Вглядываясь в листву, что окружала стадион «Красная Пресня», я в ходе несколько в этом году раз звучавших с Горбатого моста рассказов моих о событиях 4 октября 1993 года, малодушно надеялся: но всё ведь это в прошлом? Вся эта государственная подлость, ельцинский оголтелый террор, расстрелы на этом стадионе, в центре Москвы, среди белого дня… Это было однажды, продолжения не имеет. По крайней мере — здесь. И доказательством тому — демократическое соседство в прямой видимости лимузинов правительства РФ и народного мемориала, с могилками и красными флажками, бессильно укоряющими «Белый дом»…
Листва стадиона как-то успокаивала, отвлекала, навевала пусть и безосновательный, но оптимизм. Памятник, посвящённый революции 1905 года, на фоне листвы выглядел не так отчаянно, как теперь… Некоторые деревья стояли тут с 1950-х. На фото ниже, сделанном с высотки на площади Восстания, видно футбольное поле стадиона и в торце его — конструктивистские постройки в духе ДК завода «Каучук», там, где позже чуть дальше будет забор.

Заборов, кстати, тогда не было вообще: стадион граничил с дворами пролетарских домов, чтобы детвора приобщалась к физической культуре, а деревья спокойно себе росли десятилетиями (место, которое занял «Белый дом» легко отсчитать от блестящей сверху Москвы-реки, пространство узнаваемо)… Домики дореволюционные двухэтажные потом посносили, расширяя стадион. Вот примерно на месте третьего, если снизу слева считать, и был тот самый узенький, 25-метровый в длину и 5-метровый в ширину, бассейн, который 4-5 октября 1993-го заполнился доверху трупами расстрелянных. Там были и пацаны школьного возраста, списки погибших от пуль — в открытом доступе. Но «видели» это только деревья.
Теперь их нет, этих немых свидетелей омоновских зверств 1993-го во имя капитализма. Все деревья спилены, тоже убиты, а оставшиеся единицы (см. верхний свежий снимок) лишь подчёркивают масштабность преступления… Вы спросите — чьего преступления?
Капитала. Капиталистической логики московских властей. Той самой силы, именем которой, ещё толком не зная, что это за зверь, на стадионе «Красная Пресня» вершили свой неправый суд служивые люди по приказам Ерина и Грачёва. Им хорошо за это попрание совести и советской человечности в себе заплатили — баксами Гайдара, сырой нефтью (монетизированной Ельциным), из Пенсионного фонда… Не важно даже, сколько заплатили (во сколько оценивали жизни «мятежников» триколорные заказчики киллерской работы) — важно что нынешнее будущее таким образом закладывалось тогда, 4 октября 1993-го. И потому столь наивными, если не сказать малахольными, кажутся мои надежды, что стадион останется на своём месте, а обитатели здания Правительства РФ будут мириться с этим соседством…
Нет, они тоже просчитывали и эти траектории взглядов через мемориал, и самые мысли, зарождаемые у граждан «новой России» сохранившимся местом государственного преступления. Кровавый финал начатой ими в 1991-м контрреволюции, конечно, не украшал элитарного бытия новых поколений обитателей «БД».

И вот, под видом подготовки к установке официального мемориала памяти «событий» (не жертв!) октября 1993 года, господа поставили летом заборчик — сперва на углу Дружинниковской улицы в том месте, где почти у «БД» и Горбатого моста заканчивается стадион «Красная Пресня». Вроде бы сам по себе забор не предвещал ничего плохого, мы даже с нашим ответственным секретарём осмотрели в августе всё это место: старый металлический забор стадиона на месте, значит, всё примерно так, как было… Одна только листовка партийных людей в сквере Павлика Морозова призывала к бдительности — «Готовится провокация!»
Обратите внимание, как хитро подлецы-застройщики этой политой кровью советских патриотов земли повели себя! Выступ забора на фото справа, доходящий до проезжей части Дружинниковской, — это и есть изначальное «место мемориала», которому мэрия и Мосгордура внезапно повелели быть, хотя до нынешнего года его возведение и сбор средств были возложены на Фонд содействия увековечению памяти граждан, погибших в сентябре-октябре 1993 года.
Как вы теперь видите, ни о каком мемориале и не шла речь изначально — не для лохтората, не для плебса речь, а между буржуев, что решили избавиться от идеологически неприятного им стадиона и мемориала народного. Да, они даже чуть отступили, не трогая стихийно возникшие могилы (которые на своём казённом языке префектуры ЦАО называют «мемориальными знаками»), однако — только чтобы усыпить внимание встревоженных коммунистов и родни расстрелянных!
Уничтожат и этот участочек, не сомневайтесь, просто чуть позже — им ведь «хлАуное нАчать»…
Кстати, борьба коммунистов за стадион и мемориал не ослабевала в течение двадцати, как минимум, лет. Причём, надо признать, что вместе с пресненским райкомом депутатский корпус КПРФ тут делал немало, пока в партии сохраняли свой голос и «корочки» идейные. Вот, например, что в 2022-м году депутату из фракции КПРФ в Мосгордуме, который ныне политэмигрант и «ыноахент», отвечало на инициированный нашим постоянным автором запрос небезызвестное РВИО (от коего «рвиотный» рефлекс возникает всё чаще), насладитесь ходом мысли:

