Создавая свои на данный момент последние стихи, наша верная и отменная стихоколумнистка Ольга Дьякова не отстаёт от смены времён года… Это — то, к чему стремятся как многие авторы, так и немногие издания, это дорогого стоит. Не только вовремя написать, но и вовремя быть услышанными, понятыми. А контекст — в первую очередь, исторический, но и природный, во вторую, чрезвычайно важен в восприятии поэзии.
Памятуя скепсис нашей бывшей верстальщицы (и поэтессы — тоже Ольги, кстати), которой в 2022-м ревниво казалось, что стихов Дьяковой «многовато» в номерах наших, я просматриваю каждую её подборку строго. Вопрос ведь не в количестве, а в качестве. Всё ищу, не возникнет ли какой-то сероватости, самоповтора или общих мест (тем более, что ею же, образцово, по-советски скромной, мне дано право отбора и забраковывания)…
Так вот, без «блатных» мотивов, признаюсь всем читателям, как дружелюбным, так и не очень (а такие тоже тут у нас водятся: мир литераторов тоже проникнут «этим обывательским болотом», как выражался Сталин): я каждый раз поражаюсь новизне, оригинальности и ёмкости стихотворений Ольги. При узнаваемости стиля с первой строки. Как говорил ранее, это пора спелости её в творческом измерении, когда, словно под яблоней — только ладони подставляй…
Я рад, что именно «ЛР» протягивает эти товарищеские ладони к её строкам. Копируя эти стихи у нас, просьба ссылаться на издание, уважаемые читатели и издатели!
Д.Ч.
***
Надёжны рельсы.
Нагреты шпалы.
Ты в сердце врезан
Как шпиль вокзала.
В твою сторонку
Стремится ветер.
А там воронка
Всего на свете.
Вот мост валунный
И дикий камень.
Лес хмуро-шумный
Стоит меж нами.
Всё ближе крыши,
Резные ставни.
И всё, что вижу –
Тобою стало.
***
Пейте, жилы, пока живы!
Переписан домострой.
Своевольные мотивы
Предпочтительны порой.
Открывай честному люду
Выездные ворота.
Здесь любовь царит повсюду, –
Эх, святая простота!
Так затягивай потуже
Прочный кожаный ремень.
Плуг уходит твой поглубже
В чернозём нагих земель.
Пейте, жилы, пока живы,
Насыщаясь жарким днём.
Безрассудные порывы
Переплавлены огнём.
***
Белая фуражка,
Лодочный причал.
А на мне тельняшка
С твоего плеча.
Флажная отмашка
Далеко видна.
И в походной фляжке
Чистая вода.
Наших судеб стяжка –
Рай без шалаша.
Грудь моя в тельняшке
Очень хороша.
В городке Свияжске
Завладела я
Золотою пряжкой
Счастья-бытия.
***
Волк завыл.
Ты забыл
Пыл.
В сердце – дрожь.
Месяц – нож,
Нощь.
В доме тишь –
Ты творишь
Стиш.
В небе – лёд,
В речи – мёд
С год.
***
Медленно лунное время
Водит лучом по стеклу.
Шкура убитого зверя
Мирно лежит на полу.
В малом квадрате пространства
Шкура – почти материк,
Тёплый приют постоянства
Возле волнующих книг.
Кто мне ссудил эту кожу
В знак подношенья любви?
Милый – недолю итожит
Там, где по пояс травы.
Зрит неделимая шкура
Сны неживого огня.
Штемпель открытки – «Шатура» –
Близко, а будто страна…
Тень невозвратной потери
Режет луны полукруг.
Шерсть убиенного зверя
Дыбом встаёт от разлук.
***
Позабудь про девиз –
«Завтра будет, что будет».
И оттачивай мысль,
Пока мрак беспробуден.
Льётся русский хорал
На святые рамены.
Ольгерд зубы ломал
О кремлёвские стены.
За века – меч и крест
Поменялись местами?
Да, мы жили в обрез,
Веря в небо над нами.
***
Неба нефритовый старец
В мягких почил облаках.
Ветер замедленный танец
Начал с листвою в руках.
Осень, отлитая в бронзе,
Древностью будет звучать.
Слышу мистический отзыв
Вне измерений и дат.
Сколь ни медлительно счастье,
Сам ты его создаёшь.
В неутолённом ненастье
Зреет предзимняя мощь.
