23.11.2024

На бегство Чубайса

Анатолий Чубайс скрылся в направлении переговоров. Последний раз пользователи соцсетей его видели в Турции, у банкомата в аэропорту, снимающим «наличку» в бейсболочке… Неужели столь кратким, смазанным, незначительным будет финальный аккорд пребывания этого одиозного персонажа в новейшей истории нашего переменчивого отечества?

Идейный строитель капитализма, автор-исполнитель программы ваучерной приватизации – просто сбежал, не сказав ни слова в своём пафосном, напыщенном стиле? Я отказываюсь верить такому «бедному» финалу! Даже «политэмигрантка» Чулпан Хаматова, фанатка Горбачёва, была красноречивее, а Чубайс – тихо смылся. Как нашкодивший двоечник. Это не просто бегство – это капитуляция всей антисвоетски-экономической Постэпохи, олицетворяемой Чубайсом.

Впрочем, смысл, наверное, кроется и тут: смылся с высокой должности спецпредставителя президента, такое возможно только молчком, с прикушенным язычком. С должности уволен был уже постфактум, даже без формулировки «утратил доверие», ибо утратил российскую геолокацию, так сказать. По идее, следом за таким решением должно было последовать лишение гражданства. А то повадились заводить по нескольку гражданств многие социально-близкие Чубайсу, как говорили в раннем СССР…    

Не скрою, я эту тему прорабатывал давно. С позиции общественного обвинителя. Можете забить в поисковичок (только при включённом VPN) заголовок «Роснаноэбаутэн — как продолжение борьбы Чубайса с коммунизмом» (ноэбаутэн – по-немецки новостройка). Год 2010-й, 5 марта – недавно появилась в Сети видеозапись откровений Чубайса в личном самолёте про то, как забивали они гвозди в «гроб коммунизма». Как продавали уже на втором этапе приватизации с 1998-го заводы – не важно, за какую цену, важно поскорее передать в частные руки. Раздробить на части  производственные цепочки, устранить целое, «базис реставрации социализма» — как это видел Чубайс. Поражала эта вдохновенная, искренняя его одержимость уничтожением того, что создавали десятилетиями миллионы советских специалистов коммунистическим по сути трудом, несводимым к материальной, рублёвой заинтересованности – награда за который в будущем, общем и счастливом, для детей, внуков. Глаза Чубайса в самолётном интервью горели гордостью, весельем, успешностью – как у учёного, который делится прежде скрывавшейся ото всех формулой.

А помните, какой была первая формула, с которой приватизация начиналась? Которая ещё на «лопатках» красовалась в конце 1980-х на демократических митингах среди «Капитал, пойми нас, прости и помоги!»? Формула прощания с социалистической собственностью (и ответственностью) была вот какая: «общее – значит ничьё». И такие волшебники-напёрсточники, как основатель питерского «Клуба молодого экономиста» Чубайс, не только сумели убедить 290-миллионный советский народ, что ему поможет только приватизация – но и провели её в максимально лохотронной форме, раздачей приватизационных чеков. Для меня слово «ваучер» до сих пор звучит спитым низким голосом бомжа в 15-м троллейбусе, на повороте у Минпечати (дом Рахманинова) – они тоже получали и тотчас пропивали ваучеры. Две бутылки водки, а не обещанные Чубайсом «Волги», вот чем на деле обналичивались «ваучера» в руках бомжей, порождённых перестройкой. Они – были тем образом потребного Чубайсу будущего, в котором меньшинство станет заводчиками-миллиардерами, эффективными собственниками «общего-ничейного», а другие, большинство – вот таким бесправным и безмозглым мусором на постсоветской земле.

Свои акции, полученные за ваучер, я храню – «Торибанка». Однажды на копеечные дивиденды  смог купить арбуз у Савёловского вокзала (прямо у метро клетки с арбузами стояли). А потом, в 1998-м, с дефолтом банк лопнул – то есть просто исчез вместе со всеми нашими ваучерами, чьими-то вкладами. И никто не понёс за это наказания. Помню даже, где был офис этого банка на Малой Дмитровке (улице Чехова), рядом со школой для глухонемых, вполне модный офис. Это был обман с самого начала – тот самый шумок, под который социалистическая, наша неделимая собственность, контролировать которую должна была вся страна (тысячи заводов), уходила в частные руки. Государственного контроля за ней не требовалось…

