06.12.2022

Форма культурного возрождения

Раньше, помните, были освещавшиеся на всю страну писательские съезды и совещания молодых литераторов, поэты собирали стадионы, сборники стихов и прозы печатались многотысячными тиражами и продавались в книжных магазинах страны от Калининграда до Сахалина? А что мы имеем теперь, когда ничего подобного уже практически нет? Имеем фестивали в качестве формы существования современной литературы и примыкающих к ней «художеств», как именовал разные виды искусств и ремёсел творчески активный Пётр Первый, который и сам был тем ещё художником!

Об эпохе Ренессанса применительно к «Степной лире» сказал на открытии фестиваля гость из Донецкой Народной Республики профессор А.А. Кораблёв, заведующий кафедрой истории русской литературы и теории словесности Донецкого национального университета. Александр Александрович напомнил собравшимся о том, что Возрождение в Италии началось в никому в ту далёкую пору не известной Флоренции. Началось потому, что представители разбогатевшего и вставшего во главе этого города семейства Медичи привлекли сюда мощные творческие силы – Рафаэля, Микеланджело и Леонардо да Винчи. Не исключено, что и для культурного возрождения России станица Новопокровская, ставшая местом ежегодного проведения международного фестиваля «Степная лира», в исторической перспективе будет иметь не меньшее значение, чем Флоренция для Италии.

«Когда мы с худруком «Лиры» Иваном Белокрыловым объявили о проведении ПЕРВОГО фестиваля в 2017 году, – рассказывает президент фестиваля Ирина Ковалёва, – некоторые коллеги по перу восприняли эту идею в штыки. Нам говорили, что это несерьёзно, что в такую несусветную глубинку никто не поедет. Кто-то даже саркастически заметил: «Вы ещё в Кущёвке фестиваль проведите!» Оказалось, что не только иностранные участники, но и московские писатели ничего не знают о Кубани. Но в том и состояла идея – показать российским и зарубежным литераторам, переводчикам, музыкантам, художникам, артистам настоящую, то есть нестоличную, негламурную Россию. И этот замысел удался! Все, кто приезжал на фестиваль в течение пяти лет, а это были деятели культуры из 20 стран (от Великобритании, Германии, Франции и Италии до Узбекистана), чувствовали себя как дома в гостеприимном Новопокровском районе и с нетерпением ждали очередного фестиваля».

Поэт и переводчик Владимир Пресняков, когда приезжает в Новопокровскую, периодически щипает себя, чтобы удостовериться, что вся эта красота природы и поэтического слова существует наяву, а не во сне. Те же ощущения испытывали и мэр с вице-мэром итальянского города Каманья-Монферрато, когда три года назад приехали в станицу подписывать договор о побратимстве (кстати говоря, этот побратимский проект – один из ярких результатов фестивальной дипломатии). Увиденное здесь произвело настолько глубокое впечатление на гостей из Каманьи, что её мэр, сложив свои полномочия, принял решение переехать в Новопокровку. Она, конечно, не находится под защитой ЮНЕСКО, как его родной город, но зато на редкость богата теплом человеческих сердец и талантами.

Какие здесь хоровые и танцевальные коллективы! Язык не поворачивается назвать их самодеятельными. Какие дома культуры – настоящие дворцы! На этой земле вырос писатель Аркадий Первенцев, оставивший воспоминания о Новопокровской в повести «Баллада о детстве», здесь же гостил у бабушки с дедушкой троюродный брат Первенцева Владимир Маяковский. В станице родились председатель краевой организации Союза писателей России Светлана Макарова-Гриценко и президент фестиваля, посол мира от Каманьи Монферрато Ирина Ковалёва, а также Евгений Бараковский. Подполковник в отставке, он начал писать стихи в мае 2017 года, когда руководители фестиваля договорились с районной администрацией о его проведении. И первые стихи новоиспечённого автора уже в августе были опубликованы в альманахе «Степная лира»!

А за двести лет до этого мимо казачьего кордона, с которого началась история станицы, проскакал в южную ссылку Пушкин, написавший брату Льву: «Видел я берега Кубани и сторожевые станицы – любовался нашими казаками. Вечно верхом; вечно готовы драться; в вечной предосторожности!»

С посещения казачьего Кордона, воздвигнутого во время Кубанского похода А.В. Суворовым на берегу Еи – самой большой равнинной реки Краснодарского края, обычно и начинается фестиваль. В этом году он был посвящён 195-летию станицы и 85-летию образования Краснодарского края. Побывать на Кордоне – всё равно что прикоснуться к истории страны. Отсюда Суворов отодвинул границы Российской империи до самого Чёрного моря, а закончил свою военную карьеру знаменитым переходом через Альпы, совершённым в непосредственной близости от побратимской Каманьи, на выезде из которой теперь установлены дорожные указатели на станицу Новопокровскую. Удивительно, как почти мистическим образом рифмуются географические точки и исторические события!

