Режиссёр Анашкин, экранизировавший скандальное и скучное одновременно произведение Гузели Яхиной об «умученной от сталинизма» прабабушке, взялся за Фёдора нашего за Шаляпина… Судя по трейлеру и по тому, как сериал (а других форматов для «гениев» такого уровня не осталось) рекламируют все утюги, тут не обошлось без госфинансирования. «Сериал будет актуален! Тема эмиграции, бегства от проклятых большевиков!..» — уже захлёбываются восторгом всё те же либералы на всё том же «Бизнес-ФМ». Сюда, конечно, просится доброе слово о сериале какого-нибудь Максима Каца (это он, будучи муниципальным депутатом, придумал платные парковки в Москве, кстати) – мол, и тогда и сейчас лучшие люди искусства бежали из России от Гражданской, — и «паззл» складывается идеально. И это, собственно, собирается долго транслировать «Россия-1», бывший РТР – телеканал, первым поддержавший Ельцина в августе 1991-го («Вести»).
А что? Тема благодатная – наставший в 1920-х «тоталитаризм», борьба гения с «изначально человеконенавистнической» Системой и бегство от неё, ну и вот это вот всё. Что уже было в «Зулейхе» в исполнении Чулпан Хамоватовой, и было раскатано историками Климом Жуковым и Реми Майснером в лепёшки – вся конъюнктурная антиисторическая низкопробщина, изнасилование красноармейцем во храме (прабабушка в таких подробностях и рассказывала?), фамилии репрессированных «крестьян» кулаческого происхождения просто из съёмочной группы, потому что других под рукой не оказалось.
Крымско-татарская «карта», кстати, разыгрывалась уже в 2014-м, и угадайте, какой стороной? В Москве или в Киеве видел я в «спальном» районе билборд «Геноцид был»? (Мы здесь принципиально опускаем вопрос о том, что были спецформирования вермахта, для крымских татар созданные, – а где родовой/религиозный/тейповый принцип крепче советского, там по этому принципу и эвакуация проводится, тут бывший наркомнац Сталин был прав, «ключи от Крыма» таким образом изъяв кое-у-кого). Нам всё же интересна не скучная и незаслуженно нашумевшая «Зулейха», но биография Шаляпина в интерпретации набившего на ней руку Анашкина.
На пресс-показе мы не были (не зовут нас пока, не такого мы уровня пресса, наверное – для кого-то), судить можем только по трейлеру и отзывам побывавших. Кадры трейлера изобилуют, конечно, позолотой и упором на то, что Шаляпин именно анператорских театров был солист – мы же всё ищем «Россию, которую мы потеряли»… Знакомство с большевиком Горьким отражено, но вряд ли вполне: эпизод пения Шаляпина у стен, где был в Нижнем заточён его товарищ Максим, не вписывается в позолоту новейшей биографии Фёдора Ивановича. А ведь какой красивый, громкий эпизод биографии – голос, который рушит стены тюрьмы народов…
Впрочем, вопрос даже не в дешёвой позолоте и нарочитой стильности-стерильности а ля «Фандорин» – за этой позолотой как раз нищета! Именно нищета режиссёра, отвлекающего зрителя антуражем от не обнаруженной им сердцевины характера и стержня судьбы героя. Вопрос в том, кому понадобилось в 2022-м году рассказывать численно и культурно ужимающейся нации о том, почему же Шаляпин уехал из Советской России: «за что аборигены съели Кука»?
Тут мы с Анашкиным не вполне на равных, поскольку мой прадед дружил с Шаляпиным. А бабушка помнила и рассказывала неоднократно, как запросто ходили они большой семьёй на чай по-соседски. От их трёхэтажного особняка, от нынешней Композиторской улицы (Дурновский переулок) до дома Шаляпина 15 минут прогулки через Собачью площадку, по Садовому, когда оно было в садах. Веранда, где чаёвничали Шаляпины с Былеевыми-Успенскими, располагалась в яблоневом саду – позже тот сад перегородил-перерубил Дом Наркомфина. Так вот, от бабушки я знаю совершенно однозначно, что Шаляпин покидал родину не из-за политических проблем или трений с властью, а по самой тривиальной причине. «Любил чтобы в кармане денежка водилась» — это прямая цитата, я так понимаю, из речи прадеда, секретаря Московской дворянской опеки, Василия Сергеевича. А за границами РСФСР Шаляпину обещали платить, конечно же, больше…
Чрезвычайно интересно будет на телеэкране проверить эту версию! Ибо никаких гонений на Шаляпина не было, и быть не могло. «Ничего личного, только бизнес» Не исключаю, что весь сериал – не будет стоить и одного эпизода другого «сериала». Точнее, многосерийного позднесоветского (и оттого не менее гениального, кстати) фильма «Жизнь Клима Самгина». В этом эпизоде Шаляпин, замеченный в ресторации революционной интеллигенцией – поёт по её настоянию. Всё это – накануне революции. Интеллигенция в исступлённом восторге подпевает «Дубинушку» — вот где играют не сонно-сериально! Вот где и гений режиссёра (Виктора Титова), и впечатанный ярко Горьким исторический момент, и Литература с большой буквы. Перепрыгнуть этот уровень режиссёру, имеющему в убеждениях явные симпатии антисоветизму (в какие бы «национальные» и «крестьянские» одежды он ни рядился) – вряд ли удастся.
