«Молодой гвардии» 100 лет. Это же только представить себе: нас всех ещё не было, а она — уже была! Нет её создателей, первых авторов и читателей, а она — есть! Не станет нас, а она — будет! При том, что многие другие литературные журналы-ровесники и даже «младшие» издания канули в Лету, не оставив даже кругов на воде. Наверное, есть всё же какая-то правда в том, что как корабль назовут, так он и поплывёт…
Уверена, что сегодняшние читатели, тем более авторы, печатающиеся в «Молодой гвардии», испытывают особое уважение к журналу, в котором публиковались такие столпы отечественной литературы, как Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Максим Горький, Михаил Шолохов, Андрей Платонов, Вячеслав Шишков, Леонид Леонов, Александр Фадеев, чье высокохудожественное и глубокое творчество никак не укладывалось в прокрустово ложе классовой культуры.
А ведь в первое десятилетие существования журнала главные редакторы, начиная с Леопольда Авербаха, родственника Троцкого, менялись практически каждые два года. И, конечно же, действовали по принципу «Партия сказала — комсомол ответил «Есть!», готовы были «комсомольским миллионным тараном» рваться галопом, «врагов труда валить в размол» и хрустеть костьми тех, кто ещё не пропитан «мятежным духом классовой борьбы». И всё же в журнале исподволь собирается и крепнет незримая сила, словно раскачивающая ещё не устоявшуюся в волнах бушующего постреволюционного бытия комсомольскую лодку и сбивающая её с социально заказанного курса — вершить новую культуру «штыками и картечью». Даже среди первопроходцев «Молодой гвардии» нет единства, и вскоре Светлов с Голодным уйдут от радикальных Безыменского и Жарова и примкнут к более терпимым «перевальцам».
Медленно, но верно журнал начинает отрываться от космополитизма и беспамятства в сторону патриотизма и народности, от «нового комбинированного искусства» с его «невиданно объективной демонстрацией вещей, механизированных толп и потрясающей открытой грандиозности, не знающей ничего интимного и лирического» (по словам идеолога Пролеткульта Алексея Гастева), — к реализму и традициям русской классической литературы.
МНОГОТОМНАЯ ЭПОПЕЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ
В 30-е годы в «Молодой гвардии» печатается роман Николая Островского «Как закалялась сталь», претерпевший с тех пор немало трактовок и переоценок, но не переставший от этого быть выдающимся произведением большого писателя своего времени, утвердившего в литературе образ страстного, крепкого духом, цельного и невероятно убедительного героя.
Это мы знаем, это проходили и наши родители, и мы сами, и наши дети сегодня, когда писатель — частично или полностью — изымается из школьных программ, а то и вовсе не включается, замалчивается, всячески игнорируется. Так было с Достоевским (причем не единожды), с Буниным, с Есениным. Да что там говорить: и Пушкина бросали с парохода современности ещё в 1912 году.
А сколько писателей были попросту выжаты из страны, истреблены, замучены, доведены до крайности. Но время всех и вся расставляет на свои места, воздаёт по заслугам. И продолжают жить строки Бехтеева и Туроверова, Шмелева и Розанова, Цветаевой и Георгия Иванова, Гумилева и Васильева, Мандельштама и Пастернака. Никогда не исчезнет из нашей литературы и творчество Николая Островского, которым и сегодня зачитываются люди, нуждающиеся в сильном герое, преодолевающем жизненные обстоятельства, болезни, предательства единственно крепостью своего духа.
Кстати, мне эту книгу родители подарили за успешное окончание второго (!) класса. И долгие годы не было для меня более поучительных и любимых героев, чем Павел Корчагин Островского и Овод из одноименного романа Войнич. Видимо, заражали они своей страстностью, жизнелюбием и в то же время жертвенностью, благородством, целеустремленностью.
