Вчера (в день премьерного показа) решили с другом сходить на дебютный фильм Данилы Козловского «Тренер». О чём этот фильм? Так сразу и не ответишь. Слишком уж много переплетено в нём сюжетных линий.
Здесь и апофеоз такой скоротечной и неоднозначной карьеры игрока национальной сборной с вкраплениями его же спортивного перерождения, тема любви (куда ж без неё). И отошедшая на второй план тема отцов и детей, какие-то второстепенные картины провинциальной жизни, на которые никто не обращает попросту внимания, настолько неуклюже они освещены. Взять хотя бы сцену разговора мэра города с героем Данилы Козловского на площадке строящейся высотки…
В общем, как бы отписал Вася Обломов, — очередное унылое г**но, сдобренное футбольной составляющей. Именно составляющей, поскольку ни одну из тем игры миллионов, фильм на обсуждение и осуждение не вынес. Быть может, за исключением изъезженной темы предвзятого судейства. Хотя, это беспроигрышный вариант, за который сегодня никто никого не осудит.
Не было в фильме ни упоминания о борьбе с лимитом, дурацком календаре, неактуальности Чемпионата Мира в России как таковой, гневных постов о дальнейшей судьбе красавцев-стадионов страны-хозяйки мундиаля…
Единственно, кто порадовал, так это российский болельщик. Особенно его лидер, талантливо сыгранный Александром Ильиным-младшим.
Пожалуй, болелы и есть самая запоминающаяся сюжетная линия фильма. Правда, и здесь Козловский пасует и не лезет на рожон, ретушируя реалии фанатского движения в стране.
А помните, как болелы в середине картины высыпали из пивной, и герой Ильина затянул «Последнюю поэму», а за ним подхватили остальные (толпа)? Вот это было действительно круто. За это Даниле особый респект и уважуха.
В целом фильм, мягко говоря, провалился. Выехать на одном квасном псевдопатриотизме не получилось. Одни сплошные западные штампы.
Особенно рассмешило переиначенное высказывание Билли Бина о г**не, прозвучавшее из уст всё того же мэра всё на той же площадке. Проиграй клуб главного героя в финале «Спартаку» — логики было бы больше.
Можно было бы замахнуться на продолжение, а так — получился рядовой фильм, где каждый преуспел: главный герой обрёл себя и влюбился, игроки поверили в себя и команду, второй тренер завязал с выпивкой и вернулся в семью. Не повезло только отцу главного героя, сыгранному Андреем Смоляковым, который по сценарию фильма то ли серьёзно болен, то ли скончался.
А ведь именно судьба этого героя рисовалась самой трагической по сценарию. Взять хотя бы его стеллажи с кассетами игр сына в старенькой московской квартирке. И это ещё один вопрос, над которым просто не хочется думать.
С другой стороны, может быть, правы более матёрые рецензенты? И фильм Козловского запомнится только душераздирающим треком Imagine Dragons — Believer в середине картины, который вытянул за уши не одну рядовую премьеру… Лично мне не хотелось бы в это верить.
Денис ОПЯКИН
20.04.2018
От редакции: Мы и далее будем соблюдать традиции еженедельника, публиковать рецензии на кинофильмы (именно на кинофильмы — потому что по-прежнему считаем кино по-ленински важнейшим из искусств, отличаем его от сериального телевидения). Даже если премьера была давно. Обратной связи нынешнее кино, замкнувшееся в узком кругу бондарчуковщины-мигалковщины (уже во втором поколении), имеет мало, поэтому наш долг — чаще отзываться о том, что государство щедро финансирует, а здесь именно тот случай. Ведь это наши деньги так бездарно вкладываются узким кругом допущенных к корыту мигалковского Фонда кино и прочих корытец поменьше, граждане.
Дата премьеры и отзыва — 2018-й, апрель, когда я ещё вкалывал редактором и автором в редакции на Цветном-32. Если даже она, рецензия, попала на страницы еженедельника мимо меня (не работал в тот раз «свежей головой») — не грех её здесь перепечатать, поскольку архив по-прежнему, нелегитимно на другом сайте.
