29.11.2024

К 60-летию премьеры «Незнайки на Луне» в «ЛР»

27 ноября 1964 года в газете «Литературная Россия» напечатали отрывок из повести Николая Носова «Незнайка на Луне». Это была одна из первых её публикаций именно в газете (при своих миллионных тиражах наш еженедельник давал максимальный и мгновенный охват целевой аудитории, на фоне ежемесячных журналов). «ЛР», соответствуя своему кредо, первой публиковала политически советскую, прогрессивную фантастику с футурологической, во многом пророческой критикой капиталистического освоения космоса.

Раньше нас повесть Носова напечатали только в журнале «Семья и школа» (начиная с июльского номера 1964 года), а отдельной книгой она вышла в 1965 году. Да-да, столь небольшие сроки проходили в СССР от первых публикаций в прессе до выхода книги: живое читательское внимание, которое отслеживали отделы писем, имевшиеся в каждой газете, — заменяло буржуазный маркетинг и «раскрутку» книг… А повесть «Незнайка на Луне» на фоне всех предыдущих сюжетов его автора — была, конечно, широким шагом к политическому воспитанию детей, причём в форме сказки.

Кто же тогда знал, что все эти лунные «деловые коротышки», «общества Гигантских растений», «Газеты для дураков», полицейские Фигли, Мигли, Дригли c резиновыми дубинками с электрическим контактом и господа Спрутсы и Дрянинги — это не предостережение только, а и наше, земное будущее тоже?…

Каждый, кто покупал «Газету для дураков», говорил, что он покупает ее не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чем там для дураков пишут. Кстати сказать, газета эта велась очень разумно. Все в ней даже для дураков было понятно. В результате «Газета для дураков» расходилась в больших количествах и продавалась не только в городе Давилоне, но и во многих других городах…

Что ж, имея сегодня помимо всех родимых пятен капитализма, описанных повестью, и новые технические средства, но не имея газеты в бумажном виде (по причине «цифровизации» нашего бюджета Минцифрой в сторону нуля), мы в честь круглой даты публикации хотим предложить вашему вниманию уже экранизацию повести, то есть мультфильм, который был создан в уже капиталистической России, и выглядел в момент своей премьеры в 1997-м — весьма антибуржуазно. Даже голос Кристины Орбакайте работал в нём сообразно замыслу Николая Носова, — как критика потребительского, варварского отношения к планетам солнечной системы (Роскосмос и Рогозин явно не смотрели этого мультфильма, поставив блжайшую задачу поиска на Луне редкоземельных металлов). Любопытно, что все вернувшиеся в Россию и вполне уже приевшиеся особенности «бизьнеса» — здесь высмеяны и раскритикованы вполне плакатно, но вместе с тем уже не так просто, как в СССР.

Очень важно отметить, что «детская» постановка вопроса о том, каким будет освоение космоса — социалистическим или капиталистическим, советским или американским, — была только на первый взгляд детской, что и доказали дальнейшие годы популярности повести Носова… Именно к середине 1960-х Луна стала объектом космической гонки и соревнования технологий СССР и США, — соревнования, в котором сверхдержавы научились сотрудничать, что было удивительно и инновационно для периода «холодной войны».

К 1966-му году, ещё до своей безвременной кончины (то есть и до высадки астронавтов на поверхность спутника, конечно) Королёв предложил директору ГЕОХИ Суркову план облёта Луны в пилотируемом корабле, но в корабле должен был оказаться сотрудник профильного отдела картографии, хорошо знакомый по фотографиям с лунной поверхностью, способный расшифровывать видимое моментально (всё это делалось, конечно, для дальнейшей посадки на Луну, причём поверхность её поначалу считали чуть ли не скользкой). Всё это очень интересная история и скоро в «Гостиной ЛР» будет эксклюзивный, как и публикация части повести Носова, сюжет об этом с «инсайдером». А пока — смотрим в наилучшем качестве мультфильм.

Редакция

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...