В этом году 87 лет исполнилось бы драматургу и поэту Геннадию Шпаликову, ставшему голосом и кино-оком многообещающих 1960-х. И ровно полвека прошло со дня его самоубийства в Переделкино (1 ноября 1974).
Он был самым талантливым сценаристом «оттепельной» эпохи, любил французское кино (Жана Виго прежде всего), точно передавал лирическую сторону жизни самых обычных советских людей и лучше других выразил тот оптимизм 1960-х, который был общим настроением поколения, собиравшегося «построить коммунизм за 20 лет» (план Хрущёва, подслушанный им, как обычно, у Сталина, — прим. ред.).
Эти же самые настроения воплотились, например, в кинофильме, а по сути телеспектакле «Последний жулик» (1966) с Николаем Губенко в главной роли. Совсем не стилистика и поэтика Шпаликова, — но о том же. Вот-вот отменят денежные знаки и банки, то есть перейдут к нетоварному производству (а это и есть в экономике коммунизм) — и воровать просто будет нечего и не у кого в ситуации прямого распределения и окончательного, фактического равноправия (всё это связано напрямую и со «статусностью», которая вне окладов и штатных расписаний, но при сохранении общественно-полезных функций — предстаёт совершенно в ином, неотчуждаемом от личности свете)…
В «Я шагаю по Москве» и «Заставе Ильича» (в первом монтаже, вышедшем на киноэкраны — «Мне 20 лет») эта поэтическая надежда на близкую трансформацию общества освящает всё, что происходит. Но в «Ты и я» и «Долгой счастливой жизни» эта надежда явно ослабевает и трагичность социального бытия становится сильнее молодёжных надежд.
После «оттепели», в гораздо более циничных, консервативных и «трезвых» 1970-х Шпаликов не находит себя и его накрывает серьёзный кризис, который приведёт его к самоубийству в 1974-м году. Здесь можно было бы вспомнить и самоубийство такого же искреннего, но при этом и теоретически непревзойдённого на данный момент философа-коммуниста Эвальда Ильенкова в 1979-м, и самоубийство (по другой, онкологической, но всё же не только по той, причине) крупнейшего из недооценённых советского писателя Всеволода Кочетова.
Все они видели на рубеже 1960/70-х некое искажение марксистско-ленинского плана преобразований человечества и потому отчётливее предсказывали (каждый по-своему) приближение реставрации капитализма в СССР, которая пошла в итоге по самому худшему сценарию, через контрреволюцию, продолжающиеся поныне антинародные либеральные реформы, приватизацию социалистической собственности, распад Союза республик свободных, что ныне продолжен, их по сути гражданской, а для нас — внутриотечественной, — войной.
В этом плане очень важен последний, никем не поставленный даже на сцене и, тем более, не экранизированный (отдающий каким-то гипертрофированно эсхатологическим предчувствием реставрации капитализма в СССР и последующей деградации РФ к нынешнему состоянию) сценарий, написанный Шпаликовым перед гибелью.
Последний его сценарий, законченный незадолго до трагической смерти, называется «Девочка Надя, чего тебе надо?». На советском экране такое было совершенно исключено, да и сейчас никто из режиссёров за это не возьмётся… Хотя, в наше время это мог бы быть интереснейший киноопыт рассказа о том, как и когда в советском обществе кончился («выдохся») коммунизм как интенция.
Вот синопсис.
Надя — токарь авиационного завода, искренне верит в коммунизм и её выдвигают в Верховный Совет. Её вдохновляет недавняя революция в Португалии и песня про комиссаров. Ей до всего есть дело. Но она не узнаёт себя на официальном портрете и не принимает бюрократических ритуалов системы. Не хочет быть «удобным человеком». С другой стороны она сталкивается с инертностью, тупостью и дикостью обычных советских граждан. В её борьбе за светлое будущее у неё нет союзников ни во власти ни в народе.
Идея коммунизма становится одинаково чуждой и номенклатуре и обществу. Надю последовательно охватывают: желание очистительных репрессий, озлобление, отчаяние.
Это приводит её к демонстративному самосожжению. Облив себя бензином, она /совершает Роскомнадзор/ вместе с «человеческим мусором», портящим картину мира. В этом живом факеле сгорает последняя надежда на коммунистическую власть трудящихся в СССР. Шпаликов специально обыгрывает значение имени героини — Надежда.
