«Бригантина» Павла Когана – кто не слышал эту песню? «Бригантину» знают все, это бардовский гимн. Я знаю эту песню с младенчества, в 60-е годы — наша любимая, застольная. Поэтому когда с экрана телевизора она звучала неточно, моих родителей передёргивало: что за муть? Не так. Не то.
Действительно, песня со временем потеряла некоторые слова. Вот как это произошло.
Молодой поэт Павел Коган учился в ИФЛИ, а Георгий Лепский был его приятелем. Ребята дружили, увлекались искусством, литературой, поэзией. Им было семнадцать и восемнадцать лет соответственно. Несколько стихотворений Павла Когана стали песнями тогда же.
В ютубе есть записи от 1989 года с выступления барда Георгия Лепского, где он в деталях рассказывает, как это было. Лепский утверждает, что он пришел к Павлу Когану домой, они сели и написали «Бригантину». И якобы он, Лепский, автор не только музыки, но и соавтор текста. «Бригантину» с тех пор поют с помарками и ошибками. Павел Коган был крепким поэтом уже, нуждался ли он в соавторстве? Как бард Георгий Лепский умудрился спеть почти свои же стихи, потеряв по ходу исполнения рифмы, смыслы и целый куплет?
Другой бард, который назвал себя со сцены одним из первых исполнителей «Бригантины» — Евгений Агранович, взял за эталон выступление Лепского и теперь в многочисленных записях из архивов любительской песни ошибки Лепского прижились и живут по сей день. Я взяла для сравнения стихи Павла Когана из сборника «Гроза», вышедшего в издательстве Советский писатель в 1960 году и текст песни из открытых источников.
БРИГАНТИНА ИСКАЖЕНИЯ Надоело говорить и спорить, И любить усталые глаза... (точка вместо многоточия) В флибустьерском дальнем море Бригантина подымает паруса... поднимает Капитан, обветренный, как скалы, Вышел в море, не дождавшись дня… /нас / (запятая вместо многоточия) На прощанье подымай бокалы /подняты/ Золотого терпкого вина. Пьем за яростных, за непохожих, /за непокорных/ За презревших грошевой уют. /грошовый/ Вьется по ветру веселый Роджер, Люди Флинта песенку поют. /Люди Флинта гимн морям поют/ Так прощаемся мы с серебристою, /...с серебристой/ Самою заветною мечтой, Флибустьеры и авантюристы По крови, упругой и густой. /Братья по крови горячей и густой/ И в беде, и в радости, и в горе Только чуточку прищурь глаза. В флибустьерском дальнем море /Вновь увидишь в дальнем синем море/ Бригантина подымает паруса. /поднимает/ Вьется по ветру веселый Роджер, ЭТОТ КУПЛЕТ СОВСЕМ ИСЧЕЗ Люди Флинта песенку поют, И, звеня бокалами, мы тоже Запеваем песенку свою. Надоело говорить и спорить, И любить усталые глаза... (точка вместо многоточия) В флибустьерском дальнем море /Вновь увидишь в дальнем синем море/ Бригантина подымает паруса... /поднимает/
Почему так необходимо многоточие вместо запятой после «любить усталые глаза»? Потому, что тут пауза, жест, поэт отрывается от лица девушки и переводит взгляд на… воображаемое море.
Оно может быть за окном, в дверном проёме.
Автор написал «подЫмает», почему? Это флотский сленг, паруса моряки именно подымают, а не поднимают. Павел Коган верно выбрал этот диалектизм из профессионального сленга портовых грузчиков и матросов.
Это «Ы» – не только выражение физического напряжения, силы, работы, это еще символ единства с головорезами Флинта — морскими разбойниками, покорителями моря и варварских земель. Бригантина подымает паруса, а мальчишки-студенты – бокалы в честь романтических приключений и братства. Это перевоплощение, игра, почти детская. Они — молодые поэты, они не похожи на обывателей! Они пьют за таких же непохожих.
А люди Флинта именно песенку поют: «Семнадцать человек на сундук мертвеца! Йо-хо-хо! И бутылка рому»! Это в песне та же самая бутылка, которую распивают молодые студенты-бунтари, восстающие против затхлой бытовщины и регламента.