«Проект получился и дорогим, и масштабным. Вся богатая на события жизнь Федора Ивановича в восемь серий не поместилась, да и парижскую его эпопею снимать без Парижа не решились. Продюсеры уже намекают на второй сезон, но для этого первый должен понравиться зрителю.» — пишет в «АиФ» Елена Садкова.
Подозреваю, что всё это нарочитое богатство (актёр Горбатов утоп в шубе с барского плеча), как и преимущественное внимание к личной-амурной жизни артиста, а не к его политическим симпатиям и ритмам эпохи, — уже диагноз, причём стиля не одного Анашкина. Как-то так же снимал и режиссёр иного поколения и школы Учитель «Матильду» — в итоге, с вялым актёром-иностранцем в главной роли, получилось много антуража и роскоши, и ни одного характера. Внешняя, вещная сторона делает любое новорусское кино (по моей терминологии, со времён «Бумера» и антиисторично-КВНовского «Есенина» оно не поменялось) плоским и скучным, одноразовым. Впрочем, это и есть сериальный мир: не должен «грузить».
«Авторы сериала вольно или невольно щедро разбавили повествование отсылками к старинным фильмам. Например, сцена, когда поклонники рвутся в дом к Шаляпину, чтобы получить заветный билетик в Большой театр — почти штурм Зимнего в фильме «Ленин в Октябре». – вновь взгляд Садковой, и я ей охотно верю. Мастера стёба, не более того. Если, правда, Анашкин видел штурм Зимнего в экспрессионистско-эпическом изображении Сергея Бондарчука («Красные колокола») – он бы и не пытался так подшучивать. Но вряд ли видел, сериальщикам такое вредно смотреть.
Вновь Садкова: «Прорываются иногда в стройное повествование чужеродные нотки, которые выдергивают из погруженности в эпоху и даже несколько фальшивят. Например, в сцене выступления в цирке, где послушать великого баса собирается пара тысяч рабочих, суровые пролетарии в полной темноте вдруг начинают зажигать спички и покачиваться в такт «Дубинушке». Ну прямо хипстеры на концерте Басты, размахивающие телефонами, или поклонники рок-звезды 90-х с горящими зажигалками. После такого сразу возвращаешься в реальность и замечаешь слишком уж чистые и новые сюртуки на рабочих, выглаженные воротнички, мужские стрижки с аккуратно, по-модному постриженными висками и лица… наших современников.»
«Шизофрения, как и было сказано»: заказ на роскошь пришлось отрабатывать точно так же как и заказ на муки Зулейхи. Только там фамилии реальных сотрудников-современников Анашкина были легко перенесены в «святцы» крестьян, умученных от сталинизьмы проклятой, тут – рабочие стерилизованы (чтоб не пугать господ), и качаются как на рок- или рэп-концерте… Дешёвка, крёстный. «Кина не будет» — будет сериал. И, если на этот раз «проканает», закажут его коллеги-либералы второй сезон — Анашкин войдёт во вкус, а там ведь есть и Ходасевич, и Гиппиус, и Мережковский – развернётся во весь гневный рост «обвинитель века-волкодава»!
Но народ всё никак не возненавидит СССР, свою родину, так как хотелось бы «кровникам» вроде Яхиной или Анашкина – сколько сериалов ни снимают, всех этих «Иванов Денисовичей», сколько его же, народных, не тратят денег на эту дешёвку.
Может, пора уже остановиться, господа нехорошие? А то «Дубинушку» придётся не подпевать, а ощутить на себе…
Дмитрий ЧЁРНЫЙ
***
Мне тошно иногда бывает,
И это всё не шутки,
Знакомых многих вспоминаю —
Все — через одного — ублюдки.
В Европе то же самое,
А я бывал в Европе,
Хоть это там не главное,
Тем более в укропии,
Расклад довольно жуткий,
Ну кто его не знает —
Ублюдок на ублюдке,
Ублюдком погоняет.
Но как это ни грустно,
Ублюдочное что-то
Есть в нашем мире гнусном,
Как вечное болото,
Под солнцем, под луной,
Само собой.
***
Я сыт по горло бытием,
И многие, срывая глотку,
Войдут в историю лишь тем,
Что пили со мной водку.
***
Я прошёл насквозь весь свет,
Женщин идеальных нет,
Есть или фригидные,
Или ненасытные…
Спасибо, Сербовеликов! Браво!
Желаю тебе ненасытных женщин!
МАТ
Нам служит мат для связки слов,
Как показал давно Барков.
Бывает, вспомню брата,
Тот и полдня не мог прожить,
Чтоб вечным матом не покрыть
Работу и зарплату.
Бывало, встал не с той ноги,
И полетели матюги…
Я, помню, вырос, не то слово,
Средь мата русского, родного,
Что перестал и замечать,
Когда он начинал звучать.
Мир в матерном открылся свете.
И матерятся без причины
В России вечные мужчины,
Их женщины и даже дети,
И академики, и дуры,
И обалденная луна
На небе матерно видна,
И кроют матом в минкультуры…
Когда все матом говорят,
То это как бы и не мат,
В Санкт-Петербурге и в Москве,
И от восхода до заката
От мата жизнь на волоске,
И кажется нельзя без мата.
Не надо мат в кино внедрять,
Мат можно подразумевать.
Искусством слова Русь богата,
И в том числе и в смысле мата.
Я мат в стихах не применяю,
Его я подразумеваю.