Наблюдая, как мир балансирует на грани Третьей мировой, как легко слепая злоба, ксенофобия, национализм, вендетта овладевают умами, достойными лучшего применения, конечно, начинаешь искать в прошлом опыты, прецеденты иного поведения и мышления. Мой старый, почти боевой, товарищ по имени Армен, с которым хаживали вместе на демонстрациях под знаменем нашей Советской родины не только в Москве, а даже в Афинах, — не только патриот, но ещё и эрудит. Вглядываясь в отдаление своей малой родины, Армении, от былого советского единства, он извлёк из-под пыли забвения стихотворение, заслуживающее сейчас не просто внимания, а нового, актуализирующего перевода.
Помните фразу из «Осеннего марафона», слова Бузыкина, адресованные студенту, который в учебном переводе «бегал и убегал»? Цитирую примерно, по смыслу: «Вы своим лепетом будете способствовать не налаживанию взаимопонимания, а разобщению народов»… Вот и многие выступления «патриотов» даже на наших страницах, увы, ближе к этому полюсу пока. Но мы — исторические оптимисты! Всё, сотворённое человеками, человек же («Не бог, не царь…») может исправить.
Нынче самое время — на фоне того, как шарахаются уже не от национал-сепаратистов, а именно от братских культур, которые в СССР непротиворечиво развивались и обогащали культуру советского народа, — заново переводить друг друга. Учить языки друг друга. Терпеливо, вдумчиво, избегая запальчивости в интерпретациях, восстанавливать атмосферу взаимопонимания, взаимоуважения. Слышать в творчестве ключевых национальных поэтов волю не к обособлению, а к причащению тем великолепным светлым будущим, которое строили наши (куда более нас мудрые) предки почти весь двадцатый век. Будущим, где национальное — не барьер, а грань интернационального, международного единства людей труда.
Это сложнейший вопрос пролетарской культуры и творчества (который обсуждать не здесь) в условиях торжества культуры и мотивации буржуазной (и буржуазного же национализма, который правит бал), однако для начала нужно минимальным творческим действием показать пример. Быть на деле прогрессивным человечеством, не поддаваясь социальному регрессу, хоть он и торжествует временные победы… Я просто подхватываю инициативу.
Вот пишет товарищ Армен:
Кто есть писатель Ованес Туманян, знает каждый армянин, независимо от возраста и страны проживания. Для тех же, кто не знает, скажу коротко и просто: Туманян это Пушкин армянской литературы. Так вот, новоявленным критикам и противникам русско-армянской многовековой дружбы хотел бы напомнить одни стихи, написанные великим поэтом и мыслителем конца 19-го и начала 20-го века в 1915 году, в год геноцида армян в Турции.
Վերջին տագնապը Վեր է կացել հին վիշապը նոր թափով, Վեր է կացել վերջին մոլի տագՆապով, Արյունառուշտ, ոճիրներով ահավոր, Մահ է շնչում լեռնրն ի վեր ալևոր։ Ու նրա դեմ ելած անզուսպ, անսահման, Հորձանք տալով ամեն կողմից ՝ հայության Հին հին հույսերն ու հուզմունքը դարավոր, Ծառս են լինում լեռներն ի վեր ալևոր։ Ծառս են լինում քաջ խմբերով անձնվեր , Ծառս են լինում տանջվողներով կիսամեռ Ծառս են լինում անընկճել ու արի, Մինչև ճերմակ գլուխները լեռների։ Ու լեռները պառավ մոր պես վերստին, Արնոտոմ են գլուխները իենց հին , Միշտ խորհելով ամպերի տակ սևակնած, Որ հենց իրենց հառաչանքն են կուտակված։ Ու մպերում , բարձր ուսից Մասիսի, Սլանում է մեծ արծիվը հյուսիսի, Շիտակ դեպի բարձրունքները հայկական, Իր հետևից հայի բախտն ու ապագան։ 1915 թ. Հ. Թումանյան
Имея, конечно же, примерный подстрочник, вот такой я сделал русскоязычный вариант:
Последняя тревога Дракон вражды, наевшись свежей плоти, Ползёт, тяжелобрюхий, средь предгорья, Измазав путь кровавой чешуёю Он выдыхает смрад к вершинам гор. Его остановить безудержной лавиной Стремится, всей армянскою душою, Войною веры против вероломства – К вершинам снежным восстаёт народ… Встают как братья и живой и мёртвый, Во весь свой рост, в роду тысячелетий, Остановить вражду и власть дракона – К хребтам, их белоснежью клич зовёт И, внявши зову, отзывались горы, Со скорбью материнской седовласой, Вздыхая над кровавыми следами, Учили, как раздор унять в сердцах. Средь облаков, набухших предзакатно, Взирая вниз, Масис не видит розни Меж турок и армянскими селАми: Не воздух же и камень им делить? И, посылая вестника от неба, Орла против ползучего дракона, В армян вселяют веру те высоты, По-северному хладен взгляд орлиный, Он в будущее братство нас зовёт!