Этот «историк» Мартынюк учил в школе данный предмет на тройку в лучшем случае, если не припоминает памятников «своим политическим оппонентам», возникших в РСФСР в первые годы Советской власти. Небезызвестный Ф.М.Достоевский, «Бесами» которого нынче так любят изгонять любую мысль о революции — был по ленинскому плану монументальной пропаганды увековечен первым, наряду с Бакуниным, Радищевым, Кольцовым! При царе вот не додумались, а «оппоненты» — сделали. Сейчас этот памятник стоит на территории больницы, где писатель родился (во флигеле, что ближе к Театру Советской армии).
Однако Мартынюк сказал главное: никакого памятника триколорным не нужно, зачем власти напоминать о своих преступлениях? Так что позиция Элмара Рустамова кажется противоречивой только чуждым диалектике — он, напротив, пытался подтолкнуть «общественно-государственную» (и финансирование такое же?) РВИУ к мысли, что «Путин — президент всех россиян» (о чём тот заявлял неоднократно), то есть — и тех, что являются родственниками расстрелянных на стадионе «Красная Пресня». Значит, памятник всё же нужен как запоздалое покаяние. Если власть не считает преступления Ельцина своими преступлениями…

Она невольно, но наглядно показывает, что считает. Потому не только памятнику, а и месту преступления — не быть на карте Москвы. Будет тут очередной торговый центр, наверное, чтобы дорогие россияне могли «всем радоваться полчаса» (как в «Кин-дза-дзе» велели). Зачем им коллективно заниматься спортом на стадионе или заглядывать туда со стороны народного мемориала, представляя, как шли там расстрелы? (Я даже знаю место, мне его показывал лидер «Красного ежа» Березин — как раз где стоял конструктивистский корпус на фото 1950-х, у возникших там после него в 1980-х серебристых кабинок для переодевания с угловато-выпуклым декором, там оставались росчерки пуль, пока эти улики не убрали.)
Последние годы Пресненская организация КПРФ и братья Поповы, следящие за мемориалом, делали зачем-то акцент на том, что и это, и погибшие от рук триколорной солдатни и омоновцев, — Бессмертный полк… Очень натянутая аналогия, хотя… верно, что и солдаты РККА, и защитники ВС РСФСР отстаивали Советскую власть. Но официозный «оберег» не помог, как и прочие виды коллаборационизма, распространённые у зюгановцев. Петь под чужую идеологическую дудку свои песни всегда рискованно: слов не расслышат, а вот покорное власти открывание рта заметят.
Застроить стадион «Красная Пресня» господа из «Белого дома» планировали очень давно, примерно с 2008 года — мы даже проект «парламентского центра» из двух кубических зданий видели. И тогда же на сайте Краснопресненского райкома КПРФ (который я вёл) писали мы об абсурдности проекта — ведь именно Парламентский центр на Трубной площади (1989 года постройки, новенький), находившийся в собственности Управления делами президента РФ, власть и уничтожила незадолго до того, в 2006-м. Построила вместо него офисную стекляшку, официальное название которой изначально было «Парламентская библиотека» (говорят, она там действительно занимает одно из небольших помещений в серёдке), остальное, включая большие ресторации, даёт УД Президента РФ хорошую прибыль с аренды. «Земля за себя платит»…
Вот, видимо, этим же обстоятельством объясняются столь поспешные, прямо-таки ударные работы по вырубке, «зачистке» одного из немногих зелёных и, что главное — спортивных, островков в центре Москвы. Тут сошлось федеральное, московское и буржуйское — и плевать на риторику Собянина о борьбе за каждое деревце в ЦАО (а каждое новое, что они при реализации программы «Моя улица» в 2016-м втыкали прямо в асфальт — от 800 тысяч рублей стоит бюджету города).
Главное, топос и топонимику уничтожить — улицу Красная Пресня не отменить, так хоть стадион «отменить», перепрофилировать. Ибо такая дорогая тут землица, просто золотая, да и зелень под окнами Правительству РФ ни к чему — вот небоскрёбик бы сюда, тогда будет ощущаться торжество капитализма, будет зрима Пиррова победа в Чёрном Октябре.

