Наши читатели, наверное, следят за обстановкой в условной редакции. Условной потому что помещения новой команде «ЛР» (а мы рассчитывали именно на историческое, старое, пустующее сейчас радениями ДГИ здание на Цветном-32, стр. 3) с 2022-го года так и не дали, а глядя на покладистость руководства — не только помещения, вообще и денег-то давать не собираются. Ну, выживают же как-то эти газетчики, на улице с протянутой рукой ещё не встали — вот и ладненько, думают вполне легальные миллионеры в Минцифры…
Дали субсидию, из которой коллектив смог получить одну месячную зарплату — ну так и славно же! Зачем кому-то получать больше? Главный редактор — лекциями в престижном вузе подрабатывает, ну, а кто пониже да поменьше — уж наверное не думает, что за их работу что-то вообще им государство должно. Государство решает более глобальные вопросы — не до такой мелочи, как советский еженедельник ему, не до подписчиков и газетчиков самих…
Верстали еженедельно газету (даже физически её из типографии доставлял я в СП на Комсомольском, в ЦДЛ, в АСПИР — на коммунистическом энтузиазме) — значит, дюже они это дело любят! Значит, и платить им за это ничего не нужно, — так размышлял государственный чиновник Григорьев, судя по всему. Немногие в редакции смели возвысить голос против такого отношения профильного министерства — всё надеялись, что это временное недоразумение. Однако свои и друзей деньги, вкладываемые в еженедельник, закономерно кончались — а государственных денег не поступало!
Не принимая «господней», а точнее господской воли по вымариванию голодом газеты, я осматривался вокруг: ну, может, это я один такой странный, недобиток совковый, всё чего-то требую? Причём не для себя же одного требую — для коллектива!
Размышляющие у парадных подъездов
Коллектив стал постепенно разбегаться от безденежья и безнадёги (утрачена сеть распространения, это преступление перед подписчиками и покупателями газеты в рознице — висит целиком на Григорьеве). Оно и не удивительно — чем какие-то гневные слова говорить и требовать от глухого государства за уже отработанные месяцы много раз обещанной зарплаты, нынешнему пролетарию проще найти иную работу. Так вся система устроена — благословенный капитализм, который на руинах социализма всё строят и строят неутомимые государственные мужи уже не первого созыва. И они-то знают, кому нужна финансовая поддержка, а кому не нужна.
И Григорьев, прекрасно зная, какая обстановка у нас, на каком штатном «минимализме» мы держимся — спокойно заявлял нашему главному редактору, что «ЛР»» может рассчитывать только на нищенские субсидии Минцифры, облагаемые при том заковыристой отчётностью, проверками на нецелевые расходы (вы будете смеяться, но даже из того миллиона с грошами, что нам дали к сентябрю, нам, нищим, пришлось вернуть 152 тысячи — за прошлые «нецелевые»!).
Может, у нас не расходы, а Минцифры — нецелевое?! Ну, вот не по уму и не по бюджету ему такая старейшая и прославленная газета, как «Литературная Россия»? Вот такой у меня ответный вопрос возникал… К тому же «дыра в вещании» в изначальном, бумажном виде у нас — уже больше, чем та, что была 30 лет назад, по приказу Ельцина! Когда была введена прямая цензура, то есть диктатура убийцы собственного народа на площадях столицы. Это не нас одних проблема, не наших животов сейчас, — это проблема общественная уже, о чём я неустанно трублю. Мы просто градусник — наподобие того, что был на торце дома писателей и философов в начале Камергерского переулка — крупный, видный даже с Газетного переулка…
Союз писателей равнодушно на это смотрел, видимо, озабоченный тоже какими-то более VыZшими вопросами… Нет, он конечно был готов помочь — но в основном словом, письмом. А делающим еженедельник, оказывается, на чём-то работать надо, что-то кушать надо, детей чем-то своих кормить, во что-то их одевать и самим одеваться. Неприятнейшие и прямо-таки неожиданные для Минцифры материальные вопросы вставали в сфере производства продукта духа, так сказать… Причём феномен в том, что упорно, оптимистически производили — при таком скотском отношении к себе государства! Всеми руками поддерживали его — а оно лишь высокомерно поплёвывало вниз, в нашу сторону — перетопчетесь…
Осматриваясь, то есть пытаясь понять, правомочны ли «мои» требования к Минцифре, или я просто один такой «в поле воин» — обнаружил, что не один. Вот пишет 23 сентября в «экстремистской» соцсети известный литературный критик, входивший вместе с нашим поколением «новых реалистов» в медиа-поле, Андрей Рудалёв:
Григорьев олицетворяет собой все самое омерзительное в современном отечественном литпроцессе. И здесь речь идет даже не о явном и последовательном крене на обчуждение литературы. Все тридцать лет, как персонаж «министерствует», все эти ярмарки, фесты, премии – все несло дух той самой отхожей ямы распада, из которой он вылез.
Григорьев выстроил систему, при которой литератор низведен до уровня слуги, и если он не будет танцевать то, что ему велят, то ничего и не светит, в лифт не попадает. Когда государство изгналось из культурной сферы, он организовал систему со своей цензурой и идеологическим диктатом, которые внешне прикрываются экономическими обстоятельствами. Все эти мизерные гонорары и дезавуирование писательского статуса – рычаги, чтобы пасти стадо и направлять его на пастбища необходимых идеологических стандартов.
Эта выморочная система проявила себя после 24 февраля черным квадратом на аватарках, а также бегством и проклятиями. Тогда показательно посыпался один из главных литературных генералов Урушадзе – любимый ученик Григорьева. Он окормлял и цензурировал три главные премиальные институции страны, сейчас из-за рубежей издает макулатуру, сочащуюся ядами (не удивлюсь, что финансовые ручейки для этого проекта также потекли через руки нашего видного деятеля).
Григорьев не только десятилетиями «карабасит» по литературному направлению, но и создал под своим брюхом монопольного книгоиздательского монстра, что удобно в ситуации отстранения государства. Ну, не рискует государство заниматься культурной политикой, найдутся шустрые наперсточники, умельцы освоения средств.
Тут финт вполне себе банальный может быть по принципу монетки из фильма «Олигарх» с Машковым. Она сделала круг и вернулась обратно, только уже не государственная, а вполне себе частная и разложенная по карманам…
Вопросов в этой плоскости к персонажу – бесконечное множество. Хоть и из последнего: сумасшедшие средства были выделены на русский вариант «Википедии». Все мы, конечно же, этим «шедевром» пользуемся… Весной говорилось о лютых финансах на продвижение литературы, но не слышно про выхлоп, хотя не исключено, что все пожрал все тот же книгоиздательский монстр. Вообще это сфера, где любые чудеса коррупционного рода возможны…
А под заметкой Рудалёва (как бы я нашёл её, соблюдая государственные запреты, кстати?) — замечательная гиперссылка на публикацию в «Базе». Вот она немного проливает свет на тех господ, которые не просто разок-другой, месяцок-другой, а системно морили полтора года и морят сейчас «Литературную Россию» голодом. У Григорьева даже дочка миллионерша — причём долларовая, живёт и занимается «духовными практиками» в США с 2012-го. А мы тут получаем месячную зарплату в качестве годовой… Прямо показательная казнь какая-то!
Ходил я с нашими коллективными проблемами весной к Серёже Шаргунову в АСПИР — тоже оказался «у парадного подъезда», — миллионеры нищебродов в упор не видят. Собственно, на этой дистанции и держится классовое наше общество. Один только вопрос мне задал он по делу: «Не будете против публикации материалов Огрызко?..»
Богатые мира сего — вообще как-то миролюбивее, либеральнее смотрят на действительность, в которой полыхает классовая борьба на всех уровнях, — причём даже не помогая материально, а именно ментально «властвуя», наводя, как им кажется, порядок и равновесие, они уже хотят что-то решать в коллективе где по полгода месячной зарплаты не видят…
Так кто же палачи «ЛР»?
Итак, что же нам сообщает Baza?
…В 2018 году супруга Владимира Григорьева Екатерина взяла в долг 90 млн рублей. До конца 2021 года, согласно договору, она должна была погасить 70 млн рублей. Прокуроры, приступив к проверке, совершенно не поняли, откуда она могла взять на это деньги — ведь семейный доход был в разы меньше.
«Доход супругов за период 2019–2021 годы составил лишь 7,3 млн рублей, что не позволяло выплачивать денежные средства по договору займа и аккумулировать их на банковских счетах одновременно», — говорится в докладной записке прокуратуры о проверке декларации Григорьева (есть в распоряжении «Базы»).
Может быть, Григорьевы заранее накопили целое состояние, держали его на счетах и именно за счёт него расплатились с долгом? Тоже нет: «При проведении анализа справки установлено, что на 31 декабря 2021 года совокупный остаток денежных средств составил не менее 27,8 млн рублей».
Вы улавливаете вообще порядок сумм, товарищи?! Взять в долг 90 миллионов (у Альфа-банка Авена, я надеюсь?)! Мы о таком и мечтать не смеем — мы живём на выдаваемый нам руками вот этого же самого Григорьева миллион в год. А тут без малого сто миллионов — в дамскую сумочку…
Это кто же и как так устроил государство нынешнее, что коллективу оно даёт миллион на годовое существование — а госчиновник имеет доход в десятки миллионов рублей? Вам не кажется, коллеги, что это государство — наш кровный враг?
Если не так — то пусть исправляет свои ошибки немедленно! Громко, чётко, справедливо.
Я сказал с самого начала — как в богов и царей человек радикально неверующий, — смотреть спокойно, как уничтожают издание, в которое вложены годы моего пролетарского, альтруистического (у Огрызко я получал в лучшее время 23 тысячи) труда — я не буду, молчать и смиряться — не смею. Не смею именно потому что труд десятков талантливейших людей, с которыми я знаком и не знаком — пытается вот такая зажравшаяся на государственных постах «личность» уничтожить. Причём вроде бы даже уничтожить «естественным ходом событий» — ну, мало вам, но и в стране-то какие дела! Вы же патриоты — должны понять…
Какие дела в стране?! Да, дела не лучшие (доллар сто рублей опять стоит, а силовигархия всё хвастается новыми поставками газа — теперь Узбекистану и через него, — вот они, достижения Постэпохи!) — особенно в области культуры плохо, которая лишь надстройка над гнилым капитализмом, где писатель доведён до положения бомжа (в нашем случае это очень конкретное понятие — у нас нет редакции с 2021-го года, ДГИ прибрал здание «ЛР» за долги, которые наделал милый сердцу Шаргунова графоман Огрызко). Но что-то не видно, чтоб вот этот конкретный министерский живот — был туго подтянут поясом!
Дмитрий ЧЁРНЫЙ, генеральный директор «ЛР»