***
У дорожных путей –
Резкий склон каменистый.
Поезд твой в полутьме
Пролетает со свистом.
В доме стёкла дрожат,
Будто кем-то мир проклят.
Не приблизит тебя
Запоздалый мой оклик.
Но подкожным огнём
Наши греются руки.
И воздушный паром
Не приносит разлуки.
***
Шестой растягивался час
В неисчислимости вселенной.
Злословил ветер напоказ:
«Раздора яблоки созрели».
Свет всюду изменял объём
И заново лепил предметы.
Но жизнь, очерченная днём,
Хранила острые сюжеты.
Чтоб написать одну из книг,
Я подвергала разум пыткам,
Надеясь на счастливый миг,
Дарующий призы с избытком.
Седьмой растягивался час
К иной границе параллельной.
И ветер сбрасывал на нас
Благие яблоки вселенной.
***
Достанет дерзости для дела,
Ведь у поэта жар в крови.
В стихах тебя воспеть хотела,
Но дар уводит от любви.
Не ты войдёшь забытой тенью,
Не ты за будущим стоишь.
Подобна книжному тисненью
Моя оставшаяся жизнь.
Но выход ищется по свету,
И в небесах – разгадки суть.
Увидеть Землю как планету,
Забыв про нисходящий путь.
***
Хрустящий холод лютый,
Собачий грубый лай.
Мы край земли, но шутим,
Нам не скатиться в рай.
Во всём видны приметы
И радостей и тризн.
Нетварным вечным светом
Обогреваем жизнь.
Среди шальных просторов
В накате лет лихих
Поднимется Обломов
И выйдет на «Обрыв».
***
Русь моя древняя,
Русь моя стольная,
Ты сухо-глинная
И богомольная.
Духом не дрёмная,
Неизъяснённая,
Старо-боярская
Русь неуёмная.
Яро-мятежная,
Княже-славянская
Русь белоснежная*
С волей Пожарского,
С силою Минина,
Светлая Спасская,
Красно-крылечная,
И пролетарская…
_____________________________________
* Русь в прежние времена ассоциировалась
с белым цветом.
Рисунок Елены Есиной

помню строчки Дьяковой:
какое счастье не любить, какое счастье!..
так разным счастье-то бывает) контрастным 😉
Я помню, как Николай Сербовеликов первым напечатал в «Московском вестнике» стихотворение Ольги Дьяковой «Какое счастье не любить»:
Какое счастье не любить,
Какое счастье.
Одной в житейском море плыть
Вне сладострастья.
Приду домой, блестит луна
Сквозь занавески.
На всю вселенную одна —
Святая с фрески.
Когда-то ею я была,
Но век мой минул.
И фреска трещину дала,
Когда ты сгинул.
Теперь я — Ариадны нить,
Что вшита в платье.
Какое счастье не любить,
Какое счастье!
тема очень созвучна цветаевской:
https://litrussia.su/2025/06/16/tak-kto-zhe-on-chto-byl-bolny-ne-mnoj
On tot, kto ne uznaet, cho on tot.
Тема одна и та же, раскрывается по-разному: у Цветаевой — что вы больны, увы, не мной, у Дьяковой без сожаления: «…Какое счастье!»
«Человеческая душа — потёмки», — заметил Чехов Авиловой. Наверное, к женщинам это относится в бОльшей степени.
да, тут согласен — поэзия Дьяковой (причём совсем не по-цветаевски, как-то убористее и аскетичнее) весьма женская. но и не бабья, что ценно. и ещё поражает выветривающееся у многих с годами (как правило — там торжество Духа, богоискательство, полно таких публикаций в том же 22-м, когда Ольга и пришла весной) присутствие тела, естества, обращённость к любимому (или экс-любимому) мужчине… здесь что-то умное, искреннее и весомое.
а вот пример, когда от поэтессы остался лишь Дух (преломляемый в абстракции отечества и всякое более умозрительное, она там уже и ядерный взрыв славит — главное, что Президентъ сказал «попадём в рай»!) — https://litrussia.su/2023/05/04/niti-bessonnyh-nochej
Поэзия Ольги Дьяковой — не женская. Например, Леонид Бородин называл её поэтом.
Я давно слежу за творчеством Ольги Дьяковой и нахожу, что оно получило наибольшее развитие именно в настоящее время, в litrussia.su!