Артёмов Владислав Владимирович родился 17 мая 1954 года. В 1981 году окончил Литературный институт им. Горького. С 1982 по 1987 год работал редактором отдела поэзии в журнале «Литературная учёба». С 1989 по 2001 год — заведующий отделом литературы журнала «Москва». С 2002 года по 2008 — редактор Военно-художественной студии писателей. Выпустил три книги стихов: «Светлый всадник», «Странник», «Избранная лирика». Автор двух романов: «Обнажённая натура» и «Император Бубенцов, или Хромой змей». С 2012 года — главный редактор журнала «Москва». Член Союза писателей России. Живёт в Москве.
ЛЕСНЫЕ БОГИ Мы пойдём с тобою по дороге, Там, где сосны в золоте смолы, Где крадутся меж деревьев боги, Для чего-то прячась за стволы. Коротка дорога, далека ли, Вдаль от нас бежит или же к нам, Помнишь, эти боги окликали, Называли нас по именам. Гуще лес и сердце бьётся чаще, Отзываясь звоном в голове, В самой тёмной, в самой гиблой чаще Наши боги прячутся в траве. В тёмных дебрях — топи да болота, Чувствуешь, как холодно в груди, Стонут и зовут они кого-то, Ты на зов их лучше не ходи. Не сходи с проторенной дороги, Беззаботной птицей не свисти, Потому что эти злые боги Далеко нас могут увести. Небо в соснах светит бирюзово, Кличут боженята и божки, Если ты пойдёшь навстречу зову — Не сносить тебе дурной башки. Вот кого-то тащат из трясины, Рвут его из кочки, как клеща, И трясутся бедные осины На ветру треща и трепеща. Всколыхнётся тина у болотца, Ясно, там борьба кипит на дне, Холодом дохнёт, как из колодца, И затихнет схватка в глубине. То дожди, то листья в позолоте, То мороз, то ели в серебре, Будешь век томиться в том болоте, Тосковать, как муха в янтаре. Не ходи к далёким тем осинам, Кто-то там висит, и пусть висит… Дикий ветер бродит по вершинам Да по листьям дождик шелестит. На коре разрывы… Ну и когти!.. Страшный зверь тут шёл на водопой, Тень его черней и гуще дёгтя, Эта тень крадётся за тобой. Потеряли в чаще мы друг друга, Где же ты, мой свет? Пропал и след... Я споткнусь и вскрикну от испуга, Эхо рассмеётся мне в ответ. Ах, какая славная картина! Будто утро в шишкинском лесу, Мы пойдём на свет, и паутина Будет липнуть к потному лицу. Помнишь, никого мы не боялись, Где любовь, там рядышком и грех, Вот под той берёзкой целовались, А под елью прятались от всех. Облетало платье, как туника, И на мох, и на лесной песок Рассыпалась синяя черника, Опрокинув лёгкий туесок. Наши боги чувств своих не прячут, Эй, замри, послушай эту тишь, Слышишь, как зовут они и плачут? Ты, конечно, слышишь, но молчишь. Ты смеёшься чёрными губами, Мы идём домой через лесок, Я тащу три короба с грибами, Ты несёшь с черникой туесок. Боже мой! Всё это было с нами, Всё прошло, остался только свет. И мелькали боги меж стволами И махали ветками нам вслед. Это было в рощах под Калугой, Где живут весёлые грибы. Где когда-то жили мы с подругой И своей не ведали судьбы. Боги, боги! Что ж вы замолчали? Я тяжёлых век не подниму, Ты, родная, снилась мне ночами, Снилась мне, и больше никому. Постою совсем ещё немного, На исходе солнечного дня, Как печально, что твоя дорога Не ко мне вела, а от меня. Пыль клубится, тихо оседая, Плачут сосны в солнце и в смоле, А в полях печаль моя седая Стелется туманом по земле. Ты меня прости за эти слёзы, Пусть они струятся и бегут, Пусть шумят над берегом берёзы, Пусть шумят… И память берегут. Милая, пусть всё тебе простится, Вот стою, тоскуя и любя, И гляжу, как облака и птицы С криком пролетают сквозь тебя… Жизнь прошла, промчалась, вот потеха, В той же самой роще, как тогда Я кричу, зову