Сценарий стал его демонстративным завещанием и объяснением главных причин собственного самоубийства. Любопытно, что аналогичный финал — у «Жертвоприношения», последнего фильма Андрея Тарковского, где тема и общество — иные.
Василий СТОЛБОВ
От редакции: В установленной у входа во ВГИК на улице Вильгельма Пика скульптурной триаде его выпускников, Шпаликов — самый задумчивый. Шукшин и Тарковский, — другие… Эти очень разные авторы, пожалуй, и доказывают, какую широту давал не просто ВГИК, а вся Эпоха, всё общество социалистическое развитию талантов. Что бы ни врали про тоталитаризм советологи и антисоветчики, общество было не просто свободным внутри себя (естественно имея общественные же сдерживающие начала, — вспомним споры творческих объединений Мосфильма, худсоветы, которые решали судьбы финансирования сценариев, в том числе и шпаликовских), оно было продуктивным. Вот именно в силу этой продуктивности, то есть слаженности работы всех отраслей и этажей этого «малоэтажного» общества (думаю, никто не будет спорить о том, что социальной справедливости в нём было в разы больше, чем в РФном нынешнем, буржуазном) — мы и имеем счастье, простор, поводы сейчас обсуждать творчество Шпаликова.
Кому были бы интересны просто субъективные искания пусть и талантливого человека, не воплощённые в общедоступной форме, не обращённые к современнику в художественном виде, в кино, стихах и песнях? Нет, в том-то и высота той, советской культуры, что в ней возможны были такие, как Шпаликов — далёкие от партийного официоза, но куда более этого официоза озабоченные на своём уровне вопросами социального прогресса и научного коммунизма.
Я не случайно прикрепил выше фильм, который сам не смотрел, — последний из экранизированных сценариев Шпаликова, давший название ещё и альбому «Гражданской Обороны» (правда, смысл там другой, как всегда у Егора Летова, — долгая жизнь как наказание, а не награда). Шпаликов умел не инсценировать, а именно отражать продуктивно и даже прогностически наличную реальность, — то есть был в полном смысле соцреалистом. И те, кто не поленился прочесть в недавно изданной книге Дединского и Рябчиковой, как шла работа над сценарием, сперва называвшимся «Верзилы», но преобразованном в «Я шагаю по Москве», — тот понял, что эта лёгкость вступления в лирические отношения с долго строившимся социалистическим Городом (в широком смысле) давалась нелегко и давалась коллективно!
Будучи «знаком» со Шпаликовым через одно рукопожатие (Дмитрия Федоровского — оператора, долгого и частого автора сюжетов «Фитиля», в частности, соседа Сергея Михалкова в дачном посёлке на Николиной горе), я вообще обратился к 1960-м, а затем и к предыдущим десятилетиям строительства СССР, — сперва эстетически, а потом и политически, — наверное, через взгляд на них Шпаликова. Это очень важный, если не ключевой вообще герой-соавтор той киноэпохи, что продолжает просвещать потомков уже в 21-м веке относительно реального социализма. Который смогли построить вовне и в себе их предки всего в двух поколениях: просто демонстрировать эту открытость лиц, эти полные взаимопонимания взгляды, эти гуляния по безопасной и бесхитростной пролетарской столице…
Трагедия ухода Шпаликова из жизни по этой причине, действительно, не его только личная трагедия. Тема открытая, тема живая. Как уходила от него его жена и муза, актриса Инна Гулая, забрав ещё и дочь, почти как на той картине «Прощальный взгляд» Геннадия Доброва (см. ниже). Увы, как рассказывают современники, и в его жизни была «качка» — от высоких взлётов продуктивного воображения до алко-падений, которые, возможно, только усиливали то депрессивное зазеркалье, что таилось за отражающей способностью оптимистических луж, так часто «играющих» в фильмах по его сценариям…
Рождённый в 1937-м в Карелии, он самовольно ушёл в 37 лет, в финальном возрасте поэтов, в Переделкино. Как писал (умерший тоже в 37 и бывавший в Переделкино у Пастернаков) Леонид Губанов:
Холст тридцать семь на тридцать семь, Такого же размера рамка, Мы умираем не от рака И не от старости совсем.
