Вышедший на киноэкраны к празднику, Дню Красной армии и краснофлотца, 21 февраля 1940 года фильм «Моряки» до сих пор единственная картина о разгроме вражеских эскадр в эпоху пара и брони. «Глубокий рейд», «Если завтра война…», «Родина зовёт», «Танкисты», «Эскадрилья №5″ — все эти фильмы о будущей войне, снятые во второй половине 1930-х, практически забыты, и вполне заслуженно. И не только потому, что реальная победа оказалась далеко не столь лёгкой и быстрой, а началась с огромных потерь и отступления до Москвы. Просто даже для пропагандистских картин вышло уж очень примитивно – с картонными персонажами и хилыми неприятелями, побеждать которых никакого удовольствия.
Вообще-то показать сильного врага режиссёры тогда умели. Одни атаки ливонских рыцарей в «Александре Невском» и белогвардейцев в «Чапаеве» чего стоят! Но ни Сергея Эйзенштейна, ни братьев Васильевых к военной фантастике не подключили.
Зато одну из киноагиток взялся делать их менее именитый коллега Владимир Браун. Режиссёр был влюблён в море, после войны экранизировал знаменитого мариниста Константина Станюковича («В дальнем плавании», «Максимка» и «Матрос Чижик») и тут не ударил в грязь лицом. Вражеский флот в «Моряках» конечно разгромили, но победа далась нелегко.
В первых столкновениях мы топим лёгкий крейсер и миноносец, но и сами теряем морской бомбардировщик и два торпедных катера. Военную хитрость советского адмирала – выставить как приманку передовой отряд и заманить врага под удар главных сил – неприятельский флотоводец разгадал, но счёл, что успеет утопить хитрецов до подхода подкреплений. И почти утопил, да нарвался на засаду подлодок. А там и основная эскадра подоспела – во главе с суперлинкором «Сталинская конституция».
Роль этого монстра сыграла модель, но прочие наши корабли – настоящие. Командование Черноморского флота выделило Одесской киностудии всё что имело. Даже единственный линейный корабль «Парижская коммуна», переименованный на съёмках в «Кремль». Но одной стрельбой публику не привлечь, особенно дам, и Браун приготовил для них особый подарок. Капитана подлодки Беляева сыграл красавец Сергей Столяров, блеснувший в «Цирке» и «Руслане и Людмиле» (а потом в фильмах-сказках «Илья Муромец», «Кащей Бессмертный» и «Садко»). Не обделил режиссёр и мужчин. Пилоты бомбовоза утопившего вражескую посудину оказались барышнями, да ещё сексапильно затянутыми в чёрную кожу.

Ну и любовь конечно, куда же без неё? На Беляева положила глаз главная летунья – старший лейтенант Зорина (мать героев в «Балладе о солдате» и «Как закалялась сталь»). Командир торпедного катера флиртует с её вторым пилотом, и видно, что после победы две свадьбы не за горами.
«Моряки» интересны не только сами по себе, но и как иллюстрация перемен в советской идеологии. Отец Беляева, поздравляя сына с днём рождения – в годовщину разгрома русского флота японцами в Цусимском проливе – напоминает, что тот моряк в четвёртом поколении, начиная с прадеда павшего на Малаховом кургане. Потом друг семьи – колоритный дедушка, ветеран Цусимы – поёт песню с призывом к мести, и напоминает, что в 1919-ом мы несколько английских корыт таки утопили. Намёк очевиден: Советский Союз отныне наследник Российской империи, воспринимает её поражения как свои и всегда готов рассчитаться.
Такова была позиция Кремля, и в книге «Тайна двух океанов» секретная подлодка «Пионер» пускает на дно именно потомков самураев (в послевоенной экранизации Столяров сыграл капитана «Пионера», а исполнительница роли Зориной Антонина Максимова корабельного врача). Да и сам Сталин в день капитуляции Японии сказал:
«Поражение русских войск в 1904 году в период русско-японской войны оставило в сознании народа тяжёлые воспоминания. Оно легло на нашу страну чёрным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня. И вот, этот день наступил».
Связь Империи и Союза очевидна и на бытовом уровне. Если выключить звук и не слышать речей о партии и Сталине, понимаешь, что так могли праздновать и в семье адмирала царского флота. На уютной даче, за богатым столом – разве что без прислуги – с элитными развлечениями, вроде катаний на автомобилях и тенниса. Те, кто в любой момент могут умереть, должны хорошо жить, но, естественно, только если готовы к бою в любую секунду. Здесь именно так и происходит. Начало войны герои встречают с энтузиазмом, и сражаться – в качестве военкора – идёт даже цусимский дедушка.
Интересно, что исполнители главных ролей тоже решили соответствовать персонажам. Когда война грянула в реальности, оба, не сговариваясь, пошли на фронт добровольцами. Столярова, как особо ценную звезду не пустили, а Максимова служила радисткой. «Моряки» единственная в мире лента, где наши корабли эпохи пара и железа громят вражеский флот.
После Великой Отечественной о больших победах на море картины снимали, но исключительно парусных кораблей Ушакова и Нахимова. Возможно потому, что в реальности и морской реванш за Цусиму не состоялся, и ни одного британского линкора мы на дно не отправили. Тем не менее, пофантазировать киношникам ничего не мешает, особенно при наличии компьютерной графики. Парочку авианосцев НАТО запросто можно утопить на экране, а там, глядишь, мечты и сбудутся.
