С Сергеем Ивановичем Лысюком – Героем Российской Федерации, легендарным командиром отряда специального назначения «Витязь», членом Совета по делам ветеранов при Председателе Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» Сергее Миронове – беседует Наталья Тугаринова.
– Ваша первая реакция на объявление о начале специальной военной операции?
– Эта военная операция назревала давным-давно, но руководство страны знало, в какой момент стратегически правильно ее проводить, учитывая экономическое и политическое положение России. Путин сказал, что были приняты все меры, были уговоры, чтобы прекратить насилие над местным населением на Донбассе, но все эти предложения киевской властью игнорировались, в том числе минские соглашения. По сведениям разведслужб, намерений выполнять эти договоренности у Украины не было. Более того, поступила информация, что готовится нападение на Донбасс, а в перспективе – движение в сторону Крыма. Поэтому последнее предупреждение Киеву было сделано. Первым шагом стало решение о признании ДНР и ЛНР, а вторым шагом – заключение договора о содружестве и оказание военной помощи Донбассу.
Решительных действий все ждали, но не подозревали, что все случится именно в феврале. Я лично не ожидал. Когда это произошло, многие сказали: «Вот – наконец-то».
– Западные лидеры все чаще угрожают России ядерным оружием.
– Ядерное оружие – это сдерживающий фактор. Трезво мыслящие люди отлично понимают, что победителей в войне с применением ядерного оружия не будет. Но, к сожалению, получилось так, возможно, из-за неграмотности зарубежных элит, что среди отдельных зарубежных политиков происходит недооценка серьезности этой ситуации. Та же Лиз Трасс, назначенная на должность нового премьер-министра Великобритании, сделала заявление: «Надо будет, я нажму кнопку». Человек, находящийся на серьезной должности в стране, которая имеет ядерный потенциал намного слабее нашего, делает подобные заявления. Получается, люди очень легко относятся к таким вопросам, недооценивают их последствия. Поэтому сейчас мир близок к третьей мировой войне.
Раньше понимали, что Советский Союз – это грозная, мощная держава, а сейчас на Западе работает пропаганда, которая старается представить Россию гораздо слабее, чем мы есть. Еще лет десять назад в мире говорили, что Россия – это «страна-бензоколонка», которая ничего не может, что ее легко разорить, что у России ничего нет, ни вооружения, ни сил. Привыкли в стане стран-супостатов считать, что Россия ослабла политически и экономически, вот по инерции и пытаются себе внушить, что можно применить силу и Россия будет побеждена.
Россия между тем предупреждала весь мир. В.В. Путин рассказал о наших новейших вооружениях, которые встали на боевое дежурство, о беспилотных аппаратах с ядерным боезарядом «Посейдон», о средствах противодействия гиперзвуковому оружию. Первые полгода западные страны воспринимали наши заявления, как какой-то смех, какие-то «мультики». Хотя это было с нашей стороны просто предупреждение: Россия способна дать ответ на любые посягательства и угрозы. Но западные страны выводы не сделали.
То, что мы победим сомнений нет никаких и тогда все страны, которые сегодня угрожают России, протрезвеют. Сейчас против нас выступает порядка сорока стран, они считают, что воюют против нас, но, когда мы победим фашизм на Украине, эти сорок стран окажутся побежденными.
Для спецназовцев сегодня задача такая: кто по возрасту проходит и есть возможность участвовать – участвуют в спецоперации, многие подписали контракты и добровольцами выполняют задачи. Есть те, кто уже по два раза ходил в зону боевых действий. Кто по возрасту, из-за ранений или по другим причинам не может идти, серьезно помогают экономически, техническими средствами, медициной.
Мы в душе с теми ребятами, которые там воюют. «Витязь» по-прежнему в строю.
– Вы внимательно следите за ходом специальной военной операции. Чем отличается военная операция на Украине от войн и вооруженных конфликтов, в которых участвовали военнослужащие СССР и затем России.
– Эта специальная военная операция, ее технические средства, средства разведки по могуществу намного превосходят те, которые были в годы Великой Отечественной войны. А вот мужество нужно то же. И ребята достойно проходят эти испытания.
– Отряд специального назначения «Витязь» побывал во многих горячих точках.
