19.11.2025

В 16-й раз вручаем премии им. Демьяна Бедного

Итоги 16-го конкурса на премию им. Демьяна Бедного 7-го ноября, в День Революции, когда многие уже ждут объявления имён финалистов, Жюри только начало подводить (о чём заранее честно извещало 14 июля). Такой сдвиг, более чем на неделю, произошёл в виду изначальной разности мнений по поводу ряда претендентов на нашу пролетарскую награду. Дискуссии длились неделю, поэтому и объявление результатов сместилось.

Главные баталии мнений разворачивались в сопоставлении достоинств текстов, которые рассматривались в номинации «публицистика» (критически настроенная в отношении режима экономической и социальной деградации, просветительская, прогрессивная). Самая изначально «многолюдная», эта номинация в нынешний раз в качестве соискателей была наполнена в том числе уже раз награждёнными, но ни отказать им, ни отказать самим себе в удовольствии читать и обсуждать их публицистику мы не могли, что отчасти тоже затянуло премиальный процесс и добавило дискуссий.

Мы стараемся каждый год нашей премией открывать читателю, зрителю, слушателю новые имена и таланты, однако в данный раз можем показаться консерваторами. Консерватизм явлен только в одном случае, и как раз случай этот запечатлел согласие большинства членов Жюри. В остальном, поскольку акцент в награждении всегда делался на актуальности произведений, голосование по номинациям было, пожалуй, самым неровным и «пёстрым», но отражает, наверное, и текущий момент — а мы ни на секунду не забываем, что коллективно прислушиваемся к музам в момент артиллерийского и ракетного грохота, бессмысленно, антинародно и деморализующе длящегося четвёртый год.

Итак, в номинации с непретенциозным названием «Стих» в нынешнем году финалистом становится Андрей Новак с подборкой «С моей запятой зрения«, тяготеющей к почти ныне забытому минимализму «лианозовцев», а так же — к лаконизму московских концептуалистов. Его выгодное отличие от них, однако, в том что формульно-ясные стихи Новака проникнуты социальной остротою, а так же классовой ясностью, — тем, что поощряемо именно нашей премией в современной поэзии.

В номинации «Проза» победителем стал вопреки, наверное, собственным публицистическим и литературно-критическим, а так же киноведческим ожиданиям Юрий Нерсесов (Ленинград). Его прозаические опыты в малых жанрах не оставили никого из Жюри равнодушными, хотя мнения и поляризовались, поскольку в приоритете у нас всегда выступала проза реалистическая, а присылал нам Юрий и работу в другом направлении (правда, не на конкурс). Однако блестящая стилистически и полная при этом актуальной, часто даже горькой социальной иронии его малая проза «Безмозглый ангел из Моржового хрена» в итоге длительных дискуссий отвоевала первенство в данной номинации. Чашу весов перевесило «пёрышко» правдивого и хорошо понятного пролетарской аудитории антиклерикализма, который мы всегда приоритетно поощряли.

Зная, что проза нашего лауреата потихоньку переселяется на бумагу, хотим дружно пожелать его книгам семи футов под корешком и твёрдых обложек — или что там принято желать не в пролетарских, а в буржуазных жюри? Браво, Юрий! Пишите ещё, однозначно.

В номинации «Публицистика» лауреатом стала третьекурсница филфака МГУ Елизавета Крепостина (Москва) с её отважным и категориально убедительным разбором прозаической неудачи Ксении Букши (и издательского брака Елены Шубиной), романа «Адвент» — статьёй «Выпить залпом стакан водки«. Чаще всего мы выделяли политическую публицистику, с чего, собственно, и начинался, где выступал на фоне прочих, буржуазных и реакционных, наш премиальный вектор — публицистов господа давно перестали награждать, желая не тревожить данное вымирающее их же усилиями ремесло в его анабиозе, желая тишины для укрепления своего классового господства. Нынче — всё иначе.

