Помнится, когда в феврале началась военная операция, мы делали разные предположения о ее продолжительности, и типичными были разговоры о том, продлится ли она до майских праздников? Этому способствовали высадка нашего десанта под Киевом, захват аэропорта Гостомель и скорое продвижение наших колонн по территории противника.
В июне 1941 года население страны тоже было настроено оптимистически. Этому способствовала активная пропаганда, что мы будем бить врага на его территории. Всё сложилось не так. Отрезвление наступило не сразу.
Рискну предположить, что если бы перед Великой Отечественной воной не было бы горьких уроков Финской кампании, то нам пришлось бы отступать не до Волги, а до Урала.
Тяжелейшие поражения на фронтах во время той войны были обусловлены не только неожиданностью нападения, но и неправильной организацией обороны. Безграмотность, а то и предательство военачальников приводили к поражениям. Горький опыт помог в кратчайший срок сформировать корпус талантливых командиров.
Иной раз мешала и некомпетентность политического руководства. Неподготовленное наступление под Харьковом привело к катастрофе. Вот такой приказ был издан Верховным главнокомандующим Иосифом Сталиным. «Приказываю всей Красной Армии добиться того, чтобы 1942 год стал годом окончательного разгрома немецко-фашистских войск и освобождения советской земли от гитлеровских мерзавцев.»
В харьковском котле в плен попали несколько сот тысяч человек. Среди них был мой дядя, штурман тяжелого бомбардировщика, Виктор Ерёменко. Он испытал всю горечь немецкого плена, а после войны ещё несколько лет провёл в Воркуте. Впоследствии был реабилитирован.
В семидесятые годы прошлого века в составе ветеранских делегаций частенько выезжал в Европу и однажды привез из поездки в Чехословакию бюстик Сталина. Его изображения в СССР были под негласным запретом.
Рассматривая скульптуру, я по-мальчишески легкомысленно высказался.
— Дядя, зачем он тебе? Ты же от него пострадал.
— Не твоё дело! — лаконично ответил дядька и аккуратно уложил фигурку в свою сумку.
Были в той войне и огромное количество дезертиров и уклонистов от мобилизации. Роман Валентина Распутина «Живи и помни» как раз об этом. Сегодня он уже воспринимается по-другому, без слезливого сочувствия жене дезертира.
Трудности, неудачи закаляют, если из них делать правильные выводы. Боевые действия на Украине можно рассматривать, как прелюдию к противостоянию с мировым злом. Это наша финская компания перед решительным сражением за новый справедливый путь развития человеческой цивилизации. Выйдя из нее победителями, мы избежим более тяжелых сражений.
Владимир ЕРЁМЕНКО
Цитирую: «Трудности, неудачи закаляют, если из них делать правильные выводы. Боевые действия на Украине можно рассматривать, как прелюдию к противостоянию с мировым злом. Это наша финская компания перед решительным сражением за новый справедливый путь развития человеческой цивилизации…»
А чем вы это докажете?
И что это за «новый справедливый путь развития человеческой цивилизации»?
Как-то всё голословно, декларативно… «Слова, мой друг, слова…»
Заглавие не сразу заметил — «История повторяется». Выглядит намёком на то, что «история повторяется дважды, первый раз как трагедия, а второй как фарс».