Дмитрий ЧЁРНЫЙ
Мы обеднели и оскудоумели с размежеванием республик. Сейчас некоторые упрекают советы за строчку в паспорте «национальность». Но эта строчка именно и была гарантией равенства. Почему бурят должен стыдиться называть себя бурятом, а туркмен — туркменом? А о наших культурах, которые были для нас источником, как сейчас сказали бы , «дофамина» и говорить не приходится. Молдованеска, лезгинка, гопак — мы с детских садиков танцевали на праздниках. И сами шили костюмы. А сказки ? . … Что будут любить теперешние детсадовцы? Что для них своим станет, насколько широко будет их пространство для любви? Печально думать об этом.
Всегда логически просчитывал ситуацию с этой дружбой и приходил лишь к вопросам. А зачем вообще надо с кем то дружить? Вполне ведь достаточно просто не воевать и жить мирно. Дружба это некая сверх-ценная идея по типу анамнеза шизофрении? Или дружить выгодно? Но ни то, ни другое в реальности не нужно России.
Или дружить чтобы враги к нашим соседям не пришли? Но для этого тоже дружить совершенно не нужно. США с Мексикой не дружат, но Пекин с Москвой туда не пускают. И этого вполне достаточно для США. Так, что и для этого дружба тоже не нужна.
Дружить нужно народам окружающим Россию с русскими? Но зачем, если они русских не уважают? И приезжая в Россию они едут не дружить, а навязывать свою культуру и дикость. Максимум, что их интересует — отнять то, что есть у русских. И унизить если получится, увезя к себе домой самое ценное. Дружить они явно не стремятся.
Так откуда эта навязчивая идея о дружбе?
Не дружите. Лично вот Вы и не дружите. )
Да лично как раз у меня во всех странах есть друзья. Но то друзья по интересам и взаимной выгоде. Собственно это и есть здоровая рациональная дружба. А просто дружить, лишь бы дружить = сие интеллигентская антинаучная блажь. В природе есть дружба и она представлена двумя способами — либо паразитизм, либо симбиоз. Это когда «дружат» разные популяции. И лишь это оправдано. Хотя бывают случаи дружбы меж Амурами и Тимурами, но это только при сильном нарушении экологии.
Советские идеологи будучи неграмотными массово в этологии, биологии, физиологии и психологии = придумали массу галлюциногенных идей. Ни одна из которых не прошла проверку временем. И которые следовало бы признать прямо — антинаучными. Но этой чепухи напихали в ум людям, подменив ею естественные природные ценности. А таковыми являются — конкуренция, естественный отбор, борьба за выживание и эволюция. Ибо это основа жизни и процветания, а не блаженные идеи оторванные от законов мироздания.
Литераторы, вы должны воспевать не угасание природных инстинктов под предлогом то дружбы народов, то толерантности, то еще какой идеологии. А воспевать надо стремление к гармонии основанной на красоте выкованной в борьбе за отбор и эволюцию. Чтобы в ваших романах мужики не пили и мечтали. А бросали пить и делали, и побеждали, и добивались. И давали путь новому сильному поколению.
Какие прекрасные стихи! Какая благородная душа. Ованес Туманян – великий поэт, сын Человечества.
