Слушая постновогодние утренние радионовости, поражался: как могут идти военные сводки встык с размышлениями о курортных планах «нашей» буржуазии? Оказывается, могут. Просто формат радио «Бизнес-ФМ», его целевая аудитория – это как раз в силу наличия соответствующих доходов, господа «выездные». Ни мобилизация им не грозит, ни какая иная повинность, кроме налогов на прибыль и на имущество. И для них – актуально всё, что было и годами ранее актуально. За год заработано (не в нашем зарплатном понимании – это, скорее, пассивный доход, дивиденды, доли и прочие прибыли) столько миллионов, что вполне можно провести недельку-другую в Швейцарии или каком-то другом месте, где есть горнолыжные склоны или пляжи. Если «поскромнее» – это Египет, Арабские эмираты. И вот это-то после военных сводок праздно обсуждали светские дамы – где «качество жизни» повыше, в каком отеле, на каком побережье. Один «креативный» господин весело из своего шале рассказывал, как «русская диаспора», сильно пополнившаяся после мобилизации, отмечала новый год в Тайланде, с большим фейерверком и шампанским…
Это мы не берём ещё господ из ежегодно растущего списка «Форбс», о санкционных лишениях которых слушали с содроганием сердец: неужели англичане посмеют как-то ограничить «альфа-банкира» Авена в его лондонском образе жизни? А ведь ограничили! Он даже труд уборщицы полноценно оплачивать не мог, но по суду добился возвращения поначалу ограниченных «прав человека» и банковского доступа ко всему нажитому непосильным трудом. Налоги-то там платит. Уж что там довелось вытерпеть почётному англичанину Абрамовичу – и подумать страшно… Любитель высокомачтых яхт и совладелец «Еврохима» Мельниченко, опять же, попал под санкции. Очень наше сердце за них болело, и за прочих оторванных от отечества граждан нескольких государств. Но у них-то в Европе, средь англосаксов, своя недвижимость, не для них старается «Бизнес-ФМ»…
Стало интересно, какова эта «целевая аудитория»?
Сотрудники Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала выяснили, что численность «креативного класса» (громкий термин, вошедший в обиход прямо с Болотной, в 2011-м) в России составляет 3,4 млн человек. Основными представителями этого «класса» (который – только часть класса настоящего, причём не буржуазии, они наёмные работники) стали маркетологи, специалисты по рекламе, а также разработчики программного обеспечения. То есть созидательным интеллектуальным трудом заняты только последние, остальные придумывают, как продавать, в просторечье – «втюхивать». За последние пять лет количество представителей данных профессий выросло вдвое. Большую часть составляют рекламщики и маркетологи — 24%, а количество разработчиков выросло на 19%. Усреднённым представителем «креативного класса» является мужчина 25-34 лет с высшим образованием. «Айтишников», скрывшихся за границей от мобилизации, заманивают назад отсрочками и льготами – но вернутся вряд ли.
Три с половиной миллиона из 140 (делаем поправку на «мирную» депопуляцию по миллиону в год) – вроде бы не так много, в одном мегаполисе уместятся. Почти так и есть, большинство – в Москве, только они обучены «удалённому заработку» и за родину не держатся, для них отечество условно, а в соответствующих вакансиях указано знание нескольких иностранных языков. Таковы реалии наших дней: можно на словах воевать с «коллективным Западом», на деле продолжая поставлять ему и дешёвую (для него) рабочую силу, и энергоресурсы. Между тем, труд «креативного класса» настолько незаметен в российском бюджете, что о нём не принято упоминать. «Кнопочки» для смартфонов – вот самое понятное и общедоступное, что они делают (и это немалый труд, конечно, но в «цифровом измерении»). Тем временем доходы России от продажи нефти и газа выросли за минувший год почти на треть – вот эта цифра не оставляет никаких сомнений скептикам, вот уж этому-то нехитрому делу мы без растреклятого социализма и большевиков, – научились всерьёз и надолго… Гордо рапортуем о строительстве всё новых трубопроводов, по которым утекают от нашей полуживой индустрии её топливо (газ) и её сырьё (нефть – в Китае из неё нам же делают дешёвые игрушки). Кто-то, помнится, заговаривал об экономике «на военных рельсах»… Что изменилось за год?