Ведь Коган запевает песенку свою с друзьями, и это новая песня. Они, собутыльники, преемники, продолжатели романтизма Байрона, Конан-Дойля, Стивенсона, — это ответ скучному классицизму и слюнявому сентиментализму, это авантюрный путь в новое, неизвестное. В соцреализм грядущей военной литературы, вершины которой достигли – Михаил Шолохов, Юрий Трифонов, Андрей Платонов и многие другие замечательные писатели.
А «гимн-морям-поют» — это труднопроизносимое что-то, манная каша, а не музыкальная поэтическая фраза. Так неужели ни у кого не ёкнуло, не возникло подозрение, что слово неверное, мёртвое? Хоть в этом «гимн-морям»? Ведь это так просто – взять и открыть книгу, посмотреть, сверить. Если искажения протекают в устное творчество, вытравить потом их из памяти будет очень трудно.
Среди многочисленных исполнителей известные и многими любимые: Сергей Никитин, Галина Хомчик, братья Мищуки, — все с высшим образованием и … досадной фонетической глухотой.
Но всех в несении отсебятины переплюнул Юрий Визбор. На youtube легко найдете «Бригантину» в его исполнении. Широко улыбаясь в микрофон, в первом куплете он выдал такое:
Надоело говорить и спорить,
Надрывать до хрипа голоса.
Во флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса.
Визбор расфантазировался, и во втором куплете радостно выдал:
Капитан, обветренный, как скалы
Поднял флаг, не дожидаясь дня.
В третьем куплете:
Пьем за ветренных, за непокорных,
За презревших грошевый уют.
Это обращение к дамам, Визбор имел в виду подруг-собутыльниц у костра:
Вьется по ветру веселый роджер,
Люди Флинта гимн морям поют.
Такие люди Флинта, пираты, встали навытяжку и поют гимн, гимн Советского Союза. Четвертый и пятый куплеты «Бригантины» он пропускает вовсе. На шестом в нем проснулся комсомолец-доброволец:
И в труде, и в радости, и в горе,
Только чуточку прищурь глаза,
И ты увидишь, как в дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса.
Вот говорят, из песни слова не выкинешь: не так, мол, легко отредактировать зарифмованный и ритмически организованный текст. И благодаря этому лишь в песнях и сохраняется историческая правда, детали и приметы эпох. А песню перепеть – запросто. Это будет считаться вариантом народной песни.
Но в том-то и дело, что это авторский текст, у него есть правообладатель, наследница Павла Когана – его дочь и внучка. И, кстати, Ольга Борисовна Сумм – переводчица, филолог.
Вот бы она посмеялась!
Екатерина ЖДАНОВА
Хороший пример гимна либералов. Пока Мария Ивановна шила то, в чем ходил бедный Коган. А Ваня Иванов пахал поле чтобы было, что кушать несчастному Когану. И Петр Сидоров строил на морозе ветру дом, в котором мог бы жить несчастный Коган. Сам угнетаемый Коган пишет о своей хищнической ультра-либеральной мечте:
Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевой уют.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют.
А балбесы не желающие изучать основы выживания в природе, и не понимающие о чем тут речь — подпевают этой бандитской ультра-либеральной песенке:
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют.
И, звеня бокалами, мы тоже
Запеваем песенку свою.
ps
Бедные несчастные Коганы.
Им не давали пограбить народ — тоска печаль…
Павел Коган погиб в 1942 году в разведке, ему было 24.Защищая Родину. Мальчишка песню написал, гениальную. Она перешла в 21 век, в котором, Марк, вы живете, благодаря таким, как Павел Коган. У всех свои таланты и предназначение. Занимайтесь своим делом так, чтоб на века.
Любви не имеете. Вы мертвый, хоть шевелитесь, и ядом брызжете на героя войны. Позор!
Марк поерничал, но факт: «бандитская песенка».
Да, 15 — 17 лет — возраст романтики.
Хочется испытать себя, показать уверенность в себе, смелость, «я все смогу» и т.п.
Юноша написал романтическую самодельную песенку.
Но, анализируя, видим в юношеской песенке:
— восхваление пиратов,
— пьянку в нескольких куплетах под прикрытием поминок.
Смотрим логику текста:
— Где-то там, далеко, «В ДАЛЬНЕМ» море КАКАЯ-ТО бригантина ТОЛЬКО ПОДЫМАЕТ паруса.