Великий поэт бы лучше написал как его соотечественники приторговывали родиной обвиняя в этом других. Как и сейчас, в очередной раз — Пашинян отдал кусок Армении. А виноваты снова русские. Послушайте как в Армении сейчас трактуют все произошедшее местные «любители дружить». Как им что надо, то Россия им должна по дружбе. А как нам надо чтоб там не было баз НАТО и хим\лабораторий — так они сразу независимые поэтому дружат с штатами. Ну и зачем нам такие друзья? Увы, в природе либо симбиоз, либо паразитизм — другого не бывает. Симбиоза они не хотят, а паразитов у нас и без армян хватает. Рациональнее вообще закрыть глаза на исчезновение Армении. И дружить с их победителями — более сильным народом. Армянским и другим паразитам наука, да и нам выгоднее.
Ни Есенину, ни Блоку можно было уже не любить Россию, раз щикарно пристроил царек Аляску?
1. Царь — не Россия.
2. Есенин и Блок могли бы воспеть дурость царскую.
Но «мальчик такой счастливый и ковыряет в носу…»
вот не даром за вашим наукообразным биологизаторством социологии и антисоветчиной (которой «нейтральностью» к капитализму/социализму не прикрыть — фиговенький листик) я рассмотрел национал-сепаратиста, островитянина — ничем не отличающегося от фашиста, мечтающего жить в «своём» мононациональном рейхе. однако страна многонациональна — это факт, с которым приходится считаться даже фашистам. и когда вы говорите «вообще закрыть глаза на исчезновение Армении» — ну, вы просто по-обезьяньи обосновываете Московское княжество («Россия для русских, Москва для москвичей, Бирюлёво для бирюлёвцев»)- а именно к феодальной раздробленности такие размышления и ведут, и капитализм («разделяй и властвуй») ведёт туда, всё ниже и ниже, без пролетарской солидарности, но с дверием к СВОИМ хозяевам — причём депопуляция ВСЕХ по-отдельности народов СССР это доказывает (в прибытке пара республик — но и там от бедности и традиционности уклада, от темноты, а не от прогресса многочадие)
***я рассмотрел национал-сепаратиста… «Россия для русских, Москва для москвичей, Бирюлёво для бирюлёвцев»***
Почему бы Вам не поездить по миру с просветительской миссией? Объясните, что Таджикистан не для таджиков, Афганистан не для афганцев, Франция не для французов, США не для американцев. А еще медицина не для врачей и женское белье не для женщин.
Смелее! :)))))
какие сильные аналогии! с бельём — так прямо аперкот. только сегодня встретил дяденьку с щетиной, но в юбке и чёрных полупрозрачных чулках на Тишинке: увы, и тут мимо… но в целом чувствуется «научная» аргументация. в США нет такой проблемы вообще — кто такой «американец» по национальности — а? афроамериканец — не американец? японец с гринкартой — не американец? вот ваша первая лужа ,в которую вы смачно приземлились. «Афганистан для афганцев» — батюшки, тут уже ваши познания в этнических вопросах красуются! вы в курсе, что они с таджиками одной этнической группы, то есть понятия «афганец» нет вообще — есть пуштуны и т.д. и т.п. — ?
я понимаю, что ваш личный лозунг «ЦАО для жителей ЦАО», «Рублёвка для олигархов», «Стройки — для таджиков» и т.д. — но это не национальная идея для РФ (даже для РФ) и вообще деляночки национальных государств это атавизм человечество давно уже перешагнуло тот заборчик, идёт глобализация, хотите вы этого или нет со своими гаплойдными открытиями и кроссинговерами… а за идею командировочки спасибо — оплатите вояж? я с радостью, даже загранпаспорту пойду завтра делать уже (а то всё живу а ля «Москва для москвича»)
спасибо, товарищ Шмель! (от Овода, сердечно))
У Марка проскальзывают отдельные дельные мысли.
Но в целом он — демагог.
Нельзя допускать, чтобы молодежь поверила ему.
И он бы выиграл в индивидуалистской, эгоистической игре «Последний герой», которую навязали коллективистской России амеры.