Жюри вынуждено признать, что на четвёртый год войны по объективным, самодовлеющим репрессивным причинам субъективные дерзания политических публицистов всё менее слышны, всё реже бьют точно в цель, где безбедно и почти свято в ореоле военного патриотизма обитает дирижёр социально-регрессивных тенденций, бледный бенефициар кровопролития. На этом фоне на передовую актуальности выходит внимательный и классово пристрастный анализ художественных произведений, где авторы отваживаются (или отваживались ранее) высказываться не только о личной жизни, где малейшая их социальная рефлексия и позиция позволяет критику говорить о том общественно-наболевшем, что сделано ныне военной и политической (Роскомнадзор) цензурой — фигурой умолчания.

Это метод Виссариона Белинского, точнейшим образом использовавшийся Демьяном Бедным как политпублицистом-правдистом в дореволюционный период, и коль скоро общество усилиями господ откатывается на век назад к морально-пропагандистским нормам Империалистической войны, для товарищей становятся актуальны и прежние критические приёмы, подходы… Глупее всего — самоубийство об эту внутриотечественную для советских и вместе с тем империалистскую, захватническую войну (или — об военную цензуру) в любой форме, а вот борьба с её причинами и использование её самой против развязавших её господ — дело умных, воспитание/производство которых и становится главной задачей революционной интеллигенции сейчас.

В номинации «Рок-буревестник» безальтернативным и безусловным лауреатом становится московская группа SavoyaR. В лучших традициях и устремлениях красной альтернативы, провозглашённой генеральной линией в начале боевых нулевых в Московской рок-коммуне, эта группа громит по-пролетарски классового врага в любых его ипостасях, эманациях и деятельных проявлениях.

Не в пример лёгонькому, форматному левоватому року или рэпу некоторых идолов ютьюб-марксизма, SavoyaR звучит громко, беспощадно и бескомпромиссно. Песни этих мускулистых угрюмых парней хорошо, метко вышибают буржуазные эстетские предрассудки из пассивных потребителей левого контента — как в своё время (20 лет назад) это делал на Славянской площади в Москве «Рабочий квартал» (Тутаев) и десять лет назад на Крещатике группа-лауреат нашей премии Slaughter2017 (Ногинск). Внимание группы к творчеству зарубежных коллег только повышает цену их собственных песен, а так же их кавер-версий.

Продолжайте работать, дорогие наши товарищи! Ваше классовое чутьё подскажет вам слабые места регрессной идеологии приватизаторов социалистической собственности, куда необходимо ударить искренне и сильно шершавым языком ваших песен.

Да не устанут ваши руки и умы в священной классовой войне! И то, что к теме коммунистического познания и освоения космоса вы вышли постепенно — верный знак того, что движетесь вы в направлении близком первому поколению красно-альтернативщиков МРК (будь то целый альбом «Взгляд на Солнце» или отдельная песня «Расселенная»).

В номинации «Левая перспектива» у нас за всю её 15-летнюю историю, пожалуй, самые неожиданные и нетипичные победители. Вернее даже не победители, а деятели, второй из которых к левому направлению общественной мысли и, в частности, философии относится, скорее, скептически. Однако, как мы помним, коллегиальным решением Жюри всегда награждались картины, акции, инсталляции, перформансы, фильмы революционной направленности, однако в нашем случае придётся разделить условную возвышенность номинации на два одноранговых места.

Первое место займёт творческое объединение «РевКино» (Алексей Пряхин, Елена Илларионова, Лиза Хохлова и др.), персонально представленное его создателем, автором короткометражного прогрессивного кино Алексеем Пряхиным (Ленинград), а второе — Николай Винник (Ереван) — собиратель и систематизатор артефактов Флекс-движения (нефигуративная графика ручной работы), зародившегося в Москве в 1975-м году. Николай проделал в 2025-м году колоссальную работу как по сбору информации о Флексе, так и по фундаментальному заглублению её в почвах интернет-поисковиков и сообществ (в частности, в Википедии). Алексей готовит фильм, посвящённый ленинградскому рок-музыканту и антифашисту Тимуру Качараве, зарезанному ультраправыми в 2005-м году.

Жюри сердечно поздравляет всех лауреатов!

Наши классические призы (книги, диски и другие носители революционных импульсов) все лауреаты могут получить, обратившись по тому же, ныне единому адресу, куда присылали свои тексты и прочие работы: Litross@yandex.ru.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...