– Первое боестолкновение было на границе Ингушетии и Осетии. Впервые использовались гранатометы, был насыщенный огонь. С лета 1992 года «Витязь» направлен в Назрань. По просьбе местных руководителей в течение трех месяцев выполняли задачи по охране представительства, оказывали помощь республиканской милиции в поддержании общественного порядка. Мы находились в тех местах, которые были очагами опасности. Конфликты охватили Пригородный район. Там находились наши подразделения, которые разоружали обе стороны конфликта, чтобы у них не было возможности вести бои. Нам нужно было предотвратить вооруженное противостояние сторон.
Конфликт начался с вражды двух приграничных деревень: в одной проживают ингуши, в другой – осетины. Из одной деревни вооруженные люди переползли ночью, подорвали здание, обстреляли деревню, после этого жители другой деревни пришли мстить.
В 1993 году нас ждали новые испытания. Со 2 мая по 20 июля мы выполняли задачи по блокированию осетино-ингушской границы. Со стороны Ингушетии совершались провокации, сопровождавшиеся обстрелами осетинской стороны. Мы вели воздушную разведку в Каршадоне, Уми, Егоре, Санибе, разблокировали наряд КПП в районе Верхнего Парса.
Получив информацию о наличии на границе в районе села Али-Юрт на возвышенности дзота, сорок спецназовцев направили для ее проверки. Боевики, обнаружив приближение разведчиков, открыли огонь. Подтянули подкрепление численностью до 200 человек. Завязался бой с применением гранатометов, крупнокалиберных пулеметов, бэтээров. Появились раненые. Бой продолжался около двух часов. Силы преступников иссякли, кто уцелел из бандитов, скрылись. Потери боевиков составили 42 человека убитыми.
В 93-м же году обеспечивали безопасность телецентра «Останкино» и были удостоены государственных наград.
Отметился Витязь и в Фергане. В Узбекистане возникли беспорядки и во всех своих бедах узбеки посчитали виновными турок-месхитинцев, стали поджигать их дома. Мы тогда выполняли задачи по нормализации этой обстановки.
После событий в Фергане – Новый Узень, Казахстан, 1989 год. Мангышлакская область Казахской ССР. Массовые беспорядки, введен комендантский час. Предстояло восстановить правопорядок во всем районе. Через четыре дня ситуация в Новом Узене перешла под контроль спецназа, массовые беспорядки были пресечены.
– Что значит для спецназовца обладание краповым беретом?
– Это особая каста. Ребята, которые служат в подразделениях спецназа Внутренних войск ставят для себя цель – сдать на берет. Приходят те, кто служил срочную службу и те ребята, которые уже послужили, но не смогли пройти испытание. Мы даем им еще один шанс. Что такое краповый берет? Это продукт воспитания. Когда они пришли в спецназ, увидели, что рядом с ними служат ребята, у которых есть право ношения крапового берета, думают: «Почему бы нам эти испытания не пройти?». Это некая победа над самим собой.
– Какие моменты испытаний вам особенно запомнились?
– Мы форсировали водную преграду, через нее был натянут трос. Боец держит трос, а слева песчаный карьер. Парень оступился и ушел под воду. Офицер Олег Примак, мастер спорта по гребле, здоровый такой малый, в маскхалате, с полевой сумкой, в сапогах, в противогазе, не раздумывая ни секунды, прыгает туда и достает и бойца, и автомат.
– Кто приходит сегодня во внутренние войска?
– Молодежь у нас замечательная. Одно время удручало отношение старослужащих к призывникам. То и дело слышал: «Вот в наше время бойцы были! А это что?» Тем не менее, в нашей стране наступили перемены и они влияют на позицию граждан, на их отношение к службе. Молодые люди, которые приходят служить в спецназ, также любят свою Родину, точно так же выполняют задачи, как и их предшественники. Сегодня им выпало такое же серьезное испытание, как и нашим дедам в годы Великой Отечественной войны.
– Что вы скажете тем современным молодым людям, которые не поддерживают спецоперацию?
– Конечно, среди молодежи находятся отщепенцы. Они были и раньше. Встречались и косари, которые служить не хотели.