***У Марка проскальзывают отдельные дельные мысли.
Нельзя допускать, чтобы молодежь поверила ему.***
1. У гениальных людей тоже отдельные мысли являются дельными. Мне до них далеко, но спасибо. Собственно я за то, что бы мы привыкали слушать и слышать друг друга. И собирали все ценное из разных мыслей в нашу общую казну. Ею и будем богаты для полезных и добрых дел.
2. Молодежи не надо «верить» или «не верить». Молодые должны все постигать сами и учиться проверять. Так нас учили в универе наши учителя. И для того в науке есть базисные хорошо работающие процедуры. Все, что мы хотим для своей страны надо разрабатывать сообща и только на научной основе. И прежде чем внедрять все пробовать на моделях экспериментально. Сначала в миниатюре инвитро. Затем инвиво, но тоже в миниатюре. Чтобы не поломать ничего и не испортить в своей стране и не навредить. И развиваться без крови и революций цивилизованно и умно. Это и потомкам передать как главный капитал интеллигенции нашего народа.
***деляночки национальных государств это атавизм***
1. Объясните это работникам посольств, когда пойдете просить визу в Китай или скажем в Израиль (да в любую страну). Так и скажите им — Китай не для китайцев, Израиль не для евреев. Откройте им «истину в последней инстанции». :)))))))))
2. Слава Б-гу, что мы все разные и так много разных народов и культур. Не знаю, как для Вас, а для меня будет трагедией если русские смешаются скажем с китайцами или мексиканцами. А евреи с эскимосами или филиппинцами. Для любого эколога, этнографа, генетика, культуролога это будет огромная утрата. И для нашей планеты это будет фатальная потеря. К счастью национальные государства есть и надеюсь будут еще очень долго.
Социальные теоретики далекие от биологии думают, что все сейчас перемешаем и заново откроется светлый путь к вавилонской башне. Но биологи это уже пробовали инвитро — скрещивали валом такс, овчарок, борзых, пекинесов и пр. меж собой. И быстро поняли, что таким лучше не заниматься. Если и подливать какую породу в иную, то сначала обдумав и очень дозировано. Это и есть нормальный научный подход. Но Швондеры науку не любят — им главное постановить и утвердить. А несогласных заклеймить и расстрелять. Жить нормально мы только тогда начнем, когда слушать будем профессоров Преображенских, а не Швондеров с Шариковыми.
ps
Вы немного путаете атавизм и рудимент.
Помню, после первой моей публикации в «Московском литераторе», где я служил ответ.секретарём, главред Дорошенко поставил мне на вид, мол, нескромно печатать себя в газете. Через пару дней в ЦДЛ поэт Геннадий Ступин, погрозив пальчиком, сказал: «Не смей!…» Ступин вскоре умер, а Дорошенко с успехом продолжает свою вредительскую деятельность на Комсомольском 13.
***продолжает свою вредительскую деятельность ***
А как Вам такая мысль — сделать рубрику «Позорный столб». И туда вписывать имена и подвиги злыдней от искусства? Пусть будет такой открытый список, в который может больше и не захотят попадать оные злодеи. А заодно сей «позорный столб» наверняка сможет привлечь к этому ресурсу больший интерес.
Я в такую рубрику мог бы вписать бесконечный ряд, как вы сказали, злыдней…
Вот ещё в продолжение рубрики.
После моих звёздных публикаций в «Московском вестнике» в мой адрес хлынул поток восторженных откликов. Главред Гусев, не выдержав этого, стал меня гнобить. У вас нет тылов, у меня есть тылы, зудел он, у вас мещанская семья… А тут, как на грех, в редакцию врывается искромётный Юрий Лопусов и прямо с порога в присутствии всей редколлегии давай меня цитировать. Серб, сказал Лопусов, написал стихи есенинской глубины: «Есть ли жизнь за гробом, Богу лишь известно, если существует тот и этот свет, если нету смысла в нашей жизни грешной, то в загробной жизни тоже смысла нет». В воздухе повисла звенящая тишина… Мне ничего не оставалось, как сострить. Есенин до такого б не додумался, сказал я.
После этого случая началась серия провокаций против меня, напоминающая травлю. Но об этом в следующий раз, если я вас не разочаровал.
