Со времени окончания приднестровского военного конфликта прошло 30 лет. Казалось бы ситуация урегулирована, ни войны, ни мира. Приднестровская Молдавская Республика стала первым непризнанным самостоятельным образованием после развала СССР.
«Де юре» она как бы входит в состав Молдовы, а «де факто» живёт по своим, приднестровским, законам. ПМР отстояла при помощи Москвы свой непризнанный суверенитет. Страница истории перевёрнута.
И вот вдруг через три десятилетия вновь прозвучали старые песни. Владимир Зеленский внезапно «вспомнил», что в начале спецоперации украинскую территорию обстреливали с приднестровской территории, где расквартирована Оперативная группа российских войск. Конечно, это ложь, и Кишинёв, как и Тирасполь, это опровергли.
Но факты последних дней таковы: ВСУ активно наращивают наступательную группировку на западе Одесской области – на границе с ПМР. Подразделения стягивают на западный берег Кучурганского лимана, где находится пограничный пункт пропуска «Первомайск». Захват пограничного пункта открывает прямой путь на Тирасполь. Ещё одна группировка, меньшей численностью, формируется ВСУ севернее Кучурганского лимана, в районе Слободки. Сюда из-под Одессы стянута тяжёлая бронетехника, размещены иностранные наёмники. Марш-бросок ударной группировки позволит захватить военные склады в приднестровском селе Колбасна.
И здесь становится ясна цель Киева – это военные склады бывшего СССР в 4 км от границы с Украиной. Чем так важны эти склады? По решению Иосифа Сталина в 45 году, сразу после Великой победы над фашизмом, наша страна начала готовиться к новой возможной войне с Западом. И склады в ПМР стали главными стратегическими складами артиллерийских боеприпасов Советской Армии Запад-Центр, что называется, от «Гибралтара до британских морей».
В 92-м году мне довелось вместе с генералом Александром Лебедем походить по подземным коридорам этих бесконечных хранилищ. Военная промышленность не утратила своих темпов после 9 мая 45-го и почти все производимые боеприпасы поступали в Тирасполь для войны с Европой. Там и складировались. Мины всех рабочих по сей день наших калибров, снаряды, в частности, те самые 152 мм для гаубиц, которые работают сейчас в российских войсках на всей протяжённости линии соприкосновения с ВСУ.
Многие боеприпасы были в ужасающем состоянии – ржавые мины и снаряды лежали открыто под дождём и снегом на истлевших досках, уже превратившихся в землю. Всё это было невозможно безопасно куда-либо вывезти. Это железо ждёт участь египетских пирамид.
В таком состоянии были боеприпасы конца 40-х и 50-х годов. А вот начиная с конца 60-х и боеприпасы 70-х и 80-х годов находятся в хорошем состоянии. По крайней мере лучшем, чем ВСУ получают сейчас из Польши – ржавые от коррозии снаряды времён Варшавского договора, стрелковые патроны, которые клинят и срабатывают в автомате Калашникова по схеме 2 хороших на 5 бракованных. Забейте ими рожок и попробуйте выстрелить в воздух, обойма не выдет одной очередью, на каждом третьем патроне придётся передёргивать затвор. О состоянии пороха и прицельности и говорить не стоит, она нулевая.
Но на складах хранятся не только боеприпасы, но и запасные стволы к артиллерийским установкам. И у ВСУ стволы из-за сверхинтенсивной стрельбы уже выходят из строя, заменить их нечем.
В случае захвата этих вожделенных складов Киев получит снаряды советских калибров, которых ему хватит на несколько десятилетий войны. Никто сегодня не решится сказать, сколько же там снарядов, все уклончиво говорят «очень много». Но, если это не самый большой склад в мире, то, по крайней мере, один из пяти крупнейших.
Но не всё так просто. Склады охраняют российские миротворцы. Официальный Кишинёв хочет избавиться от Оперативной группы российских войск из Приднестровье. Это было первым же обещанием нового премьер-министра Дорина Речана, который недавно вступил в должность. Заявления Речана в Приднестровье, естественно, всерьёз не воспринимают. Кроме того, речь не идёт о сворачивании миротворческой миссии, которую проводит в регионе Россия с 1992 года согласно межгосударственному соглашению. Изначально миротворцев было около 5 тысяч, сейчас контингент не превышает 1 тысячи человек, приблизительно. По другим данным, порядка полутора тысяч. Прибавьте к этому 20-тысячную группировку приднестровской армии, которая сразу же придёт на помощь миротворцам и 30-тысячное ополчение ПМР. Большая часть, несмотря на проживание в республике, ещё с 90-х годов имеют российское гражданство.
Но Зеленского это не останавливает. Вдоль границы развёрнута артиллерия ВСУ и барражируют разведывательные дроны. Сконцентрирована группировка до 20 тыс человек. Это в основном люди из Николаевского и Одесского гарнизонов и примкнувшие к ним националисты и наёмники.
Зеленский не доволен, что соседняя Румыния – одна из тех европейских стран, которая отказалась поставлять оружие Украине, не проявляет никакой активности по влиянию на соседнюю Молдову.
При этом Румыния жизненно важна для украинцев. В прошлом году транзит украинского зерна через румынскую территорию вырос в 68 раз, а прямые поставки зерна в Румынию – в 815 раз. Румынского топлива в Украину за год отгрузили в 30 раз больше, подсчитало издание Profit.
Зеленскому, однако, нужно оружие. И для этого Киев готов пообещать Румынии контроль над Молдавией. Киевский режим усиливает нажим на Румынию и через лояльных олигархов, выяснил в своём расследовании журналист Раду Поп из издания Stiripesurse.
Но Молдова не спешит слиться с родственной по языку Румынией в одно государство. Мне довелось в начале 90-х работать в Бухаресте и я своими глазами видел, с каким скрипом пытались втянуть соседнюю Молдову в мифический проект «Ромыния Маре» (Великая Румыния). «Младшие братья» не захотели работать сантехниками у «старших». Это как украинцы в Польше чистят унитазы полякам, в то время, как сами поляки чистят унитазы французам. Молдоване же, помня жизнь в СССР, отказались.
Россия уже заявила, что «Вооружённые Силы Российской Федерации адекватно отреагируют на провокацию киевского режима, если таковая всё же последует, и обеспечат защиту наших соотечественников, российского миротворческого контингента, военнослужащих Оперативной группы российских войск и военных складов в н.п. Колбасна в Приднестровье. Любые действия, представляющие угрозу их безопасности, будут рассматриваться в соответствии с международным правом как нападение на Российскую Федерацию».
В зоне складов давно оборудована хорошая опорная войсковая линия и захватить её наскоком за несколько дней ВСУ не удастся, да и приднестровцам не занимать опыта в боевых действиях. Ну, а как российская армия может помочь нашим – мы увидим в случае нападения со стороны Зеленского на село Колбасна. Если ВСУ попытаются взорвать склады, произойдёт катастрофа равная сразу нескольким Хиросимам, только неядерным.
Алексей БОРЗЕНКО