23.11.2024

Открытое письмо Артели вольных критиков в поддержку газеты «Литературная Россия»

В самом начале 1920-х годов О.Э. Мандельштам в статье «О природе слова» размышлял: «Отшумит век, уснет культура, переродится народ, отдав свои лучшие силы новому общественному классу, и весь этот поток увлечет за собой хрупкую ладью человеческого слова в открытое море грядущего, где нет сочувственного понимания, где унылый комментарий заменяет свежий ветер вражды и сочувствия современников. Как же можно снарядить эту ладью в дальний путь, не снабдив ее всем необходимым для столь чужого и столь дорогого читателя?»

Сложилось так, что ровно через сто лет эта «ладья человеческого слова» оказалась почти поглощена громокипящей пучиной событий. И до того ее кидало из стороны в сторону, подбрасывало на высоких волнах истории, прибивало к незнакомым берегам, но никогда еще эта ладья не скрывалась из виду для чутких и внимательных наблюдателей.

Непростой контекст современности в миг поставил под сомнение нужность всего того, о чем некогда грезили интеллектуалы прошлого. Закрытие бумажных СМИ, сокращение финансирования немногих сохранившихся до наших дней «толстых» журналов и газет — прискорбная примета нашего времени. В предельно разобщенном публичном пространстве то и дело раздаются возгласы о том, что настало время «отмены» русской культуры, что страны так называемого «коллективного Запада» не только стремятся поставить под сомнение ее величие, но даже вовсе исключить из общемирового культурного контекста. Однако сейчас, когда финансирования лишилась «Литературная Россия», долгие годы поддерживавшая читательский интерес к современной литературной жизни, встает вопрос: там ли нам стоит так усердно искать «отменителей» русской культуры?

Газета «Литературная Россия» внесла значительный вклад в развитие культурной жизни страны. Это издание предоставляло широкому кругу читателей не только актуальные новости, но и рецензии на произведения, публикация которых могла бы пройти незамеченной. Чрезвычайно важно, что газета аккумулирует импульсы литературного вдохновения по всей стране, не ограничиваясь столичными мероприятиями, тем самым расширяет кругозор читателя, чутко реагируя на новые имена и тенденции крупных городов и провинции. Благодаря газете читателю являлась богатая панорама культурной российской жизни.

Безусловно, наше время характеризуется массовым распространением цифровых источников новостей. Многие люди получают информацию через социальные сети и интернет-ресурсы. В такой ситуации печатные издания становятся особенно ценными, потому что публикация в них является определенным маркером качества. Бумажная газета позволяет насладиться чтением, отдыхая от навязчивой информационной шумихи онлайн-пространства. Она предлагает уникальную возможность погрузиться в мир слова и насладиться литературой в ее оригинальной форме.

Лишение «Литературной России» ее бумажной версии  равнозначно лишению ее статуса газеты. Невозможно назвать электронную версию словом, издавна бытовавшем именно в печатном варианте. Подобный шаг может сигнализировать о грядущем упадке нашей культуры. Этот случай не единственный, но за ним обязательно последуют и другие, что неизбежно приведет к вырождению печати в целом. Для очередных сплетен электронный формат газет и журналов, разумеется, прекрасно подходит. Для серьёзной литературной газеты, в которой собраны вдумчивые статьи и рецензии, требующие внимательного прочтения, — нет! Материал, представленный в газете «Литературная Россия», безусловно, заслуживает внимательного чтения. Но, увы, мы всё ещё живём в мире, где из печатного станка чаще всего выходят журналы со скандальными статьями об очередных интрижках «звёзд», а не газеты о современной литературе с ее глубокой национально значимой проблематикой.

Конечно, во всемирной паутине получить доступ к интересующему номеру какого-либо издания или конкретный искомый материал куда проще, ведь не нужно даже перелистывать страницы. Достаточно впечатать в поисковик хоть часть названия или имя автора, и — вуаля! — текст перед вами.

Однако нельзя забывать, что, помимо молодежной читательской аудитории, существует старшее поколение, которое набирающая обороты цифровизация не сильно радует. А как быть тем, кто любит по вечерам ощущать под своими пальцами неровные листы бумаги, оставлять пометки на полях во время внимательного чтения, делать вырезки из понравившихся текстов? Мало ли таких читателей? Отнюдь нет. Их куда больше, чем кажется. Не только читатели, но и авторы часто любят иметь под рукой свои тексты в бумажном формате. Газета «Литературная Россия» предоставляет возможность для публикации авторам совершенно разных поколений, как и интересна она совсем не только молодым.