Марк:
«А как Вам такая мысль — сделать рубрику «Позорный столб». И туда вписывать имена и подвиги злыдней от искусства? Пусть будет такой открытый список, в который может больше и не захотят попадать оные злодеи».
Написал я про нашего губернатора Глеба Никитина на Стихи.ру в июне 2018 года вот это и стишок:
Власть заменяет русские слова иностранными:
«МУНДИАЛЬ — это ДРАЙВЕР!»
Из Интернета и ТВ:
«Первый заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Глеб Никитин: «регионы должны стать ДРАЙВЕРОМ в вопросе наполнения ГИСП» (дек2016г).
И.о.губернатора Нижегородской области Глеб Никитин: «Обрабатывающая промышленность — основной ДРАЙВЕР роста экономики региона» (дек2017г),
«Система управления качеством — это ДРАЙВЕР перехода к цифровому производству» (фев2018г),
«Основной ДРАЙВЕР, где можно искать точки роста, – это обрабатывающая промышленность»,
«Соответственно, ДРАЙВЕРАМИ роста это сырье обеспечивает производство аккумуляторов, керамики и стекла»,
«Мундиаль — это… ДРАЙВЕР роста для нашей экономики» (дек2017г)»,
«Основной ДРАЙВЕР роста – это как раз повышение производительности труда» (апр2018г).
И, наконец, Глеб Никитин о нашем городе Кстове: «Комплекс переработки нефтяных остатков станет ДРАЙВЕРОМ развития нижегородской промышленности» (март 2018г).
Я выдал:
«Драйвер» прилип к языку как репей?
Или посажен на супер-сверх-клей?
А может, речистому мужику
Портные пришили его к языку?
Знаешь, товарищ, неверный вопрос:
«Драйвер» в язык из мозга пророс.
После опубликования этого стишка Глеб Никитин в публичных СМИ ни разу не произнес слово «Драйвер». Думаю, его пиар-пресс-служба мониторит интернет.
Еще:
В ноябре 2022 года также поставил стишок на Стихи.ру:
У Оли трусики спадают?
На своем шоу по ТВ-каналу «Россия-1» Ольга Скабеева то и дело сует руку в карман брюк.
«Зачем рука ее в кармане?» —
Все телезрители гадают.
Сосед мой (вроде не в дурмане):
«У Оли трусики спадают?»
Через некоторое время смотрю: перестала.
***
***написал стихи есенинской глубины***
Стихотворение полно смыслом, как соты медом. Очень сильные строки. Я решил спросить у искусственного интеллекта «чьего пера» по его мнению оно. И вот, что он решил:
***Стихотворение «Есть ли жизнь за гробом, Богу лишь известно» его авторство может принадлежать нескольким поэтам. Вот несколько возможных авторов: Иван Бунин, Константин Бальмонт, Николай Гумилёв. Важно отметить, что ни в одном из авторитетных источников (таких, как собрания сочинений) это стихотворение не числится за Буниным, Бальмонтом или Гумилёвым. Стихотворение не имеет датировки и не было опубликовано при жизни ни одного из этих поэтов.***
Покажите это Гусеву — пусть от зависти лопнет. 🙂
К сожалению, Гусева уже нет этом свете.
***Написал я про нашего губернатора***
Так это ж здорово! Прислушиваются люди значит к писателям — оно и дело. А что как мысль сию усилить и сообща всем действовать? Брать имидж за грудки у мерзкого сеньора и нехорошие его поступки отрисовать, да угольком и ваксой. Так, чтобы сразу силами аж нескольких поэтов. А тех, что особливо упырей богопротивных — не жалко и навечно поселить плохим персонажем прям в сценарий. Все одно бывает образ такой нужен. Так пусть уж будет узнаваем, но так чтоб юридически не подкопаться к автору им было. Пусть плохиши познают как безоружные литераторы умеют за родину стоять. И так могут вписать в историю поганца, что память на века останется стыдиться, даже дальним их потомкам. А коли сообща гвоздями правды к тому столбу позорному прибить — ох как оно для выборов и для партнеров сигналом будет. И можно этим делом любовь свою к народу показать и пользу сделать.