Итак, во что же бюджетирование превратило отечественное кино? В антихудожественные произведения, в которых лапидарные пиарные задачи выпирают. Снимаем кино о советском детстве — берём провинциальные воспоминания Сеславинского, о котором писали здесь достаточно, вот под это они же, кинуши от буржуазной культуры, и «дают бабло», поскольку заведуют им. В этом, а не в написании сценариев их подлинное предназначение и талант. Снимаем кино о спорте — снова берём худшие голливудские лекала, и поехали… Снимаем кино о советском космосе — туда же (разве что «Время первых» основано на воспоминаниях не кого-то, а выходившего в космос Леонова). Главное, побольше спецэффектов и страхо-нагоняния, как научил «коллективный Запад»…
И не важно, какая тема — спорт или Сталинград. Надо «стране» — снимем всё, что профинансируют силовигархи (а на народе трудовом и его культуре они неплохо научились экономить — история отношений «ЛР» с Минцифрой и Владимиром Григорьевым тому подтверждением)! Можете послушать, как мы обсуждали «Сталинград», в котором Федя Бондарчук умудрился протащить на массовый киноэкран гламур и голливудский эротизм. Это в 1942-й ледяной-то и простреливаемый со всех сторон, как дом Павлова, год! Это ж надо постараться там такое «увидеть»!..
А вот послушайте его эстетствующих, раскормленных на бюджетных миллионах антуражников, которых позвала Шафран на О2-ТВ (ну, и мои каверзные им вопросы). Прочитали бы «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова для начала, чтоб понять, чем жили тогда, и в каких темпах!.. Нет — у них своя ленивая тема, шелка-бархаты, альковы…
Денис так написал, что и смотреть не интересно. В этом-то как раз и задача рецензента, выполнить часть интеллектуальной работы за зрителя, настроить или расстроить его. Касаемо фанатов — ну, тема много где раскрыта куда веселее и шире! В том же фильме «Евротур», например (хоть он вовсе не о том, а о подростковых отношениях). Правда, там английские футбольные фанаты едут драться с «лягушатниками» (как нынче-то актуально), и добавляют в подростковое кинцо струю неподражаемого национального угара, колорита британского…
Есть ли это в фильме актёра Козловского (который и как режиссёр — больше актёрствует)? Видимо, маловато будет. Спорт в новорусском издании — лишь жалкий отголосок советского спорта. А к нему, причём ещё в самом первом издании, в физкультурном, когда в футбол играли прямо на Красной площади, где и парады физкультурников проходили, — моя семья, мои дедушка и бабушка, имеют самое прямое отношение. Идея спортивного комплекса в «Лужниках» — дедова идея, как и трамплин на Ленгорах (он до ВОВ работал напротив, в ЦПКиО — вот и присмотрел места для будущих олимпийских объектов). Близкая тема.
И конечно, тут есть с чем сравнивать. Выродившийся в профессиональный спорт, физкультурный задор масс (а именно таким и был он в 1920-х, когда шла борьба не только с безграмотностью, отсталостью «литературной», но и в области физической культуры) — никаких других поклонников, кроме пьянствующего «фанатьЯ» не мог снискать. И вот это само по себе — доказывает неверность пути. Профессиональный спорт — это тупик, им нельзя «заразить» массы, пусть даже снимая кино на бюджетные средства, его романтика — опять же в заработке, в бабле, а не в соревновании, достижении, преодолении.
Потому унизительное «команда купила игрока» и звучит поверх новостей о спортивных победах. Жаль, не могу спросить у своей бабушки, Людмилы Васильевны Былеевой, что она об этом думает (её двадцать лет уже как нет с нами), однако не сомневаюсь, что легионеры и вообще купле-продажа спортсмэнов (она так, на старый лад произносила: слово при ней и появилось, в 1920-х) — это не достижение, а вырождение. И максимум на что это вдохновляет — на групповое пьянство фанатов по пивным и у телеэкрана, ну или на драки меж собой. Вот такие завоевания капитализма на данном направлении…
Впрочем, готов обсуждать.