А капитан УЖЕ ВЫШЕЛ В МОРЕ. На другом судне? И погиб.
Если на этой бригантине, то времена глаголов напутаны.
Утонул где-то, а поминают здесь.
Мне в юности нравилась песенка. Одна из причин — не было лучше.
Свою юношескую мечту я осуществил: видел «в флибустьерском дальнем синем море» — Карибском Мартинику, Доминику, Барбадос, Ямайку и другие «пиратские» острова.
***но факт: «бандитская песенка»***
Николай, в научных кругах (либеральных) не часто признают открыто тот факт, что преступный мир в основе своей является либеральным. Где каждому блатному хочется иметь больше прав. А все обязанности по производству материальных благ блатные перекладывают на «терпил» — тех, кого они будут грабить. Когда в молодежной компании начинают запевать песню о пиратах или перебирать блатные аккорды — это оно. Но как не странно такой преступный мир еще является либеральным, но здоровым. Распознать здоровых либералов можно просто — они дают стаду жить не выпивая кровь из него полностью.
Да! Как не странно это будет звучать. Здоровый либерал преступник похож на охотника. Который не пашет и не сеет. Однако он не отстреливает беременных самок. И не варит суп из цыплят, доставая их из гнезда. Здоровый охотник охотится в сезон. А вот преступный мир либерастов — извращенцев, уже никаких законов не признает и ведет себя как браконьер. Именно либерасты ведут себя как отморозки. В преступном мире они могут обирать последнее у больных, воровать у детей. Именно они являются педофилами, серийными убийцами и маньяками людоедами. Их не сдерживает ничто — весь мир должен быть у их ног.
Интересно, что азимут развития либерализма начинается сразу после удовлетворения базовых потребностей. После как поел и тебя не убили -теперь можно начать думать, что бы еще захотеть. Так коммунный организм, удовлетворив первичные потребности ВСЕГДА начинает задумываться — может он не просто член стада, а личность в нем? Затем эта созревающая личность начинает себя любить больше чем стадо. Так и формируется полноценный либерал (как большинство тут присутствующих). Затем будучи уже либералом он расширяет себе просторы прав (самореализуется). И все больше отказывается от не интересных ему коммунных обязанностей (права знакомо?). В итоге, в апогее либерализм приходит к гипертрофии — либерастии. Где происходит отказ уже не только от коммунных, но и от моральных обязанностей. Именно это приводит к крушению личности. А накопление таких либерастов в популяции приведет и всю популяцию к катастрофе.
Все правительства в мире являются центрами либерализма. Ибо ЭГО правителя и его приспешников воплощается под предлогом заботы о стране и народе. Но здоровые либералы, такие как Чингисхан, Карл Великий, Линкольн, Петр1 — строили империи полезные и для своих народов. А вот либерасты типа современных руководителей Армении, Украины и других европейских стран обменяли свои народы на личную выгоду. Продались за бусы Соросу и пустили под откос свои страны.
Спор между Баденом и Трампом это не спор между консерваторами и демократами. Это война между глобальными блоками — больных либерастов с одной стороны и здоровых либералов с другой. Где в случае победы либерастов Америка гарантировано крушение. А следом в кризис провалятся и ее европейские шавки. Выход из которого всегда только один = глобальное возрождение фашизма. Эпопея с тотальным акционированием во время COVID19 была широкомасштабной тренировкой.
Кстати, то о чем я говорю прекрасно понимают многие. И то, что либерализм становится все более звериным совсем не новость. Именно о том, каковы будут наследники современного либерализма писал Окуджава. Будучи талантливым экстремистским идеологом либерализма он предсказал это еще в 90-х.
***Через два поколения выйдут на свет
люди, которых сегодня нет.
…
Им будет робость моя чужда,
они раскованней будут и злей…
Зависть, ненависть и вражда
взойдут над просторами их полей.***
Воистину — все ценности либерализма дошедшие в своем логическом развитии до экстремизма открытой либерастии.
Вы сто, никогда не играли в чапаевцев, индейцев, пиратов? Несчастные. Вы родились уже лысыми, пузатыми квасными патриотами. Эта песня о прощании с книжным добрым и милым детством, с мечтой о дальних странствиях и беспечном счастье быть самим собой. Детей судите. Да ими в 37 даже Ежов не заинтересовался, как Жигулиным, например. Вам, простым таким, дай волю и наганы, вы всех перебьете. Ангелы бессмертны, расслабьтесь
Понимаю печаль автора статьи по поводу коверканья текста песни «Бригантина».