Кубическая «голова» справа — одно из зданий на территории посольства США. Теперь она в прямой видимости от могилок мемориала народного, взирает довольно… За забором — уже толстенными трубами распёрт фундамент, буржуи взялись за своё чёрное дело основательно, мечты БэДэ зажить без соседства с местом своего преступления — вынашивали около двадцати лет, а война — как раз в тему. Война всё спишет… Рушат мирные, советской постройки дома там, рушат и здесь последнее советское (тут тоже обнаружились новые территории для «своего», родимого капитала! подвинься, спортивный пролетарий — тут будет многоэтажная прибыль)… А стадион был с 1920-30-х именно советским завоеванием, пространством торжества здорового духа в здоровых телах наших дедов и бабушек. Но буржуи доделывают начатое в 1993-м году Ельциным, Ериным и Грачёвым чёрное дело — им теперь мешает уже не Верховный Совет (и заседающий в нём Совет народных депутатов), а сам советский народ. Но и в районной организации КПРФ, видимо, выдохся дух сопротивления — курировала вопрос защиты стадиона матушка конкурса «Песни сопротивления» Татьяна Иванова Денисенко, но и её силы не бесконечны.
Как писали отделившиеся от ОКП(ш) в 2022-м, но ещё не создавшие РКП(и) интернационалисты, война эта — станет и внутренним наступлением на права и свободы граждан российского осколка СССР. Сейчас грубо и зримо триколорные, как раз к дням памяти Чёрного Октября, к 32-й его годовщине напомнили: «мы здесь власть». Строим что и где хотим. А вы с вашими пятиконечными звёздочками и косточками — убирайтесь с НАШЕЙ очень дорогой земли, которая наконец-то начнёт «за себя» платить. Спасибо за внимание, здоровья вам, держитесь там!..

Вспоминаю, как в боевых нулевых ежегодно оживало это пространство 3-4 октября. Тогда и мысли не было, что на стадион поднимется рука буржуйская. Было много военных, теперь купленных с потрохами (как тогда Гайдар, Грачёв, Ерин покупали отщепенцев-таманцев и кантемировцев, танкистов-киллеров, которых однополчане потом встречали выкатыванием баков с нечистотами к воротам… нет, теперь вся армия приведена к этому же буржуйскому знаменателю, жизни и сознания монетизированы). Служили тут панихиды ежегодно… Ну, вот и отпели мемориал в итоге — встали на идеологическую платформу врага, которому он тут не нужен, как и память вообще о его преступлениях.
Подытоживаем успехи того, как отметили 32-ю годовщину танкового расстрела здания ВС РСФСР и полевого — его защитников. КПРФ вот такое унылое говорение и шествие провело по дозволенному тротуару. Цинично в траурный день улыбающиеся на фоне выступающих у микрофона рожицы думского миллионера Новикова, Кашина и прочих, дежурно отстаивающих «мероприятие»… «За нашу Россию!» — возгласила девушка у которой во лбу звезда горит.
За что, пардон? За ту «новую Россию», которую Ельцин вместо СССР тут построил? Не за СССР, не за союз всех республик, который добивали здесь в 1993-м (и лишь флаги республик тех под горящими окнами ВС РСФСР трепетали безмолвно), начиная тем череду междоусобных войн, продолжающихся поныне? Тут и комментарии не нужны… Смело они в бой пойдут… по тротуарам, куда полицай укажет… Кто за депутатской зарплатой в полмиллиона, которую выдают за лояльность решениям, подобным зачистке «Красной Пресни», кто — в «социальный магазин» на задворках офиса «Лукойла» на Олимпийском проспекте, где со скидочкой для тех у кого «инвалидность по голове». Они даже между собой не видят классовой разницы, эти офисные пиджачники и пенсионеры, куда им что-то большее заметить!.. Такое, как исчезновение мемориала и стадиона «Красная Пресня»?
Для сравнения, в боевых нулевых — всю улицу Красная Пресня перекрывали от метро «Улица 1905 года» до «Баррикадной», и по ней под траурную фортепианную музыку в безмолвии несли десятками шеренг крупные фотопортреты активисты КПРФ, РКРП, «Трудовой России», АКМ, других компартий, казачьих организаций. Я тоже нёс два раза портреты своих ровесников, которые не увидали, как укореняется капитализм, как идёт приватизация социалистической собственности — само это шествие было ежегодным моральным ударом и ущербом господам миллиардерам, что на крови Чёрного Октября выстроили своё благополучие, свою буржуазную диктатуру.
Но сейчас они напомнили, кто тогда победил. Лучше измельчавшей и обессмысленной войной оппозиции отметили 32-й октябрь после 1993-го.
Ни депутатские запросы фракции КПРФ, ни прочие рычаги не использовала «единственная оппозиционная», чтобы спасти стадион и мемориал. И теперь просто некуда хаживать по тротуарам будет с флажками. Власть (которую давно Зю не зовёт антинародной) сделала ход конём по своим же капиталистическим правилам.
Дмитрий ЧЁРНЫЙ