Что им сказать? Те, кто открыто выступает против – враги. А те, кто боится высказаться за спецоперацию: надо набраться сил и быть готовым поддержать свой народ, свою Родину. Эта война не России с Украиной. Это война с западным миром, ополчившимся против России ради собственных геополитических и экономических интересов. США на Украине организовали такую же войну, как когда-то в Ираке, в Ливии. Только они ее ведут не своими войсками. Говорили лет 10-15 назад, что будет война до последнего украинца. Мы думали, пафосно это. А сейчас действительно так получается, Соединенные Штаты равнодушны к судьбе и каждого украинца, и всей Украины. Они защищают «золотой миллиард» и работают в его интересах.
Призывать к чему-либо – дело неблагодарное. Каждый должен сам принять свое решение. Я, мои друзья, – мы не стесняемся открыто выражать свое мнение и убеждать заблуждающихся.
Изменники были во все времена. Во время Великой Отечественной войны – были власовцы, бандеровцы, «лесные братья»… Конец их известен.
В советское время работала система воспитания: пионеры, комсомольцы. Дети знали о подвигах Зои и Александра Космодемьянских, Юрия Смирнова, Александра Матросова. Сейчас же либералистическая прослойка проникла во все сферы нашей жизни: в политику, экономику, культуру, образование. Про культуру – отдельный вопрос: по пальцам можно пересчитать патриотичных артистов и других деятелей искусств. И в образовании тоже. Про Великую Отечественную войну в учебнике всего несколько страниц. Старшее поколение знало нашу военную историю, а сейчас… Винить молодежь в этом? Им просто не дают нужной и правильной информации.
Сегодня эту ошибку государство пытается исправить. Минобразования приняло решение начинать учебную школьную неделю с поднятия флага, о главном. Как говорил Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, события, но прежде всего и дольше всего – люди. Особенно – родители и педагоги».
Конечно, в вопросах воспитания многое идет из семьи, вот и сейчас дети и подростки, которые критически относятся к спецоперации, перенимают по большей части эту позицию у родителей. Разумеется, подросток сам телевизор не смотрит и историю не читает, просто сидит в гаджетах, и повторяет то, что мама с папой во время приема пищи рассказали.
Школа – это основа основ. Мы пытаемся воспитывать молодых ребят в наших военно-патриотических клубах спецназа, но стране нужна хорошая система воспитания. Нужно брать лучшее из советского периода. Была Всероссийская организация пионеров, теперь – движение «Большая перемена». Президент согласился возглавить наблюдательный совет.
В системе нашего отечественного воспитания и образования работа предстоит большая, нужно наверстывать упущенное, в том числе править учебники, нужно работать над рекомендуемыми списками литературы.
В детстве я читал книги о герое пограничнике Карацупе, о командире партизан Ковпаке. Патриотическая литература была рядом. Совсем недавно из учебных программ убрали детскую военную патриотичную литературу, убрали классиков, возник вопрос, а изучать ли в школе «Войну и мир»? Да, нас заставляли читать «Войну и мир». Не все читали и в наше время, и из спецназовцев, конечно, не все.
Я в школе, например, Достоевского «Преступление и наказание» читал без особой охоты и к нему вернулся и оценил уже сейчас. Но чтоб вернуться, нужно знать, куда возвращаться.
У Достоевского, кстати, в произведениях, серьезный патриотический посыл, он оценивает истоки нетерпимости Запада к России. Очень современно.
Уверен, что Руслан Татаринов, мой сослуживец читал «Войну и мир», но он человек уникальный. Офицер отряда специального назначения «Витязь», награжден орденом «За личное мужество», обладатель крапового берета. Сегодня Руслан работает в Государственной Думе руководителем аппарата фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ».
– Вы активно работаете в Совете по делам ветеранов при Председателе Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» С.М. Миронове. Какие планы в начале осенней сессии Госдумы?
– Работы очень много. Люди хотят помогать военнослужащим, участвующим в спецоперации. Нужно, чтобы была законодательная база, позволяющая поддерживать таких людей. Необходимо дать им возможность выпускать те же квадрокоптеры, приборы ночного видения и другую необходимую технику. Важно поддерживать движение волонтеров. Задача патриотического воспитания молодежи стоит на первом месте в работе нашего Совета. Работы непочатый край и ее надо выполнять ради приближения победы.