Надо признать, к 2010-му году Чубайсу было, чем гордиться – только за период двух условных пятилеток нулевых годов, оказавшиеся в частных руках, были уничтожены пятьдесят тысяч заводов и фабрик, включая выстроенные до Октября. А к 2015-му – 78 тысяч. Вдумайтесь в эту цифру! Это не вообразить просто как железный хлам – это люди, семьи, судьбы (деквалификация), это рабочие места. Это облик совершенно иной страны, с иным, обеспеченным работой этой индустрии будущим. И в индустриальной сверхдержаве, в СССР эта соцсобственность, неделимая и неприкосновенная по конституции 1977 года – была ещё и механизмом обеспечения всех свобод и прав! Этот материалистический аспект напрочь игнорировали диссиденты – нанося удар как раз по данному  механизму-«тоталитаризму», не желая быть «винтиками Системы». Ржавчиной подле остановленного механизма – быть лучше? Приватизация, одним даруя и так принадлежащие квартиры – стирала главное, воспроизводящее наше общество, индустриальный и научный (накрепко связанный с заводами) базис. Сейчас по оставшемуся нанесён новый удар – санкциями, поскольку Россия всеми силами стремилась стать частью мирового Рынка.

Имея моральный мандат контрреволюции 1991-го, Гайдар, Чубайс и прочие всё это обдуманно, планомерно – превращали в металлолом, а страну в «энергетическую империю». Есть полный список этих уничтоженных предприятий, он секретом не является. Как итог продолжавшейся и в десятые годы по государственной программе (да-да, Чубайс был государственным человеком – не будем прятать от себя этого факта) приватизации – только 18% госсобственности сейчас в уцелевшей отечественной индустрии.

Это катастрофа, соотечественники. Особенно сейчас. Я эту тему деиндустриализации — отслеживаю, веду, как говорится. И вот те самые торговые центры-гиганты в цехах, которые на месте собственных производств заполнялись зарубежными ассортиментами – сейчас опустеют, поскольку санкции прикроют все эти лэйбловые потоки…

Экономической целесообразностью приватизация необъяснима, для страны она была убыточна, как признал сам Чубайс в самолёте. Если взглянуть хотя бы на руины Сталинградского тракторного – поймёшь, что и война не нанесла бы такого урона стране. То, что из общего переводили в «своё» — часто продавалось как металлолом, а земля под заводами «перепрофилировалась», попросту застраивалась более прибыльными объектами. В прошлом году так «перепрофилировали» КБ Камова, где создавали вертолёты «Чёрная акула» и прочие военные и гражданские модификации. Конструкторское бюро и цеха никуда не перевели – их просто стёрли с лица подмосковной землицы, которую уже застраивают «человейниками» (слово придумано Александром Зиновьевым, кстати).

Чубайса с нами нет, но дело его живёт

В 2015-м году за такое пытались судить художницу и «поэтессу» Евгению Васильеву – бывшие НИИ Минобороны она «перепрофилировала», стирая с дорогостоящей и лакомой для девелопёров земли вековую цивилизацию. Суд был громким, резонансным, но кара – недолгой, высокопоставленную в негласной иерархии «поэтессу» через пару месяцев по амнистии в честь юбилея Победы (!) вернули под домашний арест, где она комфортно продолжала существовать, даже получать очередное высшее образование, проводить выставки своей мазни… Однако это-то и доказывало, что исторический процесс, запущенный Чубайсом и Ко, не менялся. И что служило когда-то науке, обороноспособности, производству – то есть росту благосостояния, материальных и духовных потребностей всех граждан в итоге, — переформатировалось в личные доходные статьи в форме стен и земли. Стен и земли – без смыслов, смыслы только на уровне названий оставались кое-где.

Собственники обустраивались за границей – куда сейчас и улепетнул Чубайс. Идеал формирования нового собственника, который «не только себя, но и Россию прокормит» — воплощался в таких гражданах мира, как Абрамович, губернатор Чукотки приснопамятный и почётный британец. Из трухи уничтоженной индустрии всё чётче проступали уцелевшие, рентабельные заводы – и их хозяева прописались в «Форбсе» давно, их личный прогресс, благосостояние, доступ к техническим новациям и благам общества стал неограниченным. Для миллионов же, кто проиграл со своими ваучерами, кто не урвал доходного участка собственности  – стало платным всё прежнее, медицина, образование…

Это был социальный регресс в чистом виде – но храня свои приватизационные чеки в памяти, мы оставались зрителями этой трагедии, растянувшейся на годы и десятилетия. Ведь в затеянной с приватизационными чеками игре – мы участвовали, не отказывались, как и от новых паспортов. Участвовали и проиграли, и одно это как бы оправдывало всё дальнешйее. Возникновение олигархии, её утверждение во власти. Березовского, прибравшего Первый канал, Гусинского, создавшего НТВ, Ходорковского с его ЮКОСом, имя тогда им было – Семибанкирщина, они и втаскивали полутруп Ельцина в 1996-м году на новый срок, чтоб продолжить в 1998-м делить меж собой доходное, средства производства…

Мы думали, по привычке надеялись, что это (реформы) есть нечто рациональное, объяснимое неким светлым капиталистическим будущим, в котором и без заводов обойдёмся, а города станут экологически чище. Формула Чубайса и тут была проста: зачем производить самим, когда можно купить дешевле — в Китае, Индонезии, Малайзии?

