Одним из участников двухдневного ленинградского фестиваля «Пролеткульт» был Йоэль Матвеев. Вообще, нужно отметить хорошую работу организаторов фестиваля (оргкомитета) в этом направлении: ни малейшего намёка на эйджизм и вкусовщину при отборе участников поэтической части не замечалось. Безбород и бородат — оказывались рядом, друг за другом. А молодой поэт (псевдоним — Кот Львовский, не путать со Станиславом Львовским) — так и вовсе держался в первый день словно сын или ученик Йоэля, сам же выступил только на второй день, и очень хорошо выступил…
И таким образом все поколения, думающие сейчас о социализме (по-разному, но думающие!), оказывались на невысокой сцене «Пролеткульта» рядом. В первый день я и увидел товарища Матвеева. Его стихи поразили питерской (для меня) ясностью, при богатой эрудиции в отсылках — без сугубо эстетических («ради искусства») витиеватостей. Причём при привыкании к стилю первой ассоциацией был (да простит меня Йоэль если это пальцем в небо) Виктор Цой. Вот его мрачноватая простота и прямота, урбанистический пессимизм и фатализм — как бы послужили подсказками для первичного, «с воздуха» понимания, первой стилевой аналогией…
Впрочем, уверен, что здесь будет не единственной публикация стихов этого автора, и читатель сам легко составит представление о его (и через эту поэтику — общепитерских) смысловых полях — для меня всё же связанных с топосом в первую очередь. Особенно когда о крышах со звёздами…
Д.Ч.
* * * Сегодня дурной день, Но скоро придет ночь. Осенних дождей сень Смывает печаль прочь. Мерцает ночной бар, В кармане — один цент. Под грохот лихих фар Заснул постовой мент. Бетонный круши рай, Стальную разбей тишь, В запретный иди край По звездным лучам крыш! Стараясь пройти над злом По краю войны миров, Я снова найду свой дом На свалке разбитых снов. Инь и Ян Здесь тонут в космосе дома. Едино, пусто и темно: Икринка зимнего сома И камень, брошенный в окно. Там, в глубине закрытых глаз, Таится море и любовь. Но камень видит только раз Паденья кровь, и бунт (да, вновь)... А сом молчит, от всех таясь. Он потерял явлений связь. Мятеж и звезды, инь и ян, Смешались в облаке ночном. От полусмерти зимней пьян, По дну усталый бродит сом. Найдя на дне явлений нить, Он вдруг поймет, как странно жить