Москвич Андрей Силаев, уехал в Канаду на ПМЖ в начале 90-х. Так сложилась его судьба в эпоху безвременья в России. И вот через 30 лет он впервые приехал в свой родной город, чтобы повидать родителей и брата. Впечатления и эмоции человека, который взглянул на родную Москву через треть века.
— Что удивило в первый день?
— Родной город меня удивил с первых минут, когда я вышел с Киевского вокзала. Посмотрел на дома, которые помню еще с тех, старых, времен, меня удивило, что они какого-то другого цвета, совсем не такие, какими сохранились в памяти. Город хорошо помыли. Он стал таким чистым, светлым, широким. Мне до сих пор сложно переварить, что я здесь. Я ведь ехал и не знал, что меня ждет. Когда мы уезжали, времена были тяжелые, только-только начинался развал страны.
— Что больше всего понравилось?
— Понравилось, что родители живы, что они в нормальном состоянии, что с ними можно сесть и поговорить. Ясно, в первый день я их не совсем узнал. Они выглядят не так, как я их помню. Ведь тридцать лет прошло. Но начали говорить, и я узнал родные нотки, что-то родное пошло. После этого я растаял душой.
По городу не успел поездить, народу стало очень много, машин стало очень много. И везде – магазины, магазины, магазины и кафе. Все работают, тут кто-то копается, тут кто-то что-то делает. Самокатчики достали всех. В Торонто им запретили ездить, оставили только электрические велосипеды. Остановили беспредел самокатов, у вас тоже остановят.
И метро. Я обалдел от метро в каком плане — раньше помню, как от одной точки до другой добирался при той развитой системе линий час-полтора, а сейчас, к удивлению, заметил, что по новым линиям метро намного короче и быстрее получается. Все спальные районы, которые тогда были, Текстильщики, например, все они плотно подвязаны к метро. Можно добраться в какую-либо точку без особых проблем только на метро.
— По магазинам походил?
— Мы с братом были в разных магазинах, зашли в «Метро». Меня удивил выбор товаров. У нас в Торонто тоже есть такого типа магазины, объем помещений такой же, а у вас разнообразие товаров намного большее. Там, в Канаде, говорят, что здесь все плохо, что вы загибаетесь под санкциями, а посмотрел, на что глаз лег, товары все свои, в том числе из Белоруссии, но все, что надо, все, что обычно мы используем в быту, все есть.
Единственное, что я хотел жене привезти отсюда — французский коньяк «Барон Отард», но не нашел.
Удивило большое количество милиции, я понимаю, что идет операция на Украине. Меня поразили рамки на входах в метро. Но это имеет свой смысл. У вас на улицах безопасно.
— Ты еще приедешь в Москву?
— Я собирался приехать довольно давно, но по семейным причинам все оттягивалось, последний раз хотел прилететь в 2020 году, но началась эпидемия КОВИД-19. И все остановилось. Я боялся, что не увижу родителей. Конечно, приеду и привезу семью.
— А летел на перекладных?
— Летел через Каир. Удовольствие небольшое, я скажу, долгий перелет.
— Ты узнавал все улицы, по которым шел?
— Многое изменилось, за столько лет где-то покрасили, где-то перестроили. Мы заехали в центр Москвы на Новослободскую, там стадион был, где мы играли в регби, и я, в принципе, узнал многие места. Все похорошело, изменились улицы. Все подделано, все подкрашено. Тяжело было бы ездить на машине, сложно разбираться с трафиком столичного движения, он очень плотный.
Еще не успел встретиться с друзьями, у меня всего две недели на поездку в Москву. Я ехал специально повидаться с родителями. Еще нужно встретиться с тетей, которая меня воспитала, когда я был маленький. Мать с отцом были на работе, а она на 11 лет была меня старше, ухаживала за мной, я с ней в понедельник встречусь. А на большее у меня, наверное, времени не останется.
— Эмоционально переживал, когда приехал?
— Первую ночь в Москве даже плохо спал. Много всего навалилось, эмоций и воспоминаний. Те места, которые я помню, там были небольшие дома, а теперь высотные здания. Сити поразил воображение. Такое же ощущение возникает и у нас, когда идешь в Торонто в сторону озера. Здоровые здания, небоскребы. А мы живем за городом. Идешь и чувствуешь, что мне здесь не уютно среди стали и стекла.
— Какое впечатление от москвичей?
— Я не так много общался, но с некоторыми друзьями встретился, все такие довольные, все такие счастливые, доброжелательные, со всеми поговорил.
Жалко не успел зайти в книжные магазины, но еще зайду. Есть планы, если позволит вес моего обратного багажа.
Я доволен поездкой, выполнил основную задачу, не до конца пока — пообщался с родителями. Посмотрел на них, как они живут, какие проблемы, чем они живут. Но проблемы есть везде. Мне нравится современная Москва.
Интервью записал Алексей БОРЗЕНКО