Создавая свои на данный момент последние стихи, наша верная и отменная стихоколумнистка Ольга Дьякова не отстаёт от смены времён года… Это — то, к чему стремятся как многие авторы, так и немногие издания, это дорогого стоит. Не только вовремя написать, но и вовремя быть услышанными, понятыми. А контекст — в первую очередь, исторический, но и природный, во вторую, чрезвычайно важен в восприятии поэзии.
Памятуя скепсис нашей бывшей верстальщицы (и поэтессы — тоже Ольги, кстати), которой в 2022-м ревниво казалось, что стихов Дьяковой «многовато» в номерах наших, я просматриваю каждую её подборку строго. Вопрос ведь не в количестве, а в качестве. Всё ищу, не возникнет ли какой-то сероватости, самоповтора или общих мест (тем более, что ею же, образцово, по-советски скромной, мне дано право отбора и забраковывания)…
Так вот, без «блатных» мотивов, признаюсь всем читателям, как дружелюбным, так и не очень (а такие тоже тут у нас водятся: мир литераторов тоже проникнут «этим обывательским болотом», как выражался Сталин): я каждый раз поражаюсь новизне, оригинальности и ёмкости стихотворений Ольги. При узнаваемости стиля с первой строки. Как говорил ранее, это пора спелости её в творческом измерении, когда, словно под яблоней — только ладони подставляй…
Я рад, что именно «ЛР» протягивает эти товарищеские ладони к её строкам. Копируя эти стихи у нас, просьба ссылаться на издание, уважаемые читатели и издатели!
Д.Ч.
*** Надёжны рельсы. Нагреты шпалы. Ты в сердце врезан Как шпиль вокзала. В твою сторонку Стремится ветер. А там воронка Всего на свете. Вот мост валунный И дикий камень. Лес хмуро-шумный Стоит меж нами. Всё ближе крыши, Резные ставни. И всё, что вижу – Тобою стало. *** Пейте, жилы, пока живы! Переписан домострой. Своевольные мотивы Предпочтительны порой. Открывай честному люду Выездные ворота. Здесь любовь царит повсюду, – Эх, святая простота! Так затягивай потуже Прочный кожаный ремень. Плуг уходит твой поглубже В чернозём нагих земель. Пейте, жилы, пока живы, Насыщаясь жарким днём. Безрассудные порывы Переплавлены огнём. *** Белая фуражка, Лодочный причал. А на мне тельняшка С твоего плеча. Флажная отмашка Далеко видна. И в походной фляжке Чистая вода. Наших судеб стяжка – Рай без шалаша. Грудь моя в тельняшке Очень хороша. В городке Свияжске Завладела я Золотою пряжкой Счастья-бытия. *** Волк завыл. Ты забыл Пыл. В сердце – дрожь. Месяц – нож, Нощь. В доме тишь – Ты творишь Стиш. В небе – лёд, В речи – мёд С год. *** Медленно лунное время Водит лучом по стеклу. Шкура убитого зверя Мирно лежит на полу. В малом квадрате пространства Шкура – почти материк, Тёплый приют постоянства Возле волнующих книг. Кто мне ссудил эту кожу В знак подношенья любви? Милый – недолю итожит Там, где по пояс травы. Зрит неделимая шкура Сны неживого огня. Штемпель открытки – «Шатура» – Близко, а будто страна… Тень невозвратной потери Режет луны полукруг. Шерсть убиенного зверя Дыбом встаёт от разлук. *** Позабудь про девиз – «Завтра будет, что будет». И оттачивай мысль, Пока мрак беспробуден. Льётся русский хорал На святые рамены. Ольгерд зубы ломал О кремлёвские стены. За века – меч и крест Поменялись местами? Да, мы жили в обрез, Веря в небо над нами. *** Неба нефритовый старец В мягких почил облаках. Ветер замедленный танец Начал с листвою в руках. Осень, отлитая в бронзе, Древностью будет звучать. Слышу мистический отзыв Вне измерений и дат. Сколь ни медлительно счастье, Сам ты его создаёшь. В неутолённом ненастье Зреет предзимняя мощь. *** У дорожных