И вот, например, завод имени Серго Орджоникидзе (который яростно бомбили немцы в 1941-м)- превратился в гипермаркет, где можно купить красивую зарубежную одежду. Что там будут продавать теперь, в годину санкций? Опустеют цеха второй раз, но и чтобы возродить там производство – нужны станки, нужны технологии, нужны специалисты. А их производство (образование – профтехучилища) тоже было остановлено в результате начатых Чубайсом реформ. Как школа – лишь первое звено дальнейшего общественного производства, так и индустрия – рекрутирует молодёжь, нет её, нет и вузов, зато как велика армия гастарбайтеров-курьеров!..

Чубайсов блеф «великой энергетической империи»

Да, это следующий был этап оправдания стука ржавым «рыжим молотом» по тем самым гвоздям, на которых держалась вторая в мире экономика – СССР. По гвоздям, на которых держался ВВП, ныне недостижимый РФ. Чубайс, как только цены на нефть пошли вверх в начале нулевых, заявил о новой концепции «развития России» — сырьевой.

А что? Имперскую гордость и тут можно «развивать» — запасы нефти и газа действительно велики! Причём трубопроводы основные есть, ничего нового разведывать не надо – всё бесплатно открыли советские геологи (например, нефть на Ямале в 1962-м открыла студенческая группа, в которой и моя мама была – в «Мире Севера» давал статью об этом). И самое главное обстоятельство – отсутствие прежнего спроса на газ, на топливо индустрии, в самой России. Газ, который мог бы питать собственное производство (отсюда и явление такое — промышленные тарифы), нефть – которая могла бы нефтехимической промышленностью быть востребована, — теперь все спокойно могут идти на экспорт. Вот ещё одна формула Чубайса: сперва ослабить индустрию, потом пустить её топливо за рубеж. Но ведь империя (только что сырьевая)!..

Не знаю, кто и как, а я стыжусь, когда солидаризируясь с советами директоров полуроссийских корпораций, с миллиардерами и их сверхдоходами, наш люд простой радуется: эгей, да не проживёт Европа без «нашего-то» газа! Нужны «мы» ей – как нужна была пенька и пушнина в начале века ХХ-го… До какого убожества смогла довести чубайсизация экономики наших сограждан! Даже мысли не возникает о том, что не должен так катастрофически превалировать экспорт энергоносителей над собственным промышленным потреблением нефти и газа. И ведь все формулы Чубайса сбылись в итоге, продолжают работать: «Сила Сибири», утекающая в Китай, преобразуется там в товары, которые к нам же поступают. Нефть наша (это половина пластмассовых изделий – от детских игрушек до сельхоз-инвентаря) и газ – работают против нас, о чём немо вопиют убитые собственные заводы в той же Сибири. Их сюда в годы Великой Отечественной, едва ли не на руках, перетаскивали и устанавливали в снегу, в полях – чтобы потом пришёл Чубайс, выдернул «газовый шланг» и перекинул его через границу Китая?

Меж тем, сам Чубайс, успешно дробивший всё на своём пути, включая РАО «ЕЭС» (а это – выросшие тарифы, ибо конкурировать внутри России это абсурд, воплощённый либерализм) сам не остался в накладе, и был брошен государством на новые просторы «наноиндустрии». В этом тоже была злая ирония его же «вклада» в архаизацию экономики РФ: разложил до наночастиц гигантские предприятия. И что самое обидное для либерала Чубайса – именно государство, которое он экономически уничтожал, выдавливал из экономики, всё время давало ему работу и инвестором было. Хлебные места для него не перевелись – хотя урон, нанесённый им, неисчислим.   

Представим в цифрах, как сильно любила его и вверенное ему сомнительное дело власть при Медведеве. В 2008 году на наноиндустрию из российского бюджета было выделено 1076 млн. долларов. Для сравнения — в Японии за этот же период — 1128 млн. долларов, а в Германии 541 млн. долл. (т.е. почти в 2 раза меньше, чем у нас!) При этом авторитет Чубайса и частной собственности, апологетом которой он был всю жизнь – не рос, а падал. 2 марта 2010 года Аналитический Центр Юрия Левады провел опрос по репрезентативной выборке 1600  россиян от 18 лет в 127 населенных пунктах 46 регионов страны. Распределение ответов на вопросы исследования приводятся в процентах от общего числа опрошенных. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. За государственное планирование высказались 57% опрошенных, за советскую власть — 34%, что весьма немало, учитывая, что все остальные «проценты» меньше (за западные демократии 20% и нынешнюю, медведевскую систему 28%). Не удовлетворены экономичеким курсом страны были — 48%. Сейчас эти показатели, как и курс рубля, ухудшились, конечно. А с кого спрашивать?

