22.12.2024

Поёшь с открытым лицом? Готовься к петле…

Это происшествие всколыхнуло не просто умы — культуры всколыхнуло…

В Иране 14 декабря арестовали популярную певицу за выступление на онлайн-концерте без хиджаба. По новым иранским законам девушке может грозить смертная казнь, сообщает Baza.

Спецслужбы Ирана задержали Парасту Ахмади и четверых музыкантов, сопровождавших ее выступление, после появления на YouTube ее онлайн-концерта. «Иранская девушка пела с оголенными плечами и без хиджаба, тем самым нарушив закон Исламской Республики», — сообщил ее адвокат Милад Панахипур…

…Мы обычно даём видеоматериалы в конце публикации, поскольку модальность слова и видео — плохо сочетаются, конкурируют и не дополняют друг друга. Но в данном случае стоит сразу посмотреть всё выступление этой отважной певицы, чтобы понимать, на что, на кого замахиваются исламисты своими драконовскими законами. На какую красоту и изящество — причём, глубоко восточное изящество, которое должно вызывать гордость у аятолл и прочих хранителей «национальных традиций»…

Нет, здесь нет и не может быть напускного героизма, какой-то выспренности или кричащего вызова: сразу сообщим нашему зрителю, что свою личную маленькую революцию нравов Парасту совершает мягко, без надрыва. Причём внимания заслуживает вся музыка её слаженного, идеально слышащего каждую свою составляющую, коллектива: это высокое и глубоко национальное, самобытное, а потому и интернациональное искусство уровня Эллы Фицжеральд или Мирей Матье…

Данный чуть более недели назад онлайн-концерт-«каравансарай» прокомментировали уже более 40 тысяч восхищённых зрителей. Однако всё равно клерикальные законы Ирана воззвали к силовикам — сцапать, схватить эту ускользающую от регрессных «традиций» красоту!

Законы Ирана запрещают женщинам петь сольно и появляться на публике без хиджаба. Недавно в исламской республике был принят закон, согласно которому людям, обвиняемым в «пропаганде или распространении непристойности, отказе от хиджаба и неподобающем поведении», грозит до 10 лет. В отдельных случаях, если власти сочтут, что нарушение ношения хиджаба сопряжено с «сотрудничеством с иностранными государствами в пропаганде нарушения норм скромности» — за это грозит даже смертная казнь.

Выступление Ахмади, в котором она обнажила плечи и не покрыла голову, вероятнее всего, было сознательным актом неповиновения. Такое поведение могут приравнять к политическим преступлениям, караемым в Иране повешением.

Так, например, Пахшан Азизи, курдская активистка, заключенная в тюрьму Эвин почти год назад, была приговорена к смертной казни 23 июля 2024 года Революционным судом в Тегеране за членство в Партии свободной жизни Курдистана (PJAK). Судья Иман Афшари, глава 26-го отделения Революционного суда в Тегеране, вынес смертный приговор Азизи, о чем адвокат ее был уведомлен 24 июля. Узнав эту новость, политические заключенные тегеранской тюрьмы Эвин в течение нескольких часов устраивали акцию протеста во дворе, сообщает Сеть по правам человека Курдистана (KHRN). С 6 июля 2024 года Азизи лишена была права общаться с семьей или принимать посетителей по распоряжению администрации тюрьмы Эвин.

Да, женщины здесь томятся в тюрьмах, потому что борются за свои права — и как национальные меньшинства тоже… Но Парасту затронула те нити у своих зрителей на всех континентах, которые соединяют напрямую талант с Общечеловеческим. Где красота мелодии и красота женская — есть безусловная ценность, прятать которую под хиджабом или паранджой — преступление. Да-да, это сокрытие своих богатств — вот подлинное преступление перед современниками, а не открытые плечи и лицо…

Случай этот так сильно всколыхнул мировое итернет-сообщество, что светский президент Ирана пошёл против до него принятых законов исламской республики, наложил вето на очередной людоедский парламентский закон о хиджабе. «Метафору» силовики поняли верно, и певицу с её группой освободили, не продержав в застенках и суток. «Восток — дело тонкое»…

И сразу те, кто, как я, как мы в Московской рок-коммуне чувствовали, что молчание сейчас и по этому поводу — преступление, — ощутили, что возмущение-то наше было верным. Не аномальным, а нормальным! И коллективно возмущаться такой дикости — нужно чаще и громче. Тогда и преступлений против красоты будет меньше. Только тогда морок реакции и регресса, всё теснее отгораживающий нас от светлого будущего, начинает отступать.

Дмитрий ЧЁРНЫЙ

Иллюстрация — центральный фрагмент советского плаката «Раскрепощённая женщина — строй социализм!», А.Страхов-Бражовский, 1926.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...