23.04.2024

Юрий Поляков вспоминает об Абхазии с любовью и ностальгией

Недавно мне представилась прекрасная возможность вживую пообщаться с Юрием Поляковым – крупным мастером современной русской прозы, поэтом, драматургом, публицистом, автором ряда популярных телевизионных программ. Его остросюжетные произведения « Сто дней до приказа», «ЧП районного масштаба», «Козленок в молоке», «Апофегей», «Гипсовый трубач», «Совдетство», «Хомо-эректус» или обмен женами», «Грибной царь», «Небо падших» и др. стали знаковыми, и вызвали не ослабевающий и в наши дни читательский интерес и внимание. Многие вещи классика получили сценическое воплощение в ведущих российских театрах. Юрий Поляков по праву признан мастером гротеска.

…Фотообъектив запечатлел моменты моего знакомства и общения с Юрием Михайловичем в кулуарах сухумского «Дома Москвы», где недавно проходили встречи видных представителей московского правительства с абхазской интеллигенцией, общественностью, журналистами. Встречи сопровождавшись большой книжной выставкой и презентациями других интересных культурных проектов, подготовленных Департаментом внешних связей Москвы.

Думаю, следует отметить, что у Сухумского «Дома Москвы» и «Россотрудничества» накоплен хороший опыт ведения дискуссий, способствующих укреплению традиционных российско-абхазских культурных взаимосвязей.

В совершенно непринужденной обстановке, без официоза, как бы пригласив схумцев к свободному диалогу, Юрий Михайлович рассказал им о достаточно сложной предыстории опубликования ряда своих произведений. Известно, что позже они стали настоящими бестселлерами. Увы, в их судьбе, не лучшую роль играла партийная цензура.

После интересной беседы с читателями, ответив на их вопросы, классик подарил многим из присутствующих свои книги с автографами. Сегодня, когда литература выживает в тяжелейших условиях коммерциализации ценностей, хорошая книга- лучший подарок для тех, кто ее по-настоящему любит и ценит.

И мне тоже, кстати, повезло, что любимый писатель с удовольствием подписал мне новый сборник своих публицистических статей с достаточно интригующим названием «Раздрапируйте мавзолей». Он издан в московском издательстве «Книжный мир» в 2023 г. Пополнила мою библиотеку и книга «Моя вселенная – Москва» (о личности, творческой индивидуальности Ю.Полякова). Это замечательное издание, вобравшее в себя статьи, эссе (научные исследования) о мастере. В числе авторов: Лариса Васильева, Владимир Личутин, Сергей Шаргунов, Лидия Сычева, Надежда Кондакова, Лев Аннинский, Павел Басинский и др. видные представители современной русской словесности ( эссеистики, литературоведения, культурологии).

И я отреагировал взаимной любезностью, вручив собрату по литературному цеху свои книжки «Абхазская тетрадь», «Нимб земли», журнал «Акуа –Сухум» ( с первой частью романа «Дверь, приоткрытая во вчера».

Было весьма приятно и лестно слышать из уст популярнейшего автора и киносценариста о том, что не мало эпизодов его жизни и творчества было связано в советскую эпоху с Абхазией, с Новым Афоном, Гулрыпшским и Пицундским Домами творчества. Здесь писались отдельные главы его знаменитых произведений. Писатель не без юмора вспоминал о том, как однажды в Пицунде внезапный ветер унес рукописи его незавершенной повести и с каким трудом с помощью своих друзей он их отыскивал в прибрежных зарослях. Возглавляя долгие годы «Литературную газету» Юрий Поляков старался по возможности размещать на страницах легендарного издания и новинки абхазской литературы, стихи, рассказы, очерки.

Он лично знаком с Народным поэтом Абхазии, лауреатом Патриаршей премии Мушни Ласуриа, передавшим ему с автографом уникальное издание «Евгения Онегина» на русском и абхазском языках ( перевод на абхазский — М.Ласуриа).

Юрий Михайлович решил не ограничивать свое пребывание в Абхазии рамками протокола. Он решил посвятить один день Новому Афону, с которым связаны его лучшие воспоминания. Сюда он приезжал еще с юности. Почувствовав, с какой ностальгией и любовью Юрий Михайлович и его супруга Наталья Ивановна, вспоминают о жемчужине Абхазского Причерноморья, значившейся когда-то на географических картах как древняя Анакопия, мы с Борисом Накопия, советником руководителя «Дома Москвы», в одночасье решили стать их попутчиками и гидами. Однако наш гость настолько хорошо знал историю достопримечательностей Н.Афона, и особенности всего его ландшафта, что мы с удовольствием уступили ему роль экскурсовода. Но зато в скромной абхазской кухне, где мы решили продегустировать отменную абхазскую чачу и вино «Анакопия», заранее отрекламированные нашим другом Бориса Терентьевичем (он же – Накопия), правом вести стол и провозглашать главные тосты я наделил самого себя. И это –не впервой!

Думаю, наших гостей впечатлили беседы с известным Нофо-Афонским художником, мастером жанра резьбы по дереву Русланом Пандария. Юрий и Наталия очень внимательно слушали рассказ опытного художника о тайнах его уникального ремесла, о качествах древесины, из которой вырисовываются причудливые полумифические образы.

Думаю, своим приездом в страну души русский классик дал новый ощутимый импульс возрождению великих традиций. Мы расставались с ним с надеждой на то, что творческий диалог получит достойное продолжение. Надеюсь, что на новые творческие подвиги Юрия Михайловича вдохновят не только мои витиеватые тосты, но и воспоминания о лучших временах, когда на посту Псоу не было никаких паспортных досмотров. Когда был один советский паспорт «дубликатом бесценного груза».

P.S. А вот  совсем недавно Борис Накопия передал мне еще одну книгу Юрия Полякова под названием «Зачем вы мастера культуры?» Она построена на глубоких размышлениях писателя о  проблемах развития русской культуры, художественной словесности, о «настоящем и будущем отечественной литературы и искусства».  На мой взгляд, это очень  ценный сборник актуальных публицистических статей, затрагивающих тенденции духовного саморазрушения, размывания историко-культурной основы российской цивилизации.

Классик не просто постулирует свое отношение к тем или иным процессам, но и высказывает свои  мысли и соображения по сохранению  и преумножению базовых ценностей,  их духовной первоосновы.

Владимир Зантариа,

писатель, доктор филологических наук, академик,

член Союза писателей России, лауреат госпремии им.Дмитрия Гулиа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...