16.09.2024

Оптимальная модель

В нормативных, недавно подписанных президентом страны документах, касающихся государственной культурной политики, провозглашён примат духа над материей, традиционных духовных ценностей над ценностями материальными. Звучит революционно. Но как претворить это в жизнь?

Литературная жизнь в стране нуждается в реорганизации. Об этом говорят давно, но дело движется медленно. Писательскую общественность напрягает то, что рождающаяся в спорах и дискуссиях оптимальная модель взаимоотношений литературного сообщества и государства тревожно напоминает прежнюю советскую. Ту, которая была разрушена  в начале девяностых годов, когда единый Союз писателей СССР прекратил существование, и возникла целая россыпь союзов, взявшихся делить имущество Литфонда, недвижимость,  дома творчества, служебные дачи, поликлиники, детские сады, издательства, газеты и журналы. Всё было утрачено, разворовано, уведено слетевшимися на бесхозное добро ушлыми людьми. 

Писатели из уважаемых деятелей культуры превратились в униженных просителей у «парадных подъездов» издателей, распределяющих дотации и гранты чиновников, спонсоров литературных премий, организаций, готовых проплатить издание их произведений. Редким же, вписавшимся в рынок счастливцам стало удобнее  существовать «поверх» общественных профессиональных объединений, работать с издательствами по формуле: товар-деньги-товар. Точно также относятся к союзам писателей молодые литераторы, в силу возраста не успевшие приобщиться к благам, предоставляемым членам творческих союзов во времена СССР. 

Созданную два года назад при активном участии государственных структур Ассоциацию писательских и издательских союзов России (АСПИ)  можно считать прообразом  будущей единой писательской организации. В состав её учредителей  входят четыре крупнейших профессиональных объединения страны: Союз писателей России, Российский союз писателей, Союз писателей Москвы, Союз писателей Санкт-Петербурга, а также  Российский книжный союз. Под председательством известного писателя и общественного деятеля Сергея Шаргунова АСПИ за два года много сделала, как для объединения писательского сообщества, так и для его творческой и материальной поддержки.

Ассоциация оплачивает командировки писателей в литературные резиденции, где они работают над своими произведениями, встречаются с читателями, участвуют в культурной жизни регионов. Каждые три месяца  в разных городах проводятся мастерские для начинающих авторов. Тем самым хотя бы отчасти восстанавливается связь поколений, складывается общая литературная среда. Налажено сотрудничество с детскими центрами, организуются переводы и издания книг авторов пишущих на национальных языках. Только в этом году материальная адресная помощь была оказана пятидесяти нуждающимся в лечении, оказавшимся в трудной жизненной ситуации писателям. И это, не считая ежедневных мероприятий в знаменитом «Доме Ростовых» на Поварской улице 52, где некогда располагался Союз писателей СССР.

Писатели постоянно жалуются на недостаточное внимание чиновников к проблемам литературного сообщества, не учитывая того обстоятельства, что государству (в лице принимающей решения бюрократии) сподручнее и привычнее иметь дело с единым творческим союзом. Именно такое решение было принято Сталиным и Горьким в начале тридцатых годов, когда началась подготовка к Первому съезду писателей, на котором в 1934 году был учреждён Союз писателей СССР. Тогда, как говорили делегаты съезда, государство дало писателем все права, лишив их единственного  — писать плохо.

Сейчас ситуация сильно напоминает те времена. Об объединении писателей в новую общероссийскую организацию, способную возродить престиж профессии, юридически и материально защитить тружеников пера, обеспечить приемлемый уровень гонораров, вернуть хотя бы часть утраченного имущества Литфонда шла речь  на  ежегодном собрании членов Творческого и Наблюдательного советов АСПИ. Но кого и как принимать в неё? Насчёт этого у выступавших на собрании руководителей Ассоциации единого мнения не было. Рискну поделиться своим.  

Мне кажется, создавать новый (общегосударственный) союз писателей России следует в несколько этапов. Руководящий состав в переходный период (до объединительного съезда) можно сохранить. К работающему председателю АСПИ добавить четырех сопредседателей (или первых заместителей) – нынешних руководителей  крупнейших писательских союзов. Далее следует пригласить в новый союз всех проживающих в России членов СП СССР, прошедших в своё время строгую процедуру приёма. В советское время вступление в  союз занимало годы, творчество кандидата внимательнейшим образом рассматривалось известными писателями, не за страх, а за совесть работавшими в приёмных комиссиях. Графоманы, если и пробивались, то с огромным трудом. Членов четырех союзов – учредителей АСПИ, пожелавших вступить в новую организацию, пропустить через Аттестационную комиссию, куда каждый союз делегирует своих представителей. Комиссия  знакомится с  творчеством кандидатов и выносит решение.

Ведь не секрет, что последние тридцать лет критерии приёма в писательские союзы были во многом условны. Принимали меценатов, губернаторов, космонавтов, певцов и просто хороших ребят, не имеющих отношения к литературе. Сегодня в России писателей гораздо больше, чем было в СССР.  Поэтому произведения  всех, кто захочет вступить в новый союз, должна рассматривать ответственная Приёмная комиссия. При этом совсем не обязательно душить другие, не входящие в АСПИ, профессиональные объединения. Союз писателей XXI века, Интернациональный союз писателей, Пен и Пэн-центры вполне могут продолжать свою деятельность, как общественные или коммерческие организации.  

Состоять в новом (пока гипотетическом) государственном  союзе писателей станет не только почётно, но и выгодно. Объединённые в нём литераторы превратятся в серьёзную общественную силу, способную не только отстаивать свои права, но и влиять на политику государства.  Только такой союз  поднимет престиж профессии, обеспечит своим членам необходимые для нормальной работы  условия, решит вопросы с гонорарами и пенсиями, разберётся с издательской политикой, вернёт авторитет литературным журналам. Одним словом, даст  писателям шанс внести свой вклад в победу духа над материей в российской культуре.  

Юрий Козлов, писатель, главный редактор журнала «Роман-газета», член творческого совета АСПИ

2 комментария к «Оптимальная модель»

  1. Юрий Козлов написал все правильно. Представил четкий алгоритм реорганизации нашей профессиональной и общественной жизни. На мой взгляд, пора начинать эту работу. Ибо лучший способ загубить дело — это начать советоваться со всеми!

  2. Лучший способ загубить дело — не учитывать временные рамки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...