19.09.2024

Король в «Обыкновенном чуде» был обманут

Люблю я Шварца взять да и перечитать время от времени. Читаю «Обыкновенное чудо». Снова и снова я чего-то недопонимаю. Почему чудо обыкновенное?

Шварц сам в предисловии сказал: сила любви творит чудеса. Но Шварц шалит, это слишком просто и банально. Для внимательных и недоверчивых читателей есть чудесные белые пятна. 

В самом деле, юноша от поцелуя принцессы должен был превратиться в медведя и не превратился. Хозяин нас уверяет, что дело в любви, она творит чудеса. На самом деле, он говорит это при своей жене, которая должна в это поверить.

Хозяин сильно рискует, жена  давно сердита на него и его мальчишеские шуточки.

Дано: чудо превращения Медведя в человека произойдет, когда принцесса влюбится и поцелует его.

Три условия: любовь, принцесса, поцелуй.

Еще вариант: розыгрыш. Предположим, юноша вовсе не медведь, а обычный человек. Хозяин (волшебник)просто валяет дурака, чтоб повеселить жену, в которую влюблен уже более пятнадцати лет. Чтоб не скучала.

Обычные бытовые трюки Хозяйке уже вот где. Вот муженек и переключился, так сказать, на людей, добавил огоньку в отношения. Детей у них нет. Хозяйка сходу, с первого появления Медведя в пьесе начинает звать его сынком.

А что: интрига, эмоции, приключения и все довольны. Хозяйка наконец-то мать, а это значит, что Волшебник не заинтересован в превращении парня, пасынка, опять в медведя. Он же уйдет в горы, в леса, и Хозяйка снова заскучает. Итак, Медведь усыновлен, а в конце пьесы Хозяйка уже мать двоих детей: Принцессу она так же зовет дочкой.

Волшебник называет себя добрым. Но он не Бог, чувствами жены и других людей он управлять не может. Как он  рассуждает? Хозяин сделал вызов Богу, забыв, что Он есть и Любовь, и Жизнь. И смертный человек не властен над ними. Хозяин заигрался. О принцессе он выразился, опираясь на житейский опыт:

«Хозяин: Влюбляться полезно. Не умрет, Господи Боже мой!«

Но все пошло не так, не всесилен Волшебник. И даже Эмиль и Эмилия, которых волшебник придумал, чтоб они помогали влюбленным, обрели самостоятельность. Они занялись друг другом. Взяли и обвенчались. Кстати, фразу «Взяли и обвенчались» Хозяин повторяет пять раз подряд!

«Хозяин:

…Не зачеркивать же! Не слова — люди. Вот, например, Эмиль и Эмилия. Я надеялся, что они будут помогать молодым, помня свои минувшие горести. А они взяли да и обвенчались. Взяли да и обвенчались! Ха-ха-ха! Молодцы! Не вычеркивать же мне их за это. Взяли да и обвенчались, дурачки, ха-ха-ха! Взяли да и обвенчались!

(садится рядом с женой | обнимает ее за плечи | говорит, тихонько покачивая ее, как бы убаюкивая)
Взяли да и обвенчались, дурачки такие. И пусть, и пусть


Следовательно, он расписался в своем бессилии и пустил сказку на самотек. Волшебник не смог помочь, а после того, как Медведь не поцеловал принцессу, начинает ему мешать. Но чары бессильны против любви и он снова не справился.
   
Есть второе главное условие для превращения медведя в человека: сама принцесса. Настоящая принцесса. И тут подозрение: настоящая ли она, родная ли дочь своего папы.

Король по тексту пьесы многократно повторяет: «дочь моя», «моя единственная дочь», «моя родная дочурка». Нажимает и подчеркивает: «моя любимая, родная, единственная». Эти постоянные педалирования встречаются в пьесе более 15 раз.

Король — деспот, самодур, тиран, а его единственная любимая дочь совсем другая. Тут я стала присматриваться к репликам Короля.

Король: Ах, я перестаю быть королем, когда я вижу ее или думаю о ней. Друзья, друзья мои, какое счастье, что я так люблю только родную дочь! Чужой человек веревки из меня вил бы, и я скончался бы от этого.

Король: Дело в том, друзья мои, что принцессе еще и пяти лет не было, когда я заметил, что она совсем не похожа на королевскую дочь. Сначала я ужаснулся. Даже заподозрил в измене свою бедную покойную жену. Стал выяснять, выспрашивать… и забросил следствие на полдороге. Испугался. Я успел так сильно привязаться к девочке!

Король:…Что сделал бы на моем месте настоящий добрый отец?

К сожалению в зхаровской экранизации пьесы изменена концовка. Все серо, уныло, и самое обидное, сокращены диалоги, объясняющие все. В конце  Министра-администратора волшебник по просьбе жены превратил в крысу, а Короля в облако.

В финале в диалоге Хозяйки и Хозяина есть такие слова:

Хозяйка:  Хорошо бы и короля… подальше бы. Вот это был бы подарок. Избавиться от такого тестя!

Хозяин: Какой он тесть! Он…

Хозяйка: Посплетничай в праздник! Грех!


Король — рогоносец.

Что и требовалось доказать: принцесса не родная дочь Короля, следовательно, не наследница престола, и никакая не принцесса. Вот почему Медведь остался человеком после поцелуя обычной, хоть и влюбленной, девушки, а чудо, соответственно, обыкновенное.

Согласны?

Екатерина ЖДАНОВА

Один комментарий к “Король в «Обыкновенном чуде» был обманут

  1. ***принцесса не родная дочь Короля, следовательно, не наследница престола***

    Почти как в евангелии. Когда в начале года читают какой Исаак родил Якова, а тот и вовсе всякого. Доходя до мужа матери Иисуса. Чем подчеркивается происхождение от корня Давида. Только если совместить это чтиво с непорочным зачатием. То отец Иисуса никакого отношения к к сыну не имеет. Вместе со всей это длинной историей от царя Давида — кто там кого родил.

    Но чтобы все это в одну голову вместить надобно мыслить уметь. А пока язычник с крестом на шее занят бубнением себе под нос вымогательств к Нему, да сожжением кубометров свечек — в сие трудно вникнуть. Как впрочем и в заповедь = «постом и молитвой». Ибо пост это не поменьше мяса есть, либо вместо мяса рыбку без много масла уминать. А пост это ничего не есть — вообще, сиречь пустобрюхом быти. Да токмо не по силам оное даже тем, кто сам в рясах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...