Стоит также отметить, что с медицинской точки зрения чтение печатной продукции значительно безопаснее. Газеты эргономично выстраивают свои тексты, чтобы читателям было удобно получать информацию, чего не скажешь об электронных ресурсах. Кроме того, не стоит забывать о том, что чтение газеты для кого-то может являться особым утренним ритуалом, когда человек за чашечкой кофе начинает свой день с разнообразных литературных новостей или, наоборот, перед сном абстрагируется от бытовых проблем, знакомясь с культурной жизнью страны.

Утрата изданием финансирования и вынужденное прекращение выпуска бумажной версии наносит серьезный урон и без того скудной литературной периодике. «Литературная Россия» позволяла публиковаться людям разных взглядов, а также пробиваться множеству начинающих писателей, поэтов и критиков. В условиях издательской диктатуры на современном литературном рынке России газета представляется одним из немногих рупоров свободы, дающих голос тем, кто не способен пробиться в крупные издательства и преодолеть цензуру рынка, которая пришла на смену цензуре политической.

В газете нашлось место и для критики авторов, пишущих о своем военном опыте. Профессиональная критика для них просто необходима. Некоторые из военных писателей вообще ничему не учились, но их бесценный опыт бойца, прошедшего горнило войны, стоит того, чтобы о нем рассказать. Для этого необходимо им подсказать, как это сделать: как работать над своими ошибками и куда двигаться для того, чтобы их тексты были не просто человеческим документом, но и художественным произведением.

Не так давно в «Литературной России» вышла подготовленная нашей артелью статья «Ненужные люди» об одном из произведений военного писателя Анатолия Давыдчика. Автор прошел войну в Чечне, участвовал в боевых действиях на территории Таджикистана. Сидел в тюрьме только потому, что она спасала его от голода в непростые для страны «девяностые». Обо всем, что пережил автор, он пишет в своих произведениях «Бешеный сапер», «Таджикистан», «Неформат. Тюрьма», а критика ему помогает. Помогает писать лучше, исправлять свои ошибки.

Такие писатели, как Анатолий Давыдчик, неизвестны. Это еще одна необходимая для нашего общества функция «Литературной России» — рассказать о том, что есть авторы непростой судьбы, повидавшие многое на войне. Прочитав статью о своих произведениях в «Литературной России», Анатолий Давыдчик поблагодарил ее автора. Писатель признался, что для него критика очень важна, как и любое упоминание о его произведениях. Нет, не ради славы и гордыни, но ради правды.

В настоящее время в России существует всего две бумажных газеты, посвященных обзору литературного процесса, — «Литературная Россия» и «Литературная газета». Газета в ее естественной форме бытования — это часть культуры, которую мы должны сохранить и передать следующим поколениям, чтобы литературная жизнь в стране не умирала, не уходила в подполье.

Газета «Литературная Россия» имеет многолетнюю историю. Как еженедельник она стала издаваться в 1963 году. «Литературная Россия» предоставляла и будет предоставлять свои страницы писателям, поэтам и литературным критикам, придерживающимся самых разных художественно-эстетических взглядов. Издание позволяет заявить о себе в том числе и молодым литераторам, открывая для широкой читательской аудитории новые имена. Ее цель — поддерживать в человеке потребность читать, писать, расти духовно.

Всякое истинно культурное начинание подобно глотку чистого воздуха. Обширные лесные массивы, которыми так славится наша страна, не могут существовать и производить кислород без живительной влаги. Всякому культурному начинанию, продолжению и развитию нужна поддержка. Десятилетия назад наша страна считалась самой читающей в мире. Миллионными тиражами выходили книги, посвящённые литературе газеты и журналы. Государство заботилось, чтобы у граждан не наступило книжное голодание. Со временем сократились тиражи, высокий статус писателя канул в прошлое, литературное дыхание народа стало неровным. Но вот — глубокий вдох. Снова читать становится престижным, и рука тянется за свежим изданием. Снова сквозь чад привычного и суетного бодрящей струёй прорывается слово писателя и ответствующего ему критика. В этом воздушном потоке газета «Литературная Россия» — отблеск советского прошлого, напоминание о звучном титуле и — значимая часть нынешней дыхательной системы книжного организма страны.

Вот они — читающие. Вот они — пишущие. Где же — поддержка? Не перекрывайте кислород.

Артель вольных критиков МГУ

Фотоиллюстрация Д. Чёрного:

2009-й, проект австралийского архитектора Фостера

Moscow City на стадии реализации,

в одном из зданий разместится Минцифра

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...