15.04.2024

Владимир Платоненко. «Чем меньше врага ты знаешь…»

Вводим новую рубрику «Прямая речь», где поэты и прозаики (при публикации своих произведений) будут рассказывать о себе без посредников… (От редакции добавим только что поэт — лауреат Премии им. Демьяна Бедного, финалист 12-го творческого конкурса, о чём мы сообщали в 2022-м году).

Родился 18 февраля 1961 года. Стихи и песни сочинял с детства, но первые, на мой взгляд достойные того, чтобы их услышали, написал в семнадцать лет. Ориентируюсь прежде всего на слуховое восприятие. Поучаствовав в заварухе 1993 написал роман «Ночь с двадцать первого на пятое», и кому-то, возможно, больше известен по нему, чем по своей поэзии. Кроме него есть ещё несколько рассказов и очерков. Однако сам себя считаю поэтом, а не прозаиком. 

ДАЙТЕ ЗРЕЛИЩ!

Если запахло жареным,
если куда-то сгинули
силы на удержание
бунта того, глубинного,
пока он подымается,
пока он не созрел ещё,
тем, кто без хлеба мается,
дайте скорее зрелища!
Сделайте ситуацию,
в которой обсуждаются
яйца рэпера Вацио, 
а не цена на яйца.
Чтоб у народа нашего
ум бы сильнее слаб ещё,
Чтобы никто не спрашивал,
что же растут так кладбища.
Чтобы и дальше ползали,
силу свою не вычислив,
чтобы страну от подлости
не попытались вычистить,
чтоб ей и дальше лезть ещё
в яму, в дыру смердящую,
дайте народу зрелища,
мрази, его едящие!
 
 
ЧЕМ МЕНЬШЕ ВРАГА ТЫ ЗНАЕШЬ
 
Приятней вцепиться в знамя,
чем в ком-нибудь разобраться.
Чем меньше врага ты знаешь,
тем больше готов с ним драться.
Не нужно расчётов тонких,
где можно решить всё проще -
чужая душа - потёмки,
а тьма не будет хорошей.
Ты думаешь: "Правда - с нами!
Во тьме ж не бывает правды!"
Чем меньше врага ты знаешь,
тем больше веришь, что прав ты.
Он будет как ты, такой же,
иль вовсе его не будет!
Всё то, что в нём непохоже,
в тебе неприятье будит.
Готов валить его навзничь,
от ненависти алея...
Чем меньше врага ты знаешь,
тем меньше его жалеешь.
Но только рискуешь вскоре
в незнаньи нарваться сдуру
на пулю или осколок
не там, где их встретить думал.
И в теле - дыра сквозная,
и ты уже был, да вышел...
Чем меньше врага ты знаешь,
тем меньше и шанс твой выжить.
А враг всё стоит как мачта,
и чорт его знает гада,
чтоб он наконец сломался.
ну что ещё сделать надо?
Зря, дверь распахнув ты настежь,
во тьму сиганул с разбега!
Чем меньше врага ты знаешь,
тем меньше шанс на победу. 
 
 
О СТРАХЕ
 
Жил без риска бы с радостью,
да такая история:
я по крыше карабкаюсь, 
разбираю которую.
Не на те только досточки
обопрись на мгновение - 
полетят твои косточки
воронью на съедение.
Но скажу беспристрастно я:
это - дело привычное,
быть гораздо опаснее 
может слово обычное.
Пусть кого огорошил я
(мол, слова - легче пыли те ж!),
но оно - "не воробушек":
как поймают - не вылетишь!
И завертится мельница,
аж вокруг станет ветренно, 
чтоб другой не осмелился
говорить, что не велено,
чтоб, кто цел ещё, поняли,
да со всей непреложностью,
что они все не пойманы
лишь до первой оплошности.
Любит власть, чтобы в трепете
все молчали годами бы.
Но, чем слово запретнее,
тем оно и ударнее.
Тем оно и опаснее
и сильнее стращающе
не тому лишь, кем сказано,
а самим запрещающим.
Эх, граждане начальники!
зря вы крутите мельницу!
Вам ещё опечалиться -
всё вокруг переменится.
Вы решётками серыми
людям окна заделали,
но зарытому семени
легче вырасти в дерево.
И когда в землю брошены
слова будут ростки давать, 
вас под песни проросшие
будут с тронов выкидывать.
С налетевшею бурею
ничего не поделаешь.
И страшней это будет вам,
чем мне - с крыши падение.

