17.09.2024

Вспыхнет ли Косово?

Косово, отобранное Европой у Сербии в результате войны 1999 года, вновь на грани взрыва и нового противостояния с албанскими косоварами. Причиной стал бывший сербский полицейский Деян Пантич, задержанный албанцами в минувшую субботу на КПП Ярине при въезде из центральной Сербии по подозрению «в терроризме». Пантич находится в опорном пункте полиции близ КПП, только во вторник ему разрешили передать лекарства от хронических заболеваний. Ему пророчат роль, которую сыграл черногорец – Гаврило Принцип, совершивший убийство австро-венгерского эрцгерцога Франца Фердинанда в 1914 году, что стало формальным поводом начала Первой мировой войны.

Премьер Сербии Ана Брнабич призвала ЕС помочь в освобождении задержанного албанскими властями Косово Деяна Пантича. Власти в Приштине заявили ранее, что подозревают бывшего полицейского в нападении на членов избиркома самопровозглашенной республики и сотрудников полиции, которые разгромили офис муниципальной избирательной комиссии в северной «сербской» части города Косовска-Митровица. Другими словами, албанцы вторглись на чужую территорию, на «святая святых» – в сербский орган самоуправления.

В ответ косовские сербы 10 декабря возвели баррикады и дежурят на трассах на севере края. Обстановка в муниципалитетах Лепосавич, Звечан и Зубин-Поток пока остается мирной, ночами протестующие дежурят в палатках а днем толпятся у баррикад.

В соцсетях Сербии замелькали видеоролики, на которых происходит движение армейской техники в прилегающем к административной линии с Косово и Метохией муниципалитете Рашка.

Собственно говоря, в баррикадах сербов нет ничего нового, я видел их ранее в Косовской-Митровице. Там сербы живут в постоянном напряжении и в ожидании агрессии со стороны властей косоваров в Приштине, столицы самоправозглашенного косовского «государства» (нами не признанного).

Масла в огонь подлило вступившее в силу 1 ноября требование косовских властей заменять при пересечении границы сербские номера на местные косовские. Но сербы отказались это делать, так как этот шаг признавал суверенитет Косова, а старые номера хоть и визуально, но привязывали край к родному Белграду. 

Несколько слов об истории конфликта. Косово у сербов всегда считалось святой землей, скажем, как Москва для жителей России. Руководитель СФРЮ, маршал Иосип Броз Тито, выходец из Венгрии, из богатой семьи еврейских ювелиров, не жаловал сербов, о чем делились воспоминаними бывшие узники тюрьмы на «Голом острове». Он переселил всех этнических албанцев Югославии в Косово, заложив тем самым этническую бомбу в сердце Сербии, зная, что когда-нибудь она взорвется.

Она и взорвалась в 1998-м. Сербы долго терпели этнические албанские банды, национальная полиция работала изо всех сил. Но когда косоваров стали направлять и подпитывать финансами англосаксы, начались убийства сербов и выдавливание их с родных мест. Албанцы решили создавать этнические поселения, где не должно быть сербов.

«Они пришли ко мне в дом и сказали, что ты последний серб в этой деревне, уезжай, продавай дом, мы купим. У тебя две несовершеннолетних дочери, знаешь что с ними будет…», — рассказывал мне один косовский крестьянин.

Далее в Косово была введена сербская армия. Начались боевые действия против моментально сформировавшейся «Армии освобождения Косово», получившей инструкторов и оружие из стран Запада. Дальнейшие события все знают.

Россия эпохи Ельцина предала сербов дважды. Первый раз когда отказала им в средствах ПВО, а именно в зенитных комплексах «С-300», сербская армия тогда боролась с американскими «Томагавками» в небе Белграда при помощи старых советских зениток 1955 года выпуска. Второй раз летом 1999 года, когда Виктор Черномырдин прилетел к Слободану Милошевичу в Белград уговаривать его вывести сербскую армию из Косово. Переговоры были долгими и жаркими, Виктор Степанович отъезжал в посольство поменять рубашку, была 30-градусная жара, но на самом деле он уезжал звонить в Москву. Мы, журналисты из разных стран, обливаясь потом, толпились у дверей особняка сербского президента.

Надо сказать, что противостояние с албанскими «шептарами» уже заканчивалось, многие, побросав оружие, по-тихому уходили с косовской земли в соседнюю Македонию, откуда англосаксы руководили войной. Сербы побеждали, и победа была близка. Оставалось две-три недели. И естественно, что американцы попросили Ельцина уговорить Милошевича вывести из Косово сербскую армию, что было признанием его поражения.

В конце-концов Черномырдин своего добился и, сияющий вышел к журналистам, объявив, что бомбежки Белграда закончились. Другими словами, Сербия проиграла войну албанским бандформированиям, которые, занимая села и города за уходящей армией, уже на следующий день начали поджигать православные храмы. Потянулись длинные караваны беженцев, покидавших родные села на медлительных тракторах с повозками, полными скарба, детей и женщин.

Но Косовска-Митровица стала приграничным городом, с одной стороны реки жили сербы, с другой албанцы. Перестрелки происходили чуть ли не каждую ночь. Поэтому город стал сербским форпостом в крае. И хотя потом албанская полиция добралась до границы Косово и Сербии, все протесты проходили именно здесь.

Общая численность сербской армии составляет 28 150 человек. Из них 13 тысяч военнослужащих представляют сухопутные войска. Также в стране имеется организованный резерв численностью до 50 тысяч человек. Помимо этого, 3700 человек служат в составе воинских формирований других силовых ведомств, в том числе и жандармерии.

В свою очередь силы безопасности Косово составляют только 2500 человек. Плюс есть организованный резерв – 800 человек. Получается, что военные силы Сербии и Косово не сопоставимы. В то же время, все понимают, что на стороне Косово выступят силы НАТО, которые уже один раз, в 1999 году, это сделали. Так что за международными силами под руководством НАТО (KFOR), численностью всего 3600 человек из 28 государств, стоит мощная военная сила Альянса.

Президент Сербии Александр Вучич проводит разновекторную политику, с одной стороны он заигрывает с Западом, с другой просит Россию снизить цены на энергоносители. Но долго сидеть между двух стульев не удастся. Он, конечно, попытается мирным путем завершить нынешний конфликт с косоварами.

Свеча рядом с бочкой балканского пороха, зажженная еще Иосипом Броз Тито, пока еще тлеет. Но спросите сербов, хотят они, чтобы Косово вновь вернулось в состав Сербии, большинство скажут «да!»

Алексей БОРЗЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...