тебя, но эхо… Замолчало эхо навсегда. Навалилась и тоска, и слякоть, Ни просвета в небе не видать, Милая, ну как же мне не плакать, Как же мне не плакать, не рыдать… ВРАГ Он скатился к реке, и вздохнул, и затих... Он был, в общем, исправным солдатом, Но за них воевал — за врагов, за чужих, Значит, был мне врагом, а не братом. Завершая привычные наши дела, Закатав рукава камуфляжа, Мыл я руки в реке, отмывал добела Эту кровь, эту копоть и сажу. Ну а тело его омывала река, Костенело оно, остывая, И в прозрачной воде неживая рука Шевелилась, совсем как живая. ОСЕННЯЯ ПЕЧАЛЬ Осенит осенняя печаль Эту землю в предзакатном блеске, За поля в синеющую даль Побредут леса и перелески. Одиноко мне, а потому Забреду я далеко-далёко. Неприютно в доме одному, Впрочем, в поле — так же одиноко. Тает в небе, улетает клин, Пропадает с криком безответным. Я вернусь домой, но не один, А в обнимку с холодом и ветром. ЗВЕЗДЫ Полынья как рана ножевая, Я стою над острой кромкой льда. Светится вода, едва живая, Но живая все-таки вода! Кто-то скажет: так, мол, не бывает! Но, с небес срываясь в глубину, Даже звезды в море оживают, И живут, и ползают по дну. ОКЕАН и Я Ты мне откажешь холодно и резко, И я очнусь в глубокой тишине, Никто не слышит скрежета и треска Опор и стен, что рушатся во мне. Я дошатаюсь кое-как до дому, Открою дверь трясущейся рукой… Вот океан утроен по-другому: Снаружи буря, а внутри — покой. ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ Первая любовь как наважденье. А в конце меня учила ты, Как легко, одним простым движеньем Нужно рвать присохшие бинты. Позабыл лицо и даже имя, Но вовек мне не забыть о том — Как стоял под окнами твоими, Пил вино и плакал под дождём. БЕЗДНА «Если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя» Ницше Соловьи поют и петухи, Комары и те поют ночами, У меня ж — не пишутся стихи, От печали рифмы замолчали. Всю-то ночь у речки просидел, Всё чего-то ждал, но бесполезно — Сколько бы я в бездну не глядел, На меня глядеть не хочет бездна. ДВЕ ЛАСТОЧКИ Притихла роща, как перед грозою, Душа притихла, как перед бедой. На берегу стояли мы с тобою, Две ласточки носились над водой. Проходит жизнь. Как много в ней печали. Трепещет ветер в золоте осин, Две ласточки давным-давно пропали. На берегу остался я один. ВОРОЖЕЯ Баллада Помолясь за дальних и за ближних, Шёл, ни зги не видя впереди. Боль моя, простая как булыжник, Тяжело ворочалась в груди. Шёл я ночью по кривой дороге, На глаза надвинув капюшон. Вот он, дом… Споткнулся на пороге, Постоял… И всё-таки вошёл. Робко, словно битая собака, Я стоял в колеблющейся мгле, Чьи-то рожи скалились из мрака. И свеча горела на столе. Тьма давила, тяжко нависала, Шевелясь, сгущалась на печи, Тень моя горбатая плясала И кривлялась в пламени свечи. Тьма сверкнула чёрными очами, Молча поднялась из-за стола, Как бы раскалёнными лучами Дрогнувшую душу обожгла. Я вздохнул, снимая крестик с шеи, Весь как есть раздавлен и распят, И спросил у тёмной ворожеи, Старой ведьмы с древних гор Карпат: «Ты ответь мне, демонская сила, Видишь ли, смертельно ранен я, Чем меня так больно присушила Женщина любимая моя? Отчего как волк ночами вою, Выгораю и схожу с ума, Тьма сплошная за моей спиною, Впереди ещё плотнее тьма. Жизнь моя ущербна и убога, Сам же я не смею, не прерву… Лёгкой смерти я просил у Бога, Бог сказал: «Живи!» И я живу… Это тело годы не согнули, Погляди, я крепок, зол и крут, Я хотел бы умереть от пули, Но на фронт ущербных не берут…» Покривилась, помолчала малость, Отпустила ворона с руки, Медленно и зло расхохоталась, Выставляя