому поводу одному американскому журналисту уже после ВОВ Сталин сказал: «не идеализируйте русский народ, у него есть пороки, как у любых других…»

          1. У Высоцкого не самокритика, а глумление, как сказал Юрий Кузнецов. То же самое у Ильфа и Петрова, Бендер живёт и действует среди поголовных слабоумных русских.

          2. А «Ревизор» Н. Гоголя не глумление? Эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива” даже специально подчёркивает.
            Глумление — одна из форм самокритики; видимо, Ю. Кузнецов этого не понимал. Это во-первых.
            А во-вторых, «От границы мы Землю вращали назад…» — тоже русофобия? Выдёргивать отдельные произведения и на основании их строить вывод о внутреннем мире поэта, о пафосе его творчества — это не научно.

  1. Гоголь тоже сильно замутил прозрачную глубину пушкинского русского Лукоморья, видимо, сказалось хохляцкое майданное начало.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...