14.12.2024

О прошедшем фестивале «Нате!»

В первую очередь хочу отметить размах мероприятия. Я, откровенно говоря, ожидал очень скромную тусовочку, где соберётся узкий круг творческих левых и ближайший к ним политический актив.

Но на деле я пришёл в битком забитое заведение, куда люди собрались, съехались из разных регионов, чтоб выступить и послушать друг друга. Помимо всего прочего, к своему стыду признаю: не ожидал, что левые способны на сегодня организовать такого уровня концертное мероприятие.

Конечно, при всём при этом главная ценность события заключалась, как верно подмечали организаторы, в том чтоб у людей была возможность, наконец, увидеть друг друга и познакомиться. И с радостью сообщаю, что я этой возможностью воспользовался.

Повидал своих давних товарищей, лидеров Российского объединённого трудового фронта (РТФ) Александра Батова и Романа Осина, журналиста и политолога Александра Евдокимова. Наконец, в живую познакомился с замечательным поэтом и мастером слова Андреем Шигиным, с обворожительной поэтессой Олесей Олексюк. Ну, и, конечно, с колоритным основателем и фронтменом группы АЛЕРТА Александром Кубаловым и многими другими прекрасными людьми.

Очень благодарен всем, кто выражал сочувствие моей судебной ситуации и моему нынешнему положению, объявляя солидарность, и считая, что я отстаиваю своей принципиальностью интересы общего дела, которому мы себя посвятили. Девятого ноября я, без сомнения, ощутил себя частью большой политической семьи и ушёл с самыми тёплыми чувствами.

Надеюсь, что если судьба к нам будет благосклонна, то нам удастся ещё раз всем вместе, может быть даже ещё более широким кругом также собраться.

Ну, а пока до скорой встречи, и ещё раз всех с Праздником!

Арсен АЙДУНБЕКОВ

На фото — автор с Андреем Шигиным, лауреатом премии им. Демьяна Бедного (2023)


От редакции: Трудно переоценить политическое значение выхода сборника «Нате!» сейчас — на дне реакции, когда нормой многим кажется не мысль свободная, мятежная, а солидарность с мрачными силами «национал-традиционализма», уволакивающими куда-то через церкви и патриотические обряды, уже даже подальше царизма, наше общество, всего-то полвека назад прорывавшееся в космос, изучавшее поверхность Венеры, Марса и даже Фобоса, и дарившее прогрессивному человечеству, а не только СССР, прорывные научные открытия… Обществу настойчиво указывают на «долг» помалкивать, в угоду физическому бытию при господах «притушить» фитилёк гражданской рефлексии, а если и возвышать голос — то в поддержку правительства реВОРматоров и бессменного царька, преспокойно под своё посмертное царствование меняющего конституцию.

Но было бы странным считать (тотально, а не в подсвеченном официозом участочке лояльности) общество настолько обессиленным и идейно опустошённым, чтобы всё это, продолжая по миллиону в год вымирать «естественным» путём, оно принимало раз за разом в покорном молчании. Нет, произведения, не просто хранящие, но развивающие революционный дух социалистического (в нескольких поколениях) народа нашего, конечно же пишутся! Они ещё не звучат громче «соловьиного помёта», «главного патриотического канала страны» (господин Соловьёв, кстати, в числе последних своих приобретений не скрывает комплекс газеты «Правда» на одноимённой лице — подарочек с царского плеча, это же собственность «Дом РФ», до того — в ведении АП была, а ранее Управделами президента Ельцина, ещё ранее — ЦК КПСС), но настанет и их день! И правда — не на стороне подпольных миллиардеров вроде Володеньки Соловьёва, и будущее — не за ними, наживавшимися на бедах и деградации трудового народа, а за стихами и песнями всё тех же несогласных с таким положением вещей.

Выход этого сборника пролетарской поэзии в 20-х можно сравнить с выходом сборничка пролетарской же прозы «Красная полоса» (он был вторым — первый назывался «Чёрная полоса» и соответствовал содержанием мрачному названию). Выпустила эту тоненькую книгу на свои пролетарские рублики ленинградская активистка Лена Кузьменок в 2004 году (ровно 20 лет назад). А всего-то — собрала Оля Казарян (вела и ведёт поныне первый в Рунете «красный» сайт Коммунист.ру — увы, сейчас о нём забыли, ни умного, ни нового там нет, — видимо в силу отталкивающей позиции главредши, угоревшей с милитаризма в 2022-м) прозу с активистов тогдашних комсомолов и левых организаций (талантливых там много), расставила её красиво, и тираж был раскуплен подчистую за полгода. Само звучание в названии слова «пролетарской» (прозы) — уже было вызывающим, но никого не обманывало.

Мой был там рассказик-репортаж «Франческа» (выкроенный из 2-й части «Поэмы столицы») — показавший помимо неизбывного левацкого «платонизма» во взаимовосхищённых отношениях, аппарат Молодёжного Левого Фронта изнутри на секундочку (таких «центров управления полётами» тогда было немного, потому и это интересовало читателя).