 
ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ
 
Тучи – как паруса,
снизу так не увидишь!
Как тебе в небесах,
славный воздушный викинг?
Твой самолет в крестах
мчит как сигнал в эфире,
злей наизлейших стай
самых крутых валькирий.
Помнишь, как ты, в туман
вглядываясь часами,
в детстве сходил с ума
от скандинавской саги?
Да, что ни говори,
трудно сравниться с нею,
но Сент-Экзюпери
пишет еще сильнее!
Он – твоих мыслей вождь,
где б и когда ты не был.
Это из-за него
ты потянулся к небу,
чтоб под ветров распев
крыльями тучи мерить.
Ты, как и он, теперь
тоже летать умеешь.
В небе читать нельзя.
С этим согласен каждый.
Но все равно ты взял
томик его бумажный.
Может, это каприз,
может быть, блажь, не боле,
но Сент Экзюпери
будет всегда с тобою!
Он в тебя столько внес,
это не каждый может.
Что ж, вспоминай о нем
над Лигурийским морем!
Но и не позабудь,
для чего здесь ты нужен!
Ты ж, ведь, не как-нибудь!
Ты же, ведь, при оружьи!
Ты здесь врагов пасешь,
чтоб был их век не вечен.
Вот ты и счас засек
их самолет-разведчик.
Жить ему – только миг,
если и то потрафит.
Где ему, чорт возьми,
сладить с бойцом Люфтваффе?!
Было б смешно жалеть
о его горькой доле –
враг должен быть в земле
или же под водою.
Как в океане – бриз,
Как горький вкус – в рябине.
Как Сент-Экзюпери
книга – в твоей кабине.
Что для врага – бедой,
то для тебя – победой.
Ты свой исполнил долг,
не дав ему разведать.
Будь же и горд, и рад,
воин небесной дали!
Но повернуть пора –
Альпы тебя заждались.
Ты повернул, ты вновь
берег увидишь вскоре.
И за твоей спиной
скроется дно морское,
где, не издавши крик,
молча войдя в пучину,
лег Сент-Экзюпери
вместе с своей машиной.

6 комментариев к «Владимир Платоненко. «Чем меньше врага ты знаешь…»»

  1. ***ЧЕМ МЕНЬШЕ ВРАГА ТЫ ЗНАЕШЬ***

    Гениальное стихотворение!
    Отлить в золоте и ввести в школьные программы чтоб знали наизусть.
    Если оно осядет в сознании — сколько же дуростей избежать можно будет.

    1. спасибо! надеюсь, и автор прочтёт отзывы — хоть он в интернете нечаст, надеялся что будет на бумаге — но нынче у нас принудительная голодовка бумажная (Григорьев из Минцифры морит)

      1. Да, стихотворение высочайшего уровня, — и на мой взгляд, — страстное и глубокое; с интересом прочитаю сейчас и все другие в подборке.

        1. вот как приятно, когда спорящие в политических статьях — приходят к единому мнению в поэзии! у Платоненко много стихов, прямо поэм даже — и обалденная, им вскользь упомянутая книга прозы (повесть по сути, хотя и с признакам романа) о 1993-м — лучшая из читанных мною (С.Ш. тут просто даже рядом не обитает с его «с ваших слов записано верно» — и экранизировано так же, в общем, всё в отдалении), невелика объёмом при этом, так что его мы точно продолжаем публиковать, просто с ритмичностью и событийной привязанностью

          1. Следующий шаг — стимуляция на прочитывание (прослушивание в аудио-вариантах) таких авторов народом. И формирование народного заказа на экранизацию общим открытым голосованием. С указанием от какого режиссера, сценариста, операторов и артистов люди бы хотели все это увидеть в материализованном виде. И тогда будет всем видно по честному кого спонсировать и кого хотят смотреть, читать и слушать.

            Надо привлекать людей к формированию облика культуры в своей стране. Богатые всегда заказывали великим мастерам то, что они хотели видеть. А мастера исполняли это в своих шедеврах.

            Наш народ богат и мудр — пусть мастера начинают привыкать выполнять его заказы наконец. Чем больше люди будут вкладывать внимания и участия в свою страну — тем больше будут любить то, к чему они будут причастны своей заботой и вниманием. В воплощении чего будет жить их мечта и их участие. Для этого надо начать хотя бы с малого. Начнем делать — все получится.

            ps
            И современная попсиная блевотина схлопнется, как пузырь на вонючей луже.

          2. Да, Дмитрий, «художественный такт действительности» (используя термин В. Белинского) — одно из самых важных качеств поэтики! — у этого автора, по-моему, налицо!

            А вот Дмитрук — заглянул по ссылке, — не порадовал меня, извините, — уж слишком много слов, много лишних подробностей — размывается впечатление от изображаемой картины! — нет у автора чувства меры, к сожалению.

            Это, знаете, на мой взгляд, у Войновича: читаешь «Шапку» — не оторвешься, а «Чонкин» — не увлекает.
            Полагаю, в первом случае редактор хорошо поработал, а во втором — не решился сократить хотя бы (по моей прикидке) на треть!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...