Из-за карантинных ограничений в 2020 и 2021 году «Степная лира» проводилась в Каманье, а также в Москве – в Малом зале ЦДЛ, Шолоховском зале Союза писателей России, Словацком культурном центре и московской школе № 2121 имени маршала Советского Союза С.К. Куркоткина с казачьими классами имени атамана Матвея Платова. Тем радостнее было участникам фестиваля вернуться на кубанскую землю. Здесь тоже по ним скучали, встречали караваями и народными песнями, распахнули двери государственных и частных музеев, удивили невероятной красотой фольклорного обряда выкупа невесты.

На концертах и презентациях фестивального альманаха и книг участников «Степной лиры» в библиотеках и домах культуры района присутствовали слушатели от мала и до велика. Поэтесса и переводчица Ольга Панькина представляла на фестивале Македонию, гражданство которой получила за заслуги в области межкультурного сотрудничества. Ольга проработала 17 лет в посольстве Македонии в России, переводила на встречах руководства этой балканской страны с Владимиром Путиным и Сергеем Лавровым, а затем полностью переключилась на художественный перевод с македонского. Под её пером по-русски заговорили около трёхсот македонских поэтов и прозаиков, чьи произведения опубликованы в 70 книгах. Слушатели оставили горячие отзывы о творчестве своей землячки – поэтессы Антонины Беловой, уроженки станицы Каладжинской, выступлениях литературного критика из Краснодара Виктории Лебединской, литераторов из Москвы – поэтессы Любови Берзиной и прозаика Галины Бурденко, а также гостей из Крыма – руководителя местной писательской организации Людмилы Кулик-Кураковой и актрисы и прозаика Леноры Сеит-Османовой.

Актриса театра кукол «Жар-птица» Ирина Дмитриева своими спектаклями привела в восторг малышей из детских садов. А поэт, прозаик и сценарист Дмитрий Курилов приехал на фестиваль с пачкой газеты «Литературная Россия», где была напечатана его проза, и разнёс номера газеты по библиотекам. А вот делегат от Белоруссии, поэтесса и переводчица Светлана Быкова получить свежий выпуск газеты со своей публикацией не успела – ведь он вышел непосредственно в дни фестиваля, явившись для неё неожиданным и очень дорогим подарком.

С большой духовной отдачей прошли выступления в школах. Участникам фестиваля удавалось зажигать сердца ребят. Ученики художественной школы с удовольствием слушали стихи об изобразительном искусстве и рассматривали книгу-альбом «Я сегодня нарисую крупноспелую волну». Вошедшие в неё стихи создавались как иллюстрации к рисункам, а не наоборот. А в конце ребята вместе со своими гостями под гитару музыканта Александра Свиридова спели хором несколько незнакомых им песен, в частности «Надежду», слова которой нашли в интернете. Своим пением они невероятно удивили преподавателей: у их воспитанников оказались замечательные голоса и прекрасный слух!

Всего за три дня с 14 по 16 сентября фестивальные мероприятия прошли на 32 площадках. Яркие впечатления остались у участников фестиваля от скачек в степи в честь юбилея станицы Новопокровской и Краснодарского края. Скачки проводились впервые после 30-летнего перерыва. На них от имени атамана Всекубанского казачьего войска прошло награждение орденами «Потомственный кубанский казак». В частности, этот орден вручили заслуженному врачу России Владимиру Ивановичу Ковалёву, поделившемся на фестивале воспоминаниями о воспитавшем его дедушке – казаке Григории Васильевиче Рябухе, который стоял с посольской сотней в Тегеране, служил срочную в Ашхабаде, участвовал в Первой мировой войне, спасал мирных жителей в дни армянской резни под Эрзерумом. Рассказывать историю славного казачьего рода можно до бесконечности! На фестивале Владимир Иванович делился профессиональным опытом с молодыми врачами и встречался со школьниками, которые хотели бы сделать медицину своей профессией.

Участникам фестиваля были вручены дипломы, а некоторые из них удостоились специальной премии «Степная лира» (памятный знак, удостоверение и так называемая натура кубанской пшеницы в льняном мешочке ручной работы), учреждённой худруком фестиваля в 2020 году. Впечатлённые увиденным на «Степной лире» гости наверняка ещё воспоют красоту кубанской земли, казачью удаль и выучку участвовавших в скачках ахалтекинцев в стихах и прозе, как уже делали не раз, посвящая свои произведения столетнему дубу в степи, реке Ее, кордону и другим достопримечательностям Новопокровского района, с которым попрощались до новой встречи через год.