Господин Зюганов даже доклад подготовил о порочном происхождении фашизма от капитализма. Его тотчас с идеями гуманизировать экономику, приблизить её к нуждам не олигархата, а трудящихся, отправили к Мишустину, как когда-то (в 2001-м, на отчётно-выборной конференции МГО КПРФ, при первой же встрече) Зюганов меня в ДК Компрессор отправил к своему заму, нынешнему вице-спикеру Госдумы Ивану Мельникову («он у нас по вопросам молодёжи и культуры»). С тех пор ничего хорошего для предлагавших не слышно, зато в неплохо за рубежами РФ не смотря на санкции отдохнувшей Госдуме решают сейчас судьбы многодетных отцов, а «материнский капитал» вот-вот разрешат тратить на выросшие на 9% жилищно-коммунальные услуги. Неизвестно, взгрустнул ли от этого Медведев, маткапитал это же его идея, его «конёк»: задумывалось как обеспечение «доступного» образования и средства на приобретение собственного жилья многодетными семьями, а теперь «пустят по хозяйству»…
Но всё же не так «лучшие люди России» (выражение Владимира Мединского, высказанное в пору депутатского пребывания в Госдуме, из моего с ним интервью 2009 года) шикуют, не так, как в благословенных «десятых»! В 2019-м, например, скандально известный бизнесмен Сергей Полонский планировал полететь в космос в качестве коммерческого туриста, официальная версия – не пустили врачи (денег бы хватило, здоровья – нет, нездоровый образ жизни вёл). Но в целом – это было время «сбытия мечт» строительных и прочих олигархов…
Вот, например, как было в новом 2018-м, в январе? Пошедший потом по партийной линии высоко, глава Псковской области Андрей Турчак посетил курорт Сент-Мориц в Швейцарии. Глава Татарстана Рустам Минниханов отдыхал в Объединённых Арабских Эмиратах, глава Республики Марий Эл Леонид Маркелов отправился в Италию, где нынче конфискованы и виллы и виноградники «лучших людей». Легендарный Сент-Мориц расположен на высоте 1856 м над уровнем моря в обрамлении озёр Верхнего Энгадина. Турчак остановился в отеле Kulm, где средняя цена за номер составляет от 3 тысяч евро в сутки. Годовой доход губернатора Турчака составлял в 2013 году всего-то 10,9 млн рублей (даже депутаты-ровесники Турчака из фракции КПРФ в ГД имеют сейчас больше). Либо просто у таблоидов, немногих из оставшихся, как-то внимание в ту сторону уже не направляется, либо действительно приходится скромнее «лучшим людям» отдыхать в негаданных «двадцатых». Всего пара скандальчиков и выговоров по партийной линии на всю Думу в этом году.
Большинство же наших сограждан, по данным сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip, отметили главную ночь года дома — этот вариант выбрали 75% респондентов. А половина респондентов разделили это время с родными и друзьями: 50,4% россиян провели время с гостями. Треть опрошенных (33,7%) осталась довольна празднованием, при этом 66,3% сказали, что раньше отмечали Новый год лучше. А вот полученные подарки пришлись по душе 76,6% респондентам. Оказалось, что большинство людей, принявших участие в опросе, не составляли список планов на будущий год (87,5%) и не загадывали желание под бой курантов (82,5%). Возможно, это связано с тем, что загаданное годом ранее сбылось только у 35% респондентов.
Иллюстрацию к постновогодним этим размышлениям я сделал буквально вчера, прогуливаясь по центру. Место легендарное, место встречи из «Места встречи изменить нельзя» — памятник первопечатнику, некогда проходной сквер. Под которым по другой легенде находилась «расстрельная камера НКВД» (к ней якобы вели коридоры от самого здания ВЧК-ОГПУ-МГБ-КГБ, но легенды всё преувеличивают: там, в подвале, а по другой версии просто во дворе, здания, выходящего фасадом на Никольскую, расстреляны были только Тухачевский, Уборевич и Якир, сразу по окончании суда). Что теперь находится под памятником первопечатнику Ивану Фёдорову – вы видите. Так, между «зиллями» и «бентлями» наша печать и оказалась. На фоне вывесок первопечатник ужался как-то – чужестранец среди бутиков, не иначе…
Впрочем, и тут есть проблески: в июле 2022 года в России новых автомобилей класса премиум было куплено всего 1,4 тыс. штук, это составило всего лишь 4% от общего объёма рынка легковых машин в РФ. Эксперты констатировали, что премиум-сегмент падает сильнее массового, и это становится устойчивым трендом. В июле 2022 года российский рынок премиальных автомобилей упал на 90%, а массовых «всего» на 73%.
Дмитрий ЧЁРНЫЙ