Однако негодование вызывает использование понятий «правообладатель», «авторское право». Наличие имущественного авторского и патентного права, феодального пережитка, отравляет современное информационное пространство, способствует экономическому империализму и не дает в должной степени развиваться творческому кругозору граждан, науке, образованию и здравоохранению. Понятие «интеллектуальной собственности» — инструмент глобалистской мировой политики для поддержания экономического превосходства над остальным миром, обогащению американских медиакорпораций и международных книжных издательств. Об истории того, как РФ безропотно приняла эту концепцию, интересно посмотреть с позиции рыночника, ученого Алексея Иванова:
https://globalaffairs.ru/articles/intellektualnaya-sobstvennost/
Отмена феодального пережитка — первый необходимый шаг для помощи производительным силам общества. Кто этого не понимает, тот подыгрывает современным установкам запада.
***Наличие имущественного авторского и патентного права, феодального пережитка, отравляет современное информационное пространство***
Швондеры никогда не откажутся оттяпать квартиру у профессора Преображенского.
Вы бы оценили критику понятия «интеллектуальной собственности», например у рыночного экономиста, лауреата Нобелевской премии, Джозефа Стиглица. Или почитали бы про ренту у английского либерального экономиста 18 века Давида Рикардо. А то все ваши псевдоаргументы , как будто Буш-младший с Байденом надиктовывали…
Стиглиц — экономист, он понятия не имеет как работает биосистема. А в природе все просто — животное метит свою территорию. Метки не мешают жить на оной территории другим животным и растениям. Потому, что в природе нет юридических лиц, которые бы могли огородить территорию заборами с колючей проволокой. Так и в патентах — не должно быть юридических лиц. Чтобы пользу за свой труд получал автор. Наступают сложные интеллектуальные времена. Новые шаги в технологиях будут даваться все труднее. Поэтому труд авторов должен быть оплачен, а не украден.
Рикардо не хватает понимания в том, что нельзя оперировать природными социальными механизмами математически. В организмах работает физиология, а не математика. И то, что логично в математике совсем не логично в природе. До сих пор врачи свято верят, что если у человека не хватает белка, то ему надо есть белок. А если не хватает кальция то надо есть кальций. Получается корове чтобы давать молоко (белок) надо пить молоко или есть мясо. А для здоровой беременности есть мел. Врачи к сожалению обучены продавать таблетки ориентируясь на симптомы. Хотя все считают, что врачи это специалисты в здоровье. Почему тогда эти «специалисты» ни в одной стране мира не являются долгожителями? Жить не хотят? Так и с экономистами и их полным непониманием природных механизмов.
Сами попробуйте найти косинус ручья или корень в седьмой степени из арбуза. Системы для био объектов должны строиться биологами, а не экономистами и не философами. А чтобы до гениев экономики это дошло их надо кормить квадратным корнем из гипотенузы в скобках, помноженной на чисто Пи.
1
Зависаю в гамаке
в дебрях мирозданья,
в глухом и райском уголке,
на дачке под Рязанью.
Жена на грядках, внук под боком;
гляжу в раздумии глубоком
на пошатнувшийся забор;
пойду… найду, возьму топор.
2
В деревне нынче жизнь не шик,
особенно зимою:
собак пускают на шашлык,
а кошек — на жаркое.
Тоска в деревне круглый год,
и даже рыба не клюет.
Работы нет, зарплаты нет,
но есть закат, и есть рассвет,
и огород – в земле копайся,
природой наслаждайся…
3
На дачке я, рассеяв скуку,
порой рассказываю внуку,
что за холмом в лесу вечернем
Баба Яга живёт с Кащеем…
А сам я верю, как ребенок,
в Бабу Ягу еще с пеленок.
Внук верит мне и смотрит в лес
глазами полными чудес.
И вдруг выходят прям оттуда
Кащей с горбатою подругой,
за ними ступа с помелом,
за ними черти с вертелом,
за ними печка с пирогами,
избушка с курьими ногами
и говорят: » ну хватит, дед,
пугать детишек с малых лет» …
!!!!