Марина МОРЕЛОВЦЕВА

Фото Алексея Толстых

4 комментария к «Форма культурного возрождения»

  1. Хорошие люди и ни одного в своей национальной одежде. Почему? Давно интересует вопрос — почему русские никогда не носят свою национальную одежду? Почему даже президент России ходил и в кипе не раз, и в других национальных одеждах, в том числе и в вышиванке. Но никогда его не было в косоворотке. В чем такая проблема с русской национальной одеждой? Или все русское надо растворить в угоду другим национальностям, которые поощряются в уважении к своей одежде и своим традициям. Может хоть кто то предложит Путину ходит в национальном костюме, а не в швейцарских часах и хасидской кипе? Или я о чем-то запрещенном спрашиваю?

    1. критерий, конечно, забавный — но вот Хрущёв ходил в косоворотке (привык к этому в 1920-30, это мода была, мой дед тоже ходил, хотя белорус)… и много от того хорошего в СССР пришло? надо полагать, что вышиванки или косоворотки — на мысли и решения влияют в наименьшей мере. кстати, вам фотография с караваем не понравилась? там всё вполне фольклёрно, национально

      1. Подмена русского национального менталитета «интернационализмом» является идеологическим и политическим преступлением. Ни один народ в мире никогда не принимал лишения его национальности. Ваши идейные единомышленники оставляют всем другим народам право быть национальностями. Но русских сначала советское антирусское правительство, затем современные антирусские руководители России, включая и нынешнего вашего президента, а теперь и Вы = все c молчаливым, но удивительно маниакальным упорством стараетесь лишить русский народ национального менталитета. Впечатление, что Вам тема восстановления русского самосознания, как нации русских — Вам кость в горле.

        Но русские не безропотная мочалка, которая обязана впитать в себя все идеологические помои, которые выплеснут на нее руководители страны. Русский народ это люди имеющие свой генетический кареотип, фенотип, язык, традиции, одежду, культуру и историю. Если президент России не соизволил ни разу предстать пред своим народом в национальной одежде, то очевидно это сигнал. И дружественным в отношении русского народа этот сигнал не является. Не просто так 8 лет было позволено убивать русских. И это главный личный позор для Путина, как руководителя страны. И это его тяжкое преступление перед всем русским народом.

        Апологетика стирания русского менталитета является преступлением подпадающим под понятие геноцида. Имперские амбиции подразумевающие утопление в русской каше остальных народов не являются желанием народа. Ни татары, ни чеченцы, ни абхазы не хотят чтобы из них сделали русских! А русские не хотят чтобы в их общество продолжали насильно пихать половину средней Азии. Проблема в том, что руководство страны и такие как Вы, подпевающие ему, плевать хотели и на мнение народа и его желания. Вы никогда не ходили к народу и не спрашивали что ему нужно и чего он точно не хочет.

        Попытайтесь кастрировать национальное самосознание к примеру у чеченцев. Они очень быстро объяснят Вам, что такое национальность и национальные традиции. Причем от их обучения Вам не удастся скрыться нигде в мире. Все равно найдут и объяснят раз и навсегда. И будут правы.

        Извините, если мои слова Вам тоже в горле кость. Но надо быть честным при обсуждении таких тем. Уверен — Вы все прекрасно понимаете, но боитесь позволить себе признать это открыто.

        1. В общем все это надо исправлять. И для того чтобы не было причин для революций и взаимной ненависти, делать это надо постепенно и аккуратно. Но нельзя заметать все под ковер и делать сладкую мину. Люди все видят и все понимают. И хотя у большинства выражен комплекс ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ еще с советских времен — нельзя продолжать тренировать его в населении. Напротив — от этой выученной беспомощности надо избавляться. Поэтому темы сии надо проговаривать и думать сообща, как исправить и улучшить жизнь русских. Пора уже государству становится лояльным к своему главному многострадальному народу.

          Вот цитата с хасидского ресурса из которой следует ответ — при каких условиях народ должен быть лоялен власти. Раввины люди очень не глупые.

          «»»Так что — пока российская власть будет поддерживать еврейскую общину России и сохранять нынешний уровень отношений с Израилем, еврейская община будет сохранять абсолютную лояльность этой власти. «»»

          https://ru.chabad.org/blogs/blog_cdo/aid/2506184

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...