Д.Ч.
Фильм никудышный, Козловский его не вытянул, как дирижер не хватающий с неба звезд оркестр. К месту вспомнил, что на тему спорта существует малоизвестный фельетон 1933 года Ильфа и Петрова из непревзойденного журнала Крокодил «Честное сердце болельщика». Ссылка ниже:
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B5_%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%89%D0%B8%D0%BA%D0%B0_(%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%84_%D0%B8_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2)
Поделюсь примечательным фрагментом про футбол: «Вообще болельщики все до одного и всегда считают, что судья выносит неправильные решения, что он нагло покровительствует одной из сторон и что на поле происходят большие неполадки. Вот если бы судил он, болельщик, тогда все было бы хорошо»
так он вообще не режиссёр, если по гамбургскому счёту, на хайпе имени снимает просто то что финансируют… кинематографической специфики нет в фильмах, нет вживания в инструментарий, кинопредметности, говоря марксистски-философски, нет
Не удосужилась еще посмотреть. Все эти новые кинА я называю жвачкой. Когда-то ушла, не выключила телек с ютюбом на нём. Видимо, мне прокрутили несколько жвачных фильмов подряд, пока я в теплице ковырялась. Теперь как только заканчивается любой ролик, мне включают очередную жвачку. Сколько бы я ни прекращала этот марафон, схема закрепилась. Потому заметила закономерность одну — все эти шедевры начинаются либо чрезмерно депрессивной музычкой, либо легкомысленно-позитивненькой на фоне бытовы утренних сцен — приготовление завтрака, борьба с будильником, умывание и пр…. ))) СЕйчас специально гляну, если найду на Ютюбе, как начинается «тренер». Даже интересно!
Забыла сказать! Есть советский фильм с таким названием. Очень настоящий, очень трогательный местами, но главное — там такие картины живой жизни(простите за оборот, но есть жизнь и тепершняя — черт-те что, но уж точно не живая), там такой язык! Из сего дня — люди будущего.
(советский фильм не смотрел ,увы) так собственно свою вторичность новорусский кинематограф и подтверждает «байопИками» (до сих пор не знаю, что это такое)), сиквеллами-прик(извините за выражение)веллами… они могут снимать под тем же названием тот же сюжет — хоть три, хоть пять раз — главное чтоб была аудитория. главное — касса.
идиотизм глубочайший, но на это в казне находят миллионы и миллиарды. ну и ещё на антисоветскую дрянь огранки Андрона заКонченовского (это прозвище — про его убеждения… бабла Усманов дал — и нате, на-словах -поклонник-Ленина уже снимает алябунинскую дрянь про Великий Октябрь)
косвенное подтверждение того что постсоветское общество топчется на прошлых, советских достижениях, лишь добавляя им цвету — а топчется в культуре — потому что в формации проваливается через капитализм в царизм. социальный регресс, как и было сказано. идея того что «мы ваше будущее» — принадлежит сыну украинского философа, друга Ильенкова Босенко, сын его — искусствовед, преподаватель в университете им. Тараса Шевченко
***как бы отписал Вася Обломов, — очередное унылое г**но***
Подобная критика была бы очень хороша для иностранных фильмов, снятых враждебными странами. А критика отечественных фильмов должна быть только позитивной. В стиле — вот тут можно было чуть иначе сделать и получилось бы еще лучше. Именно так делают враги со своей культурой. В результате у них даже плохонькое кино просто сделано с таким вкусом. Так сказать кино на любителя.
Есть предложение беречь своих артистов, режиссеров, сценаристов, писателей и конечно читателей-зрителей. На похвалу и собака ласковой становится. Я против того чтобы ругать отечественную культуру. Давайте умнеть и беречь друг друга.
Для тех кто в коммунистическом танке — просьба прочесть ниже представленную фразу с характерным акцентом Сталина.
«Свою культуру, товарищи, надо любить. И либо очень хвалить, либо тоже хвалить, но… немного меньше. Мы не будем ругать свою культуру, товарищи. Потому, что отечественная культура плохой быть не имеет права. «