Юрий НЕРСЕСОВ
От редакции: Тезис «могли праздновать и в семье адмирала царского флота» — конечно, призывает к дискуссии. В своё время именно на этих аналогиях А.Проханов выстроил в нулевых годах ту самую эклектичную квази-идеологию, которой вовсе не вскоре, а только в 2020-х воспользовалась триколорная «демократическая» буржуазия. Сказать ей, «питерской», году так в 2003-м, что она будет заниматься не «десталинизацией» в Кремле, а пиаром на «защите отечества», на армейской теме, на разбивании бутылок шампанского о борта новых военных кораблей — да всё семейство Собчака вместе с охранником, ныне возглавляющим Росгвардию, засмеяло бы этих «маргиналов»-предсказателей… Вы поняли, Юрий, какой предел этой мысли я ухватил за ушко, несомненно…
Всё нынешнее (сырьевое — а потому, конечно, потешное и постмодернистское) имперство новорусских властителей было вымучено-выдумано в борьбе с ними же редакцией газеты «День» и «Завтра» на Комсомольском-13. Такая вот «обратная диалектика» — и Сталина ей, прежде критикуемой как компрадорской, а теперь любимой национальной буржуазии, тоже преподнесли на блюде отнюдь не как предводителя диктатуры пролетариата и вождя мировой революции (смотрим транспаранты на демонстрациях 1930-х), но как «красного императора». И достаточно книжек, предельно похабных и антиисторичных в идеологическом смысле, было написано в том направлении в 00-х годах…
Если ради потехи продлить фразу про семью адмирала и довести её до абсурда — может получиться «в семье адмирала царского флота Колчака» (хоть назначен таковым он был не царём, но всё равно ему новорусский кинематограф уделил чрезвычайно много внимания — в желании обелить в глазах правоверных россиянъ). Однако же не праздновали, потому что не было побед. И тому есть масса весьма зримых причин, которые материалист игнорировать не может. Так почему же именно Красный флот одерживал победы над военным флотом нацистской Германии, куда более японского грозным, а предводимый колчаками царский флот продул Японии?
Причины — классовые. Воюет не буржуазия, не знать и не офицерьё (имеющее элитные развлечения и ломящиеся от яств столы), а самый простой солдат-пролетарий. Именно в той, первой из двух проигранных Николаем Вторым войн, стали видны рабочему классу механизмы обогащения буржуазии там, где заводской пролетарий и мобилизованный крестьянин теряли руки, ноги, жизни. Пример с вагоном иконок вместо патронов — хрестоматийный. В несправедливой войне (да ещё и на чужой территории) победить очень трудно. Ленин считал в той войне, напомню, поражение РИ — наилучшим её завершением, поскольку романовская монархия была сто крат реакционнее японской (это слова Ленина, но можете, коллега, поспорить и со мной, и с ленинградцем Матяшем).
«Бить» в данном случае Сталиным по Ленину — это отрицать и тот факт, что несправедливая война пробудила в империи к жизни мощнейшие революционные силы, которые в 1905-м пошли на штурм монархии — в том числе и затем, чтобы монархия перестала забирать жизни пролетариев в своих похабных империалистических целях (помнится, на эту тему был у нас длительный спор с Мединским зимой 2009-го в его кабинете думском, когда он популяризировал — в том числе и через интервью на ФОРУМе.мск, — свои «Мифы о России»). Мединский утверждал, что и в Русско-Японской почти уже добытую Николя Романовым победу украли «у России» зловредные карбонарии-эсэры (и лично даже Евно Азеф), поголовно являвшиеся японскими агентами и содержанками…
Красный флот — был принципиально иным, причём уже в 1940-м. И реванш этот вымышленный (как и реальный дальнейший — который завершал Вторую мировую и Великую Отечественную) «за Цусиму», «за Варяг» — стоит рассматривать вовсе не в фашистских геополитических категориях, а в коммунистических. Ибо СССР был стократ прогрессивнее Японии, вошедшей в антикоминтерновскую коалицию с Гитлером (отсюда и кино-сюжет) именно для борьбы с Коминтерном, то есть с распространяющимся в Европе и Азии коммунизмом. А где единственно на планете у нас был тогда локализован научный коммунизм как правящая идеология и опора восстававшего в 1905-м против монархии класса?
С точки зрения этих сомнительных «имперских» аналогий, и тоже на флотскую тему, советую посмотреть и послевоенную «Балтийскую славу» — в которой революционный процесс, перестрелки в Питере рабочих дружин с казачьими разъездами, показаны на фоне матросов, вопрошающих Ленина, как быть в войне с Германией. С балкона особняка Кшесинской Ильич ответил в апреле 1917-го многотысячной демонстрации революционно настроенных балтийцев: «Революцию свершай, но фронт — держи! Войну нельзя окончить одним лишь втыканием штыка в землю…» Собственно, эта формула и стала вскоре, в 1918-м причиной появления 23 февраля Красной армии из Красной гвардии (под началом украинца Николая Подвойского начавшей успешно действовать ещё в ходе Корниловского мятежа, в августе 1917-го).
P.S. Не соглашусь, что «Танкисты» забытый фильм, его с 2022-го показали раз, наверное, 15 на разных каналах ТВ — в желании провести те самые аналогии («отечество взывает!»). А в списке предвоенных фильмов, готовящих к войне с нацистской Германией, не хватает «За Советскую родину!» (о Финской кампании).
Д.Ч.
«Намёк очевиден: Советский Союз отныне наследник Российской империи» — это перебор, СССР воспринимал себя как наследник России-народа, а не России- империи. Поддержу Д.Ч.
ну так мы богаты спектром авторов, среди которых самых одиозно-правых, как Севастьянов — мы выкуриваем исключительно живой, аргументированной критикой. а тут — товарищеская дискуссия, уточнения, причём вполне даже конструктивные — ибо киноведение на наших страницах мы приветствуем!