В конце концов это были герои своего времени, теперь уже вечно пребывающие в литературе и жизни будущих поколений. И лучшие писатели страны, публиковавшиеся в «Молодой гвардии» за сто лет, создали целую галерею таких героев, составив, по сути, многотомную эпопею истории страны — в художественных произведениях, поэтических подборках, документальных очерках, философских размышлениях, публицистических работах, литературной критике. На страницах «Молодой гвардии» нашли отражение все политические сражения и литературные страсти века, идеологические бои и экономические свершения, горькие отступления и Великая Победа, подъём и крах социалистической империи, постперестроечное разорение России и противостояние ее патриотических сил либеральному лобби, а главное — жизнь и судьба русского народа, российского национального сообщества.
СКВОЗЬ ОТТЕПЕЛЬ, ПЕРЕСТРОЙКУ И КРАХ СТРАНЫ
С середины шестидесятых годов, с приходом на должность главного редактора Анатолия Никонова, журнал уже бесповоротно, по словам нынешнего редактора «Молодой гвардии» Валерия Хатюшина, встал на национально-патриотические рельсы. Конечно, это было нелегко, журнал, осмеливавшийся выступать в защиту русской нации, сдерживали и осаждали, взнуздывали и наказывали, навязывали дискуссии и разборки. А он жил. С началом перестройки гонения на патриотический журнал усилились — а он со своего пути не сворачивал. Рухнул Советский Союз, подмяв сникший перед новой буржуазией класс-гегемон, так яростно пестуемый в 20-е годы, — а журнал продолжал ратовать за любовь к Отчизне и русское национальное самосознание.
И уже в 1992 году, когда в условиях дикого раздрая в стране «Молодая гвардия» (уже независимая от комсомола) отмечала свое 70-летие, тогдашний её редактор и знаменитый (благодаря своим эпохальным произведениям «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень») писатель Анатолий Иванов твёрдо заявил: изменить патриотическую линию журнала, развалить его не дадим. «Как прежде, мы будем тверды, отстаивая принципы социальной справедливости и гражданственности, будем бороться за возрождение из пепла любимого нашего Отечества», — сказал он тогда. Прошло тридцать лет. Но «толстые» литературные журналы — как советский, российский феномен культурной жизни страны — по-прежнему в загоне, особенно патриотического толка.
Они не приспособлены, не предназначены создавать прибыльный и продаваемый продукт, их миссия — творить культурное, духовное пространство. А как его творить в отсутствие внятной государственной политики в отношении культуры, идеологии, взамен которой обществу уже навязали материалистические целеполагания типа комфорта и успеха, отлучили и отучили его от чтения и реального просвещения, от патриотизма и любви к Родине, армии, к своему народу? В условиях самовыживаемости у «Молодой гвардии» не много ресурсов — только самые верные и преданные её авторы и подписчики, которым не под силу содержать издание, не имеющее бюджетного финансирования. Тучи над журналом сгущались, и в конце 90-х он мог закрыться.
Но древко падающего знамени «Молодой гвардии» уверенно подхватил патриот России и верный молодогвардеец, поэт, прозаик, острый несгибаемый публицист Валерий Хатюшин, возглавляющий журнал почти полтора десятилетия и продолжающий вести его в русле классических, православнопатриотических традиций русской литературы.
Именно поэтому в свои сто лет «Молодая гвардия» — в строю. Как на протяжении всего века, журнал и сегодня открывает читателям имена и творчество начинающих, только становящихся на крыло авторов, представляет просвещённой России произведения неизвестных ей писателей из разных регионов страны, из провинциальной глубинки, возвращает к жизни классиков и публикует уже состоявшихся современных поэтов, прозаиков, критиков, публицистов.
Когда-то давно один из верных и преданных авторов журнала Феликс Чуев очень верно отметил:
Молодая гвардия» не умеет изменять себе и своим читателям — молодёжи разных поколений. Поэтому она всегда Молодая и всегда Гвардия.
Сегодня понятно, что речь не только и не столько о возрасте читателей, а об их душевном настрое, их несломленном духе и бойцовском характере. И быть причастным к ней в любом качестве — читателя, писателя, лауреата — это даже не особая честь, а, наверное, судьба.
Эмма МЕНЬШИКОВА, Липецк
Хатюшин такой молодой…