25.12.2025

Помнить и изучать Декабрьское восстание

120 лет назад, 22 декабря 1905 года началось декабрьское вооружённое восстание в Москве. Первая русская революция достигла своего наивысшего подъёма. 20 декабря, согласно решения московского Совета рабочих депутатов, началась забастовка, парализовавшая работу 60% предприятий Москвы.

Остановились крупнейшие заводы и фабрики, встали трамваи, закрывались магазины. С 4 часов дня весь город погружался в темноту: бастовала и ГЭС-1 на Болотной набережной (электростанция, ныне превращённая в культур-вотчину миллиардера Михельсона, продающего за рубежи РФ общенародный газ, — компания «Новатэк»), поскольку на ней работала крепкая ячейка большевиков.

22 декабря вечером стачка в Москве переросла в восстание. В ответ на обстрел артиллерией одной из баз дружинников, училища Фидлера (у Покровских ворот, ныне — улица Макаренко) – рабочие начали строить баррикады. С 23 по 24 декабря баррикады были созданы во всех (ныне — центральных, ЦАО) районах Москвы.

Долгоруковская улица ближе к Лесной и Палихе

Баррикады защищали боевые дружины, насчитывавшие около 2 тысяч вооруженных и около 4 тысяч невооруженных бойцов. В их рядах были и рабочие из эсеровских и меньшевистских дружин, но руководство фактически осуществляли большевики: И.Ф. Дубровинский, М.Н. Лядов, М.Ф. Владимирский, И.И. Скворцов-Степанов, Р.С. Землячка и другие. Из Иваново-Вознесенска в Москву прибыл вооружённый отряд рабочих во главе с М.В. Фрунзе, это была первая военная операция под его командованием.

В течение 9 дней дружинники отбивали атаки жандармов и войск, включая атаки кавалерийские. Бои развернулись на Кудринской площади (площадь Восстания в СССР), Арбате, Лесной улице, на Серпуховской и Каланчёвской площадях, у Красных ворот.

Центром восстания стала Пресня, где борьбой руководил районный Совет. Штаб боевых дружин возглавлял большевик З.Я. Литвин-Седой. Десять дней царские войска, вооружённые пушками, пулемётами и ружьями, не могли взять Пресню. Пользуясь тем, что движение на Николаевской железной дороге не было прекращено (забастовка не была всеобщей, подвёл ВИКЖель), царское правительство перебросило из Петербурга в Москву гвардейские части (в частности, не распропагандированный восставшими, верный Николаю Второму Семёновский полк).

Фрагмент диорамы музея «Красная Пресня», 1983. Ныне — просто музей «Пресня»

26 декабря Семёновский полк осадил, давно уже Красную, вооружённую и ощетиненную баррикадами Пресню. Здесь было около 450 дружинников, которые оказали яростное сопротивление царским карателям. В вооружённой борьбе пресненских рабочих и стянувшихся сюда восставших с других баррикад Москвы в ход шли ставшие с тех пор знаменитыми самодельные бомбы «македонки» — делались они, в основном эсэрами, из чугунных набалдашников бульварных оград.

Баррикада на Садовом кольце, вид со стороны Каретного ряда, пробоина — попадание болванки со стороны Сухаревской площади

Не сумев взять Пресню прямым штурмом, войска открыли по ней ураганный артиллерийский огонь. Били по Трёхгорной мануфактуре, по всем крупным заводским местам самоорганизации пролетариата. Полностью уничтожена артиллерийским огнём была фабрика большевика Николая Шмидта, который на её территории успешно накануне революции вёл боевую подготовку рабочих, вплоть до стрельбищ.

Руины фабрики Шмидт после обстрелов семёновцами

Учитывая создавшееся положение, Московский комитет РСДРП и Московский Совет рабочих депутатов постановили прекратить вооружённое восстание в ночь с 30 на 31 декабря. В последнем приказе Штаба пресненских дружин говорилось:

«Мы начали, мы кончаем… Кровь, насилие и смерть будут следовать по пятам нашим. Но это — ничего. Будущее — за рабочим классом. Поколение за поколением во всех странах на опыте Пресни будут учиться упорству…».

В ходе баррикадных боёв и в последовавшие за ними дни жестокой расправы над участниками восстания московские рабочие понесли значительные потери. Выход с осаждённой семёновцами и жандармами Красной Пресни был организован только через Горбатый мост (в СССР и поныне — памятник истории и культуры), тогда служивший единственным переходом через реку Пресня. На спуске с моста жандармы проверяли первым делом руки, ладони рабочих, дружинников и дружинниц, и если находили въевшиеся следы пороха — расстреливали под мостом.

Семёновцы на фоне руин фабрики после падения Красной Пресни

По неполным данным Бюро медицинского союза, в ходе подавления Декабрьского восстания было убито 1059 человек, в том числе 137 женщин. Части дружинников удалось выехать из Москвы и спастись от преследований карателей. Некоторые дружинники, однако, умудрились даже вынести оружие из осаждённых кварталов Пресни и спрятать его у арбатских дворников.

В.И. Ленин писал о значении Декабрьского вооружённого восстания в Москве:

«До вооружённого восстания в декабре 1905 года народ в России оказывался неспособным на массовую вооружённую борьбу с эксплуататорами. После декабря это был уже не тот народ. Он переродился. Он получил боевое крещение. Он закалился в восстании. Он подготовил ряды бойцов, которые победили в 1917 году…».

Наиболее документально полно и в то же время художественно это московское восстание описано в книге «Москва в огне» писателя-большевика, участника событий в ранге организатора, Павла Бляхина. Рекомендую её изучить — доступна в любой библиотеке, в СССР было несколько изданий.

Евгений ИВАНОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...