У русской литературы появился шанс вернуться к массовому читателю. Внутренний спрос растёт не только на жизненно необходимую населению продукцию отечественного производства, но и на духовное, если можно так выразиться, импортозамещение. На смену литературе бытового и исторического абсурда, заступает искренний реализм. Литература возвращается в своё естественное состояние. Процесс долгое время шёл подспудно, но всем известные события перевернули «песочные часы» привычного жизненного уклада. Как пели в послереволюционных частушках прошлого века: «Жизнь по-новому пошла». Социологические исследования свидетельствуют, что «глубинный» читатель потянулся к книгам авторов, живущих в России и пишущих о России. Время «голых королей» истекает даже не столько в силу изменения культурной политики государства, сколько из-за усталости читателя от навязываемых ему издательствами-монополистами отечественных и зарубежных «шедевров».
2022 год обещает стать «моментом истины» и в отношениях государства с писателями. Подтверждение этому – проведённая АСПИ Всероссийская мастерская «Мир литературы. Новое поколение». По итогам предварительного творческого конкурса в Москву приехало около двухсот молодых прозаиков, поэтов, драматургов, критиков из разных регионов России. Столь масштабного литературного форума, пожалуй, не было со времён СССР. Семинары вели известнейшие писатели. В рамках мастерской состоялись круглые столы представителей ведущих издательств и главных редакторов «толстых» литературных журналов. Мастерская была превосходно и максимально уважительно к участникам (проезд, питание, гостиница, культурная программа) организована. По её итогам будет издана целая библиотека книг талантливых авторов. Хочется верить, что Мастерская стала проявлением системного подхода АСПИ и государственных структур к работе с молодыми писателями. Итоги этого мероприятия будут долго обсуждаться самими семинаристами, и разбиравшими их произведения мастерами. Назову лишь несколько «прозвеневших» молодых имён: прозаики Ирина Сотрихина, Ирина Михайлова, Алина Гребешкова, критик Иван Родионов, поэты Игорь Федоровский, Валерия Макарова…
Во все времена литература выступала в качестве связующего звена между властью (элитой) и народом. Отчуждение литературы от государства выражается не только в диктате издательств-монополистов, отказывающихся по «рыночным» соображениям выплачивать писателям достойные гонорары. Не только в капризно-прихотливой премиальной политике, когда лаврами увенчиваются произведения, изображающие историческую и современную Россию «империей зла». Не только в исключении из реестра существующих в стране профессий профессии «писатель». Не только в неспособности самой литературной общественности чётко сформулировать и выстроить принципы взаимоотношений с соответствующими властными структурами, как это удалось, к примеру, Союзу театральных деятелей, не только сохранившему свои активы и имущество, но и добившемуся от государства значительной социальной поддержки для своих членов. Куда опаснее отчуждение общества от живого литературного слова, пресечение культурной традиции, низведение творческого труда до уровня «услуг».
Сегодня из-за многочисленных санкций представители многих профессий и занятий оказались в положении, в каком уже давно пребывают труженики пера. Писатели закалились в борьбе за существование и давно не ждут «милостей от природы». Всероссийская мастерская «Новое поколение» показала, что молодые авторы сегодня, в отличие от декабристов XIX века, как никогда близки к народу, можно сказать, слились с ним в горе и радости. Спрос на качественную отечественную литературу растёт. Литературное хозяйство страны ждёт масштабная реорганизация.
Юрий Козлов, главный редактор журнала «Роман-газета»