жёлтые клыки: «Сокол мой, да ты почти железный, В этой силе — вся твоя беда, Потому тебя и манит бездна, По-простому звать её — Звезда. Ты силён, но если ты мужчина, То не устоять тебе, герой, Перед этой тёмною пучиной, Перед этой чёрною дырой. Попроси— и колдовскою силой Я порушу всё в её судьбе — Всё ей станет тошно, всё немило, Будет сохнуть только по тебе. Ты же наконец задышишь вольно, И на жизнь посмотришь веселей, От любви несчастной станет больно Не тебе, а женщине твоей…» Молча я глядел на ворожею… Темень расступалась… А затем — Я надел тяжёлый крест на шею, Поклонился и ушёл ни с чем. ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕНЩИНА Кто про что, а я опять — про счастье, Про печаль пустых моих полей, Вот и мне пришла пора прощаться С женщиной последнею моей. То святой казалась мне, то стервой… Выпить, что ли… Стоя и до дна, — Сколько их бывает, после первой, Женщина последняя — одна! Догорает пламенно и нежно Мой закат за пеленой дождя. Уходи, последняя надежда, Но чуть-чуть помедли, уходя…
Стишата пьющего человека… А где поэзия? Мысли, окрыленные рифмами?
во-первых, это стихи классика, которого учить слагать стихи не надо (если вы прочли биографию). во-вторых, это глубоко личная лирика, это поздняя любовь в стихах — что вообще у нас встречается нечасто, и ещё с такой откровенностью. фото со стаканом — тоже не случайно, это авторский выбор. возможно, если вам этот разговор был нужен — ответит и автор. авторы часто смотрят свои публикации в ЛР, но редко отвечают — берегут себя..)
пьёт лучше, чем пишет…
и первая жена одна, и вторая, и сто вторая…
пьёт лучше, чем пишет…
и первая женщина одна, и вторая, и сто вторая…
Артёмов, я не подозревал, что ты такой бабник…
Артёмов сильный поэт, глубокий, вместе с тем, с большим чувством юмора… Помню его стихи в журнале «Московский вестник».
ну, рубрика «Слово классика» не случайна. прозаик он тоже сильный — пишет редко но метко
)))))
«Поэт, как волк, напьётся натощак,
и неподвижно, словно на портрете,
всё тяжелей сидит на табурете…
И все сидят, не двигаясь никак…
Он говорит, что мы одних кровей.
И на меня указывает пальцем.
А мне неловко выглядеть страдальцем,
и я смеюсь, чтоб выглядеть живей!
Но всё равно опутан я всерьёз
Какой-то общей нервною системой:
случайный крик, раздавшись над богемой,
доводит всех до крика и до слёз!
И всё торчит.
В дверях торчит сосед!
Торчат за ним разбуженные тётки!
Торчат слова! Торчит бутылка водки!
Торчит в окне бессмысленный рассвет»!
А что, хорошая пародия на Ницше:
«Сколько бы я в бездну не глядел,
На меня глядеть не хочет бездна».
Верно, глаз художника не подводит, не даёт соврать.
Талант не пропьёшь!
воистину! особенно в преклонные летА)
***
Писарев писал когда-то,
Если бы Онегин
От восхода до заката
Вкалывал, как некий
Раб на фабрике, заводе,
Было бы не до хандры
По любой погоде,
Где живут антимиры,
Если б в поле пыль глотал,
И рефлексии б не знал.
если бездна на тебя глядеть не хочет,
значит, в бездну ты и не глядел
ежели глядеть не хочет бездна,
значит, в бездну ты и не глядел.
А вы ницшеанец? Можете объяснить, что значит «долго вглядываться в бездну»?
И что значит «бездна смотрит в тебя»?
дурака учить, только портить
Действительно, дурак — нашёл, к кому обращаться… Я и забыл, Серб, что под «запредельным» ты у нас значишься.
Ну, ничего, с тебя не убудет.
Это довольно содержательная исповедь. Каждый из комментаторов может свою представить?
почему бы нет? у нас демократия (в пределах литературных выражений))
почему бы нет? у нас демократия (в пределах литературных выражений))