Идея «энергетической империи» была изначально диверсионной, подрывающей основы, расслабляющей производящий сектор экономики. Откупорить невозобновимые запасы – и продавать их всему миру, это транжирский путь в никуда. Это формула вымирания народа, который оказался над запасами нефти во всех смыслах, включая правовой. Выведенная в конституционный статус «может быть в частной собственности», нефть теперь вроде бы и не принадлежит народу. Но планы Чубайса воплощались, потому что пестуемый им класс – всё лез и лез в списки «Форбс», и если на нашей нефти и газе не росло собственное производство, то их-то состояния росли, воспитанников всё того же «Клуба молодого экономиста».

Однако пора дать слово и самому заочно подсудимому Анатолию Чубайсу (это начало того же самолётного интервью) — поведать, как они спасали уже «спасённую» ими в августе 1991-го от коммунизма Россию — осенью и зимой 1991-го, когда механизм плановой экономики ими же был разрушен.

Анатолий Чубайс: «Дайте срок…»

В 2014-м в дни Евромайдана был случай. По «наводке» Михаила Делягина меня позвало радио «Комсомольская правда», ведущий Дмитрий Губин с тросточкой приветствовал и знакомил – а это Игорь Чубайс! Решили в прямом эфире стравить либерала и коммуниста. В этой же студии позже Шевченко «вломил» Сванидзе, ринг «намоленный» там у микрофонов. Увы, для Чубайсов по рейтингу слушателей это был проигрыш, но сейчас не о том. Игорь Чубайс много говорил до эфира, объяснял что ничего общего теперь с братом не имеет, а стал имперцем и монархистом, что дружит с Романовыми и катаясь с ними по Москве кается за название «Ленинский проспект»… Но происходило это на фоне телеэкрана, где разворачивались огненные баталии на улице Грушевского в Киеве. Мы пили чай, редакция дала коробку конфет, и Чубайс Второй, не отрывая глаз от экрана, воодушевляясь, предупредил: «Дмитрий, я сладкоед, так что не зевайте, ничего не оставлю!»

В каком-то смысле это была миниатюра приватизации. Но меня занимала его устремлённость в экран – казалось, он всем духом там, и яростные активисты «Правого сектора» и есть воплощение борьбы его и брата. Вот только с чем борьбы – СССР к тому времени давно перестал быть головной болью либералов и сырьево-имперцев. Я намекнул ему, что это какая-то битва с призраками – ну что там было советского при Януковиче кроме памятников Ленину, Щорсу, Ковпаку, Чапаеву? Тут он покосился на меня, и патетически сказал: «У них появился реальный шанс соскочить с корабля империи!»

Цитирую дословно. Понять этих братцев невозможно: какой же он имперец, если славит сепаратизм, причём национал-сепаратизм, социально более регрессный? Потом был радиоэфир и я его разбил – не смотря на эмоции. Передачу дома слушала мама и радовалась каждому звонку – они были в основном в мою поддержку (редкий случай, когда название радио соответствовало содержанию беседы).

Последний раз разговоры Анатолия Чубайса обратили внимание моё на очередном гайдаровском форуме – причём за год до этого какой-то смельчак пытался там же на него напасть, проклиная за реформы 90-х, но быстро сработала охрана. Выступление Чубайса было ответом на вопрос, отчего же в России нет уважения к частной собственности. Тридцать лет приучали-приучали – а народ всё никак не признает отторгнутую у него приватизацией социалистическую собственность навеки утраченной, планы какие-то лелеет «всё вернуть и не делить». Чубайс с явным для себя удовольствием, тоном лектора отправился в экскрусию по книге бытия частной собственности – которая в России ещё очень молода, отсюда и неуважение. С точки зрения «эффективности» пребывания заводов в частной собственности, с точки зрения их исчезновения – именно по причине нахождения в статусе частном, он судить не брался. Мало ли что где пропало? Не ваша забота, господа. «Дайте срок, господа, вода камень точит» Рефреном проходило то, что народу ещё требуется много времени для привыкания к главенству частной собственности, формировать которую приходилось в 90-х столь брутально, порой криминально. «Я бы такое вам мог рассказать, как нам давался институт частной собственности!..» — вещал он багроволиким аксакалом. Не лицо, а этакая «лампочка Николаича» (Ельцина). «Дайте срок» — звучало в этом контексте очень провокационно!

Но до срока он в России не дожил – точнее, сама она не доросла до таких процессов. До развёрнутого разбора «Чёрной книги капитализма». Что ж, повторим мы его мантру – «дайте срок». И, возможно, визит Чубайса на могилу Троцкого, окажется в чём-то промыслительным…  

Дмитрий ЧЁРНЫЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...