Впрочем, мы только хотели вспомнить добрым словом о самом главном в его жизни и работе, а это был, безусловно, родной его Советский Союз, — без лишнего пафоса, с той стороны, где жило трудовое, живое, неформализованное большинство. И вот оттуда-то он и увидел начало конца созданного Великим Октябрём общества, до которого доживать не решился.
Д.Ч.
***Вот-вот отменят денежные знаки и банки, то есть перейдут к нетоварному производству (а это и есть в экономике коммунизм) — и воровать просто будет нечего и не у кого в ситуации прямого распределения и окончательного, фактического равноправия…***
Как только очередной марксистский неуч попытается отменить эритроциты в крови, тут ему конец и наступит. И поделом! Ибо для достижения результата надо вместо марксизма использовать только научный подход.
Горе большинства писателей, режиссеров, сценаристов и актеров в том, что они фантастически невежественны в большинстве фундаментальных наук. Но зато массово инфицированы всякими идеологиями. Поэтому вместо реальных научных подходов внедряли в сознание зрителя и читателя оторванную от реальности очередную утопическую фантазию. Одной из который является марксизм — идеология экологически преступная.
Марк, вы всё дальше в метафорах уходите от предмета вашей критики. оно читается всё смешнее, но возможно — в этом цель ваших размышлений. про отмену денег — это не выдумка, уроженчик СССР вы наш неблагодарный, пуповину социалистическую сам себе перегрызший, — вы фильм «Последний жулик» по гиперссылке сперва посмотрите, а потом анализы крови делайте 😉
вопросы, о которых вы пытаетесь рассуждать не имея на то категорий — проще и эффективнее (по-путински) переводить даже не на излюбленный вами язык биол-метафор, а низводить до более примитивных знаковых систем — смешнее будет, и, главное, воображаемому оппоненту, коммунисту/марксисту — вам нечего ответить будет на бабуиньем вашем наречии. «лишили крови!» — «большевики-бандиты!» — меж тем в фильме с Губенко речь как раз о ближайших социальных достижениях НАУЧНОГО коммунизма (марксизма-ленинизма) с которыми сталкивается — не совсем бандит, но вор, жулик, — тот, что вне социума пытается жить (как вы в СССР).
несомненно, для вас, как кровного сторонника капитализма, частной собственности и прочей позапрошлой архаики, — жизнь без товарно-денежных отношений — это как тело без крови. но НАУКА (историческая) и в частности тот самый диамат, который вы прогуливали на танцплощадках, — как раз и рассказывает олухам, подобным вам, что деньги, как и частная собственность на средства производства, всего лишь атрибут социально-исторической формации, который как приходит, так и уходит с качественными переменами в обществе. да-да — вот Маркс об этом и рассказал научнейшим образом, с формулами, в своём бессмертном двухтомнике — причём он рассказал теоретически, а Ленин показал практически, и наше общество прошагало в том направлении две трети пути. и величайшей ошибкой КПСС было как раз то, что они не дожали (а делалось в этом направлении многое) схему Т-Д-Т до «прямого продуктообмена между городом и селом» (статья Сталина, одна из последних)…
а теперь продолжайте вашу симфонию про эритроциты и антрацит
*** для вас, как кровного сторонника капитализма***
Я сторонник природных экологических методов. А Ваш Маркс = извращенец. В капитализме есть хорошие природные основы. Которые надо продолжать развивать, так как природные пищевые цепочки это надежный механизм эволюции. Надо лишь учиться правильно использовать капитализм и регулировать его работу. Марксисты решли заменить науку на постановления и пропаганду. И решили бороться со всем капитализмом — вырубить весь лес из-за нескольких дятлов в нем поселившихся.
При этом сам Марксизм не имеет абсолютно никакой обоснованной экономической программы. Одна пафосная чушь, гоп-стоп и декларации. Вот вкратце полная пошаговая картинка развития марксизма.
Маркс — твои деньги у капиталиста.
Ленин — пойдемте товаГисчи и отбеГем все у богатых.
Сталин — а давайте еще и расстреляем тех, у кого все отняли.
Хрущев — а давайте разбазарим то, что отнято.
Брежнев — а давайте скажем, что мы всегда правы, а несогласных — в дурку и тюрьму.