путей – Резкий склон каменистый. Поезд твой в полутьме Пролетает со свистом. В доме стёкла дрожат, Будто кем-то мир проклят. Не приблизит тебя Запоздалый мой оклик. Но подкожным огнём Наши греются руки. И воздушный паром Не приносит разлуки. *** Шестой растягивался час В неисчислимости вселенной. Злословил ветер напоказ: «Раздора яблоки созрели». Свет всюду изменял объём И заново лепил предметы. Но жизнь, очерченная днём, Хранила острые сюжеты. Чтоб написать одну из книг, Я подвергала разум пыткам, Надеясь на счастливый миг, Дарующий призы с избытком. Седьмой растягивался час К иной границе параллельной. И ветер сбрасывал на нас Благие яблоки вселенной. *** Достанет дерзости для дела, Ведь у поэта жар в крови. В стихах тебя воспеть хотела, Но дар уводит от любви. Не ты войдёшь забытой тенью, Не ты за будущим стоишь. Подобна книжному тисненью Моя оставшаяся жизнь. Но выход ищется по свету, И в небесах – разгадки суть. Увидеть Землю как планету, Забыв про нисходящий путь. *** Хрустящий холод лютый, Собачий грубый лай. Мы край земли, но шутим, Нам не скатиться в рай. Во всём видны приметы И радостей и тризн. Нетварным вечным светом Обогреваем жизнь. Среди шальных просторов В накате лет лихих Поднимется Обломов И выйдет на «Обрыв». *** Русь моя древняя, Русь моя стольная, Ты сухо-глинная И богомольная. Духом не дрёмная, Неизъяснённая, Старо-боярская Русь неуёмная. Яро-мятежная, Княже-славянская Русь белоснежная* С волей Пожарского, С силою Минина, Светлая Спасская, Красно-крылечная, И пролетарская… _____________________________________ * Русь в прежние времена ассоциировалась с белым цветом.
Рисунок Елены Есиной
помню строчки Дьяковой:
какое счастье не любить, какое счастье!..
так разным счастье-то бывает) контрастным 😉
Я помню, как Николай Сербовеликов первым напечатал в «Московском вестнике» стихотворение Ольги Дьяковой «Какое счастье не любить»:
Какое счастье не любить,
Какое счастье.
Одной в житейском море плыть
Вне сладострастья.
Приду домой, блестит луна
Сквозь занавески.
На всю вселенную одна —
Святая с фрески.
Когда-то ею я была,
Но век мой минул.
И фреска трещину дала,
Когда ты сгинул.
Теперь я — Ариадны нить,
Что вшита в платье.
Какое счастье не любить,
Какое счастье!
тема очень созвучна цветаевской:
https://litrussia.su/2025/06/16/tak-kto-zhe-on-chto-byl-bolny-ne-mnoj
On tot, kto ne uznaet, cho on tot.
Тема одна и та же, раскрывается по-разному: у Цветаевой — что вы больны, увы, не мной, у Дьяковой без сожаления: «…Какое счастье!»
«Человеческая душа — потёмки», — заметил Чехов Авиловой. Наверное, к женщинам это относится в бОльшей степени.
да, тут согласен — поэзия Дьяковой (причём совсем не по-цветаевски, как-то убористее и аскетичнее) весьма женская. но и не бабья, что ценно. и ещё поражает выветривающееся у многих с годами (как правило — там торжество Духа, богоискательство, полно таких публикаций в том же 22-м, когда Ольга и пришла весной) присутствие тела, естества, обращённость к любимому (или экс-любимому) мужчине… здесь что-то умное, искреннее и весомое.
а вот пример, когда от поэтессы остался лишь Дух (преломляемый в абстракции отечества и всякое более умозрительное, она там уже и ядерный взрыв славит — главное, что Президентъ сказал «попадём в рай»!) — https://litrussia.su/2023/05/04/niti-bessonnyh-nochej
Поэзия Ольги Дьяковой — не женская. Например, Леонид Бородин называл её поэтом.
Я давно слежу за творчеством Ольги Дьяковой и нахожу, что оно получило наибольшее развитие именно в настоящее время, в litrussia.su!