Всего-то слаженная работа двух идейных образованных женщин, Оли Казарян и Лены Кузьменок, и вот оно — событие на книжном, прости господи, рынке. Выход за пределы «нормальной» аполитичности прозы даже вполне политически тогда ангажированных авторов, как Алексей Цветков тот же самый («Сидиромов» — ближайший сборничек его малой прозы как образец аполитичной политоты, «экзистенциального активизма»). Во многом сборник этот показал, и многим предсказал, какими путями пойдёт прозаик-нулевик — а пошёл он в сторону митингов, в сторону соучастия своего в Истории (которую творят массы), и был интересен, пока не свернул с этого пути (в случае С.Шаргунова — прямо точнее и не скажешь, — «Птичий грипп» своеобразное первое отступничество, а затем и полный отход в «1993-м»), в 2006-м выходит «Санькя» — и берёт джекпот… Впрочем, как новреалисты распорядились далеко не лично «навоёванной» своей славой — тема не в тему.

Однако к чему это пространное воспоминание? Самокритика! Чтобы часто употребляемый термин «социальный регресс» не казался абстрактным. Если общество пробуксовывает в безвременье, это ощутимо и в сегменте тех, кто стремится к социальному прогрессу, то есть удерживается за счёт чтения и обмена информацией над рыхлыми слоями «крови&почвы»… Воз-то наш и ныне там: идеологически размежёвываемся, потом творчески объединяемся, восхищаемся индивидуальной отвагой друг друга, выискивая общий вектор… Та же ступень, то же стремление, но уже другое поколение. Двадцать лет назад реалистическая проза помогла левым (в «Красной полосе» были и питерские анархисты) и коммунистам выйти из «выгородки» к более широкому читателю со своими суждениями о действительности — сегодня в этом поможет поэзия, надеюсь.

Жалею, конечно, что пропустил столь важное мероприятие 9-го в силу командировки в ХМАО и Сибирь, но отчасти отработал «прогул»: 3-го ноября успешно прошла «акустика» в Новосибирске перед активом РКП(и) и СМ, а 14-го уже в Москве — «Гражданская волна-4«. Позже появится у нас обязательно и рецензия на сборник, который московский муниципальный депутат-коммунист и в прошлом активист СКМ Паша Тарасов ещё и по-английски прочитал (как hate!), но сама форма его презентации — замечательный повод вспомнить о том, что в современной поэзии нет господ, а кто не осознал себя в ней пролетарием — сам виноват…

Д.Ч.

2 комментария к «О прошедшем фестивале «Нате!»»

  1. Вставлю свои пять копеек. Упомянутый Алексей Цветков по-своему неординарная личность, хотя по духу всегда оставался больше анархистом. Парадокс, но умудрился стать автором предисловия к переизданию «Капитала» Карла Маркса в 2018 году и посвятить себя поиску левого кино.

    1. Алексея Цветкова-мл (так изначально писали, чтоб не путать с поэтом-диссидентом) знаю, сперва заочно, а потом и очно с 1991-го — был он, конечно, анархистом, причём антисоветского толка, а это было нормой тогда. в «независимой от взрослых» газете «Глагол» в пионерлагере «Орлёнок» он писал «Хронику путча» сотоварищи (один из них — главред этой газеты, мой одноклассник Андрюха Некрасов — в августе они оказались там, вдали от Москвы) — конечно, безжалостно осуждая ГКЧП (у меня и такие есть раритеты, бумажный архив газет) и приветствуя «демократию», но этот текст попал цитатой в мою книгу «Времявспять» 2017-го.

      «совок», «коммуняки», «пыльный марксизм-ленинизм» — это всё был для них пройденный этап, именно поэтому они (не лично Алексей «Фловер» Цветков, но его товарищи) в августе вышли на защиту «Белого дома», были на стороне Ельцина — хотя, как потом они этот позор подредактировали, не лично за Ельцина выступали, а против армии и тоталитаризма, который «мог вернуться»… у меня есть во «Временивспять» и им посвящённые абзацы, и целый персонаж Подшивалов, новосибирский анархист, слегка дорисованный — тоже там не случайно… Цветков был активным среди первых русских апологетов стиля постмодернистом (Деррида, Ролан Барт) — не забывайте, что он основатель магазина «Фаланстер», и моду на постмодернизм, с которой снимали сливки либералы Пелевин и Сорокин, он вводил даже пораньше «Ад Маргинема»… и постфрейдистом (Лакан) немного был, когда сие было модно, в 1995-97, но и через это пытался проповедовать нонконфрмизм и борьбу с государством уже капиталистическим… последовательности тут мало — но «нэхай гречка абы не супэрэчка», как говорится…

      когда же он попытался отредактировать «Капитал» (как тот рядовой Бунчук из «Бумбараша»: «картинки, таблицы сложные пропускаю, в пролетарскую суть вникаю») — вот это было уже не из разряда вкусовщинки и той поверхностной антисоветчинки и «братского» антимарксизма, на которых он взрастал… это был не популяризаторский, а очередной постмодернистский акт (он в этом плане не лучше Пелевина). причём и марксизмом о «увлёкся» опять когда это было модно — когда началась работа над ошибками Болотной на уровне теории…

      он пытался своим анархизмом-анахронизмом прислониться к теории научного коммунизма, которая анархизм разносит в пух и прах… конечно, читать будут не эту редакцию. но модно потусить возле книги он некоторое время смог, пока поколение кружковцев его просто не забыло. а так — да, ветеран нонконформизма, который «всегда буду против» (и против марксизма сперва, а потом, когда это стало не модно — за, но под своим углом…)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...