27.04.2024

В гостях у тёщи Пушкина

Ярополецкий краеведческий музей.

Московская область, Волоколамский район, село Ярополец.

«Ямщики закладывают коляску шестерней, стращая меня грязными, проселочными дорогами. Коли не утону в луже, подобно Анрепу, буду писать тебе из Яропольца». Так писал А.С.Пушкин в своем письме к жене 20 августа 1833 г. Его путь лежал из Санкт-Петербурга в Поволжье и Предуралье, куда поэт ехал собирать материалы о Пугачеве. Проехав по Тверскому краю и посетив многочисленные усадьбы, которые принадлежали его друзьям, Пушкин свернул на проселочную дорогу в сторону Яропольца.

Это старинное село, расположенное на правом берегу реки Ламы, принадлежало теще поэта — Наталье Ивановне Гончаровой.

Подмосковный Ярополец безусловно является одним из пушкинских мест России. Его многовековая история, словно жемчужными нитями, вплетается в историю страны. В Яропольце расположены две дворянские усадьбы XVIII века — Гончаровых и Чернышевых, связанные с выдающимися историческими событиями и личностями.

Первые поселенцы на земле, ныне занимаемой селом Ярополец, появились в 6-7 веках нашей эры. В период железного века – время т.н. дьяковской культуры — люди селились на высоких берегах рек, прорезанных оврагами. Таково и Ярополецкое городище, обнаруженное на берегу р.Ламы в 1928 г.

Село постепенно разрасталось и к середине XVI века стало одним из крупных сел Волоцкой земли. В 1527 г. по жалованной грамоте Василия III его получает во владение боярин Василий Уской Петров сын Есипов. Позднее он передал село на помин его души и его рода Иосифо-Волоцкому монастырю.

В 1562 г. царь Иван Грозный выменял села Ярополец и Черленково с 16-ю деревнями взамен 31 деревни к селу Буйгород у монахов Иосифо-Волоцкого монастыря. Ярополец становится «государевым» селом и любимым местом царской охоты.

В 1684 г. село Ерополец с деревнями и приселками, пожаловано бывшему гетману Украины Петру Дорофеевичу Дорошенко (1622-1698). В Яропольце Дорошенко прожил 14 лет, после его смерти вотчину унаследовали сыновья Александр и Петр. Так в Яропольце было положено начало создания двух усадеб — Чернышевых и Загряжских. Последняя в начале XIX  века перешла в род Гончаровых.

Младший сын гетмана Дорошенко Петр в 1717 году продает свою часть ярополецких земель Григорию Петровичу Чернышеву.

Сын Г.П. Чернышёва — граф, генерал-фельдмаршал, генерал-губернатор Москвы Захар Григорьевич Чернышёв во второй половине XVIII века построил в Яропольце дворцово-парковый ансамбль. Современники называли его «Русский Версаль».

Усадьбу украшал дворец в стиле классицизма с прекрасной внутренней отделкой и скульптурами. За дворцом начинался парк, состоящий из трёх террас спускающихся к пруду. В центре парка стоит гранитный обелиск в честь посещения Яропольца Екатериной II в 1775 г. Пейзажный парк за рекой Ламой украшали: шестнадцатиколонный павильон — «Храм дружбы», каменная галерея, дорический павильон с бюстом Екатерины II, обелиск в честь полководца П.А.Румянцева, парковый павильон в виде турецкой мечети. Центральное место занимает церковь Казанской иконы Божией Матери, построенная вдовой З.Г.Чернышёва – Анной Родионовной в 1798 г. Юго-западная часть церкви служила усыпальницей, в склеп которой был перезахоронен гроб с останками графа З.Г.Чернышёва в конце ХIХ в.

После Чернышёва усадьба перешла во владения его брата Ивана Григорьевича, затем его сына Григория Ивановича. Он был женат на Елизавете Петровне Квашниной-Самариной и имел одного сына-декабриста Захара Григорьевича и шесть дочерей. Одна из них – Александра Григорьевна (1804-1832) была замужем за декабристом Н.М.Муравьёвым. Александра Григорьевна последовала за мужем в Сибирь. Именно она привезла декабристам послание Пушкина и стихи, обращённые к И.И.Пущину «Мой первый друг, мой друг бесценный».

В 1740-х гг. вторую половину Яропольца унаследовала дочь Александра Дорошенко – Екатерина. Она выходит замуж за генерала-поручика Александра Артемьевича Загряжского, при  нем и формируется усадьба.

Его младший сын — Иван Александрович Загряжский часто наведывался в родовое гнездо в Яропольце. Также как и отец, он выбрал военную карьеру, был участником многих сражений и вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта. В семейных рассказах о нем говорится, что был человеком, не привыкшим сдерживать своих страстей, «он не раз выделялся своими необузданными выходками, которые сходили ему с рук». Его рано и будто не по своей воле женили на Александре Степановне Алексеевой. Однако Загряжский «увидев в этом браке лишь средство зажить на более широкую ногу, еще неудержимее придаться карточной игре».

 Однажды, когда полк Ивана Александровича Загряжского стоял в Пскове, на ежегодной январской ярмарке в Дерпте (ныне г. Тарту в Эстонии), он влюбился в 21-летнюю баронессу Эуфрозинию Ульрику фон Поссе, урожденную Липхарт. Несмотря на то, что она была замужем, он вскружил ей голову, у нее возникли сильные чувства к блестящему 33-летнему офицеру Загряжскому. В конце января 1782 года она решается на безумный шаг. Оставив своего мужа, барона Морица фон Поссе и двухлетнюю дочь Иоганну Вильгельмину, баронесса бежит вместе с Загряжским в Россию, бросив тень на всю историю своего благородного рода Липхартов.

Недолгое время Ульрика живет с Загряжским в полном счастье, не зная о том, что у него в Яропольце живет законная супруга с тремя детьми. Через два года Каргопольский полк переводили на Кавказ, где снова начались волнения. И Загряжский привез ожидавшую ребенка Ульрику в родовое имение Ярополец.

«В один злополучный день, покинутая и томившаяся неведением в течение долгих месяцев жена, была радостно встревожена заливающимся звоном колокольчиков. Обрадованная семья и слуги вышли встречать Загряжского. Вот, он вышел экипажа и стал высаживать сидевшую рядом с ним молодую красавицу. Так произошла встреча двух жестоко обманутых им женщин, при которой присутствовали двое дочерей и сын Загряжского. В ту же секунду обе женщины все поняли. «Ульрика как подкошенный цветок, упала к ногам своей невольной и почти столь же несчастной соперницы». Иван Александрович был не охотник до «раздирательных сцен», как писала в своих воспоминаниях дочь Натальи Николаевны от второго брака-Александра Арапова. «Приказав перепрячь лошадей… поцеловав рассеянно детей, он простился с женой, поручив ее христианскому сердцу и доброму уходу все еще бесчувственную чужестранку, и — укатил в обратный путь». Говорят, что больше с Ульрикой он не виделся.

Н.И.Гончарова, худ. Е.Вуалтье, вторая половина 19 века. Медь, гуашь. Из частного собрания, Швейцария

Его жена, Александра Степановна, была много старше, оказалась женщиной великодушной она поняла всю глубину трагедии Ульрики, приняла ее в свою семью и отнеслась к своей «сопернице» с материнской нежностью. В 1785 г. Ульрика родила дочь, которую назвали Натальей. Спустя шесть лет Ульрика умерла, а ее дочь как родную воспитала жена Загряжского Александра Степановна.

В 1807 г. в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Николая Афанасьевича Гончарова и Натальи Ивановны Загряжской. Впоследствии семья переехала в Москву. В семье Гончаровых родилось шестеро детей, младшая дочь — Наталья стала женой А.С.Пушкина.

В 1821 г. по разделу со своими сводными сестрами Наталья Ивановна Гончарова получила имение в Яропольце. Здесь она поживала постоянно с 1831 года, управлялась с большим хозяйством и встречала Пушкина.

 Во время своей поездки по местам пугачевского восстания Пушкин впервые посетил имение своей тещи Натальи Ивановны Гончаровой.

 Александр Сергеевич в сопровождении управляющего обошел все село, а затем сообщил в письме жене:

« В Ярополиц приехал я в середу поздно. Наталья Ивановна встретила меня как нельзя лучше. Я нашел ее здоровою, хотя подле нее лежала палка, без которой далеко ходить не может. Четверг я провел у нее… Она живет очень уединенно и тихо в своем разоренном дворце и разводит огороды над прахом твоего прадедушки Дорошенки, к которому ходил я на поклонение. Семен Федорович, с которым мы большие приятели, водил меня на его гробницу и показывал мне прочие достопримечательности Ярополица. Я нашел в доме старую библиотеку, и Наталья Ивановна позволила мне выбрать нужные книги. Я отобрал их десятка три, которые к нам и прибудут с вареньями и наливками. Таким образом, набег мой на Ярополиц был вовсе не напрасен». 

9-10 октября 1834 г. поэт снова посетил Ярополец. Он приехал по приглашению Натальи Ивановны, обсуждался переезд сестер Гончаровых в Петербург. Еще вместе с Натальей Ивановной они побывали в соседнем имении Чернышевых, с которыми Пушкин состоял в родстве. Брат Натальи Николаевны Дмитрий был влюблен в графиню Надежду Чернышеву. Наталья Ивановна считала, что Пушкин, приходившийся Чернышевым четвероюродным братом, сумеет помочь в сватовстве, но Надежда не дала своего согласия.

О многовековой истории Яропольца можно узнать, посетив Ярополецкий краеведческий музей, филиал музейно-выставочного комплекса «Волоколамский кремль». Дом, в котором ныне располагается музей, построен в конце XIX века и принадлежал купцам Николаю Гавриловичу и Ивану Гавриловичу Юрьевым. 

Экспозиция музея знакомит посетителей с историей села с древнейших времен до наших дней. Особый интерес представляют экспозиции «Усадьба Чернышевых – Русский Версаль», «А.С.Пушкин и семья Гончаровых». В экспозиции представлена мебель из Пушкинской комнаты усадьбы Гончаровых, а также из усадьбы Чернышевых.

Вместе с тем в экспозиции не совсем полно раскрыта тема  «А.С.Пушкин и Н.И.Гончарова». Поездки Пушкина в Ярополец были связаны с взаимоотношениями семей Пушкиных и Гончаровых. Причем главную роль в этом играла Наталья Ивановна. К ней дважды приезжал Пушкин для переговоров о семейных делах. В преддверии юбилея поэта в 2024 г. музей планирует реекспозицию музея. Это позволит по новому взглянуть на образ Натальи Ивановны и на ее отношения с зятем в последние годы жизни. Новая тема в исследованиях пушкиноведов.

Татьяна КОЗЛОВА, заведующая Ярополецким музеем


От редакции: Какую роль сыграла теща Пушкина в трагической дуэли? Женившись на сестре жены поэта, Жорж Шарль де Геккерн Дантес, по воспоминаниям современников, жаждал  жены своего гениального родственника. Стало ли это главной причиной внутрисемейного конфликта?

Вернувшись во Францию, Дантес был замечен в гомосексуализме, он умер в возрасте 83 лет в почете и достатке. Одна из его дочерей, поклонница творчества Пушкина, сошла с ума, узнав, что это ее отец убил гения. Продолжение темы на страницах «Литературной России», в новых материалах о теще Пушкина – Наталье Ивановне Гончаровой.

Дантес

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...