Вот портрет советской власти — Шариковы с идеологией Швондеров. После чего эта гнилая и уголовная изначально власть закономерно издохла. Как только народ устал от пропаганды и советского фашизма — он послал всех коммунистов подальше. А затем люди отученные коммунняками от своей инициативы, от деловой хватки и бизнес подхода оказались брошенными в жернова рыночной экономики. И не имея ни знаний, ни опыта работы в ней стали тонуть.
Теперь коммунисты предлагают по новой вырубить леса чтобы дятлы не водились. И чтобы не тонули — осушить моря и реки. Что еще можно ждать от идиотов и горлопанов зараженных гоп-стопом?
чего-чего Марксизм не имеет? вы, Марк, прогуливали не только диамат на танцплощадках, вы и политэкономию прогуляли всю))) именно из критики ограниченности капитализма в диаде производящих сил/производственных отношений и вырастает в «Капитале» научный коммунизм, программа экспроприации (не просто у богатых отобрать — а у тех, кто тратит людские и природные ресурсы ради ЛИЧНОГО обогащения) — вы решили перещеголять тут кого-то своим невежеством? сценки из КВНки? давайте теперь картавость Ленина обсмеём — это же так «обоснованно»… о Брежневе тоже чушь — сажали и при Хруще, и при Сталине, но рекорды посадок за слова — сейчас, при капитализме, и этого вы отрицать не сможете — могу дать статистику. в этом плане даже сталинские времена уже затмили ваши собратья по перестройке.
«В капитализме есть хорошие природные основы. Которые надо продолжать развивать» — перечислите «природные» основы, плиз! то что вы предлагаете «продолжать развивать» — привело к рекордному вымиранию населения России — капитализм есть главная проблема, «возвратный тиф» нынешней России.
но поскольку вы ни черта не понимаете не только в научном коммунизме, но и в капитализме (он бывает разный — кейнсианство, госкапитализм, к примеру, многие путают с социализмом, но разница есть) — попробуйте без кривляний и стишков уровня стены нашего школьного туалета 1989-го года — что-то возразить, как апологет «природности» (экологию ОН и уничтожает на планете — вспомните Онассиса) капитализма.
***перечислите «природные» основы, плиз!***
Инстинкт самосохранения, пищевой и размножения — вот двигатель. А конкуренция на основе меритократии = трансмиссия двигающая эволюцию вперед. Нежелание считаться с природными инстинктами и ставит марксизм вне науки. Глупые декреты отменяющие основы природы не могут заменить того на чем основана жизнь. Природа и отправила марксизм на свалку истории.
***вы ни черта не понимаете не только в научном коммунизме, но и в капитализме***
У меня несколько своих фирм в разных странах. И несколько тысяч знакомых бизнесменов с очень трезвым подходом и хорошими доходами. А у Вас одна марксистская болтовня (идеологическая проституция) и дырка от бублика в кармане.
ну так фирмы, дорогой буржуй, не аргумент 😉 или, скорее, аргумент ПРОТИВ.
одна болтовня, говорите? нет, у нас не одна болтовня — у нас ВОПЛОЩЁННАЯ теория, она вокруг нас, в созданном социалистическим трудом — и вот как раз это (не знаю, приватизировали ли вы что-то в РФ) у нас и украли такие, как вы, капиталисты. поначалу они обещали величайший гуманизм, но через три десятилетия пришли к
«Инстинкт самосохранения, пищевой и размножения» — вот и вся ваша философия. вы шикарно саморазоблачились, Мрак, мои вам аплодисменты 7 ноября!
***у нас и украли такие, как вы, капиталисты. ***
Я ни копейки ни у кого не украл — все своим горбом. А затем уже развивал. Это и есть нормальный капиталистический подход. Но Вы его видеть не хотите, Вам надо грабить. А вместо грабежа следует заниматься регулировкой капитализма. м все его великолепные инструменты одомашнивать.
От постановлений трава не растет. Потому в советском сельском хозяйстве всегда были результаты ниже чем у фермеров. Именно потому, что они живут на природных инстинктах. И сытая корова хочет размножиться.
***Мрак, мои вам аплодисменты 7 ноября!***
Это день Вашего позора. Браконьеры объявили себя в лесу главными. И начали убивать и грабить. Это день гоп-стопа и нарушения Вами же всех своих обещаний народу. Вам бы пеплом головы посыпать надо в этот день. И ползти на коленях к тем кладбищам, где убиенные вашими марксистами лежат.
7 ноября это день живодера и бандита. День Шариковых и Швондеров.