31.01.2025

«Стальной соловей» и его Севастополь

Уроженец Одессы, пролетарский поэт Павел Панченко, конечно, в стихах не обходит тему Чёрного моря стороной. Мы обещали продолжать знакомство читателя «ЛР» с этим замечательным советским поэтом, и слово держим.

О том, что Павел Панченко — не просто современник одновременно Владимира Маяковского и Назыма Хикмета (однако, в отличие от Хикмета, поспешившего вписаться в «развенчание культа личности», ничем не порадовавшего Хрущёва — и потому в первой половине 1960-х почти не звучавшего), но часто публиковавшийся с «первополосными» поэтами страны Советов рядом, мы уже писали… И обещали открыть дальнейшие страницы его творческой судьбы.

В данном случае берём три стихотворенья, удивительным образом перекликающиеся. Однако датировка тут принципиально важна. В 1930-е годы, особенно после прихода нацистов к власти в Германии, не было чем-то необычным, особенно в песнях, упоминать возможность войны, — тому пример не только общеизвестная «Если завтра война», но даже, казалось бы, совсем о другом и для других написанная в 1940-м году «Физкультурная боевая песня» (слова В.Агатова), вот начало её второго куплета:

Запомнить врагам нашим надо,

Что мы при опасности вмиг

Спортивные сменим снаряды

На саблю, гранату и штык

Вот и Павел Панченко пишет об этом, но только на 11 лет раньше Агатова и за 10 до начала Второй мировой, уже отчётливо грозившей СССР. И образ «соловья», ставший в стихах Маяковского, например, именем нарицательным — символом старой, буржуазной поэзии, у Панченко — не случайно стальной. Это опровержение того, прежнего «соловья» времён Надсона и более ранних времён, причём опровержение образно-радикальное… Живое маленькое существо, выводящее сложные трели, которыми воспевает жизнь и умножение жизни — и механизм, рукотворно, по воле человека жизнь отбирающий… Вполне по-маяковски «сшибленные» представления и традиции.

У МОРЯ

Я не бывал
У походных костров
И я не певал
Героических строф.

У мирного моря
Я нынче брожу
Пою - и простором
Своим дорожу.

Ах, чем же ты вызван
И чем ты богат,
Лирический вызвон -
Задумчивый лад!

Кипящие струны -
Чумазые дни.
О, песенник юный,
Откуда они?

Ты видишь:
На лоне
Зелёной земли
Спокойные кони
Пасутся вдали.

Ты слышишь:
Весёлый
Гремит соловей
И тонкие пчёлы -
Пронзительней флейт.

Туда, на полянку
Спеши поскорей,
Девчонку-смуглянку
Найди поскорей,

Сердечная одурь
Притихнувших лет,
Тебе и заводу
Обязан поэт!..

У мирного моря
Я нынче брожу
И звонким простором
Своим дорожу.

Но если
Стреноженный,
Вздыбится вечер,
Но если встревоженно
Вскинутся плечи, -
Я девушке тихое
Слово скажу
И яростью песню
Свою заряжу -
В руке заклокочет
Стальной соловей,
И пули зальются
Пронзительней флейт.

Журнал "Смена". 1929 год

И вот она, сперва Вторая мировая, а затем Великая Отечественная, грянула со всей беспощадностью. Не та интервенция, что виделась в 1920-х по следам вторжений савинковцев и мелких диверсионных групп, — война в Европе невиданная, словно исправление ошибок поражённой в «военных правах» по итогам Версальского мира Германией. Война по замыслу молниеносная, захватническая и беспощадная, истребительная, по определению Иосифа Сталина. И первой под пятой немецких оккупантов пала Советская Украина, незадолго до вероломного нападения, в 1939-м приросшая западными областями на радость беднейшему украинскому крестьянству.

С моря и воздуха на советские черноморские города была Гитлером обрушена невиданная доселе военная сила: отсюда он рвался к кавказской нефти. Однако города не сдавались без боя благодаря не только и не столько оружию, сколько стойкости краснофлотцев и красноармейцев. Знали, за что стояли (за пролетарский интернационализм, за невиданное на Земле социальное равенство и основанные на нём равные возможности, открытые Октябрём всем нациям). Ведь и Крым и Одессу они уже раз очищали от белогвардейцев, поддержанных интервентами. От Врангеля (которому антинародная власть-наследница Ельцина и Власова установила памятник в Керчи), от тех союзников Дома Романовых по Антанте, — на коих очень надеялся, например, Иван Бунин (в «Окаянных днях» есть его одесские созерцания, а Валентин Катаев описывал его «мастер-классы» в «Алмазном моём венце» в тех краях, которые он успел взять до эмиграции писателя)… Вот отсюда и образ «врага старинного» (хоть в Первой-то мировой Германия была против Франции с Россией).

Между тем оборона Севастополя, который пришлось всё же оставить — стала одной из первых героических страниц Великой Отечественной. Моя дядя Шура Таборко, убежавший на войну несовершеннолетним, на мотоцикле (!) — стал участником освобождения Севастополя, и рассказывал в 1998-м мне страшные картины, своими глазами виданные в его «тинэйджерство» (есть в «Поэме столицы», 1 часть)…

А поэт Панченко в строю флотском встретил войну, отсюда и позиция рассказчика, боевая позиция, боевая задача. Он словно выполнял всё тот же приказ по армии искусств Командора (Владимира Владимировича, любовавшегося украинской ночью и велевшего не скалить в её сторону неподходящие шуточки) — и настало время чувствовать боль этой земли как совою собственную, ибо Советские границ тогда не чувствовали, оттого и Европу освобождали, как родной дом, принося туда социализма ростки Интернацинальноно, подлинного, а не изуродавнную пародию наци на него…

ВЕТЕР С УКРАИНЫ

Черноморцы шли походом
На врагов старинных, 
Пролетел над кораблями
Ветер с Украины. 

На закат как будто сами
Повернулись дула. 
По шинели капитана
Слеза проблеснула. 

Думал старый черноморец -
Никто не заметит.
Только все матросы были
Капитана дети. 

Только все матросы были
Запорожцев внуки, -
Каждый вспомнил мать седую -
В горе, в тяжкой муке. 

Каждый вспомнил мать седую, 
Дочку или сына, 
Перед каждым в ту минуту
Встала Украина. 

- Чи у вас, мои хлопята,
Ржавиют гарматы?
Що не йдете, черноморци, 
Мене вызволяты?

- Мы идём, - сказали хлопцы, 
Стоя у орудий. 
Та слеза в боях кровавых
Нам звездою будет. 

Ой, ударили матросы
По орде звериной!
Поднял бурю в Чёрном море
Ветер с Украины. 

1943 год

Д.Ч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...