Вадим Кожинов – легендарная фигура в отечественной культуре ХХ века. Харизматичный «шестидесятник», глубокий эрудит и рьяный публицист. Для кого-то – властитель дум, для кого-то – деятель «нерукопожатный». Авторитетный филолог, великолепный знаток русского классического стиха, открыватель новых имён в современной поэзии. Личность противоречивая, но настолько самобытная и яркая, что факт переиздания его книг не может остаться без резонанса. В своих работах Кожинов всегда подчёркивал, что неотъемлемой особенностью отечественной культуры является то, что «в начале всегда было Слово». Он утверждал, что русская культура уникальна. В своём творчестве он уделял большое внимание развенчиванию антироссийских мифов и исторических штампов.
В ярославском издательстве «Медиарост» вышли самые, пожалуй, востребованные научно-популярные и публицистические труды Вадима Кожинова. Они выстроены как своеобразная трилогия. Действительно, и сам автор мыслил свои книги как взаимосвязанные, если не формально, то по существу. Об этом писал на страницах журнала «Наш современник» исследователь жизни и творчества Вадима Кожинова известный критик и литературовед Сергей Куняев, работавший в составе редакционной группы над подготовкой издания.
«История Руси и русского Слова» открывает перед читателями широкую историческую перспективу – от летописной древности до драматичного ХХ века. Понятия «История» и «Слово» автор зачастую принципиально пишет с прописной буквы – как символ и как высшую ценность. Слово отражает Историю, История воплощается в Слове. Темы исследования – пути русского исторического самосознания, власть над умами и государственное строительство, конфликты и плодотворное взаимодействие культур: древнерусской, византийской, монгольской, хазарской…
Речь заходит о наиболее судьбоносных событиях и наиболее важных текстах (как письменных, так и устных, таких, как русские былины). Научно-публицистическое сочинение изобилует фактами, гипотезами, обширными выдержками из древних рукописей и современных исследований. В свойственной ему риторичной манере автор стремится развенчивать стереотипы и отметать устаревшие теории.
Продолжением разговора служит вторая книга – «Пророк в своём Отечестве. Фёдор Тютчев. Россия. Век XIX». В своё время кожиновская биография Тютчева дважды выходила в серии «ЖЗЛ», по ней была записана аудиокнига, она стала незаменимым настольным справочником для преподавателей литературы и просто подарком для ценителей поэзии.
Это произведение вобрало в себя лучшие черты классического отечественного литературоведения: глубокое понимание исторического контекста, нераздельное постижение фактов и обстоятельств биографических и художественных, наконец – блестящее изложение: умное, тонкое, захватывающее. Но в то же время книгу отличала значительная новизна взгляда на портрет Тютчева: портрет получался двойным. Сам автор подчёркивал, что ему в равной степени важно обрисовать личность Тютчева как гениального лирика и как недооценённого дипломата, политика и общественного деятеля. В этом подходе сказалось явное своеобразие кожиновского труда.
И именно эта же черта – нераздельное слияние творческого и гражданского начала – отличает третий том «трёхтомника». Речь идёт о нашумевшей в своё время книге «Россия. Век XX. 1901–1964. Опыт беспристрастного исследования». Парадоксальная и резкая, где-то нелицеприятная, где-то провокационная, но весьма продуманная и последовательная книга посвящена самым болезненным вопросам отечественной истории.
Закулисье войн и революций, национальные конфликты, причины и следствия репрессий, отношения народа и власти, всевозможные исторические мифы, которые должны быть развенчаны – во всю эту проблематику автор погружался с горячностью и страстью и заражал этим настроем даже несогласных. Так было в 1990-е годы, когда создавался этот труд, так, несомненно, будет и сейчас, поскольку все эти темы ныне вновь получают злободневное звучание.
Все три книги – с их более классичными литературоведческими и более полемичными историософскими воззрениями – несомненно, снова найдут своих читателей. Они предназначены для широкого круга читателей, интересующихся отечественной культурой. Впечатляет и немалый по нынешним временам тираж трилогии – четыре тысячи экземпляров! В планах издательства – продолжение публикации других работ В. В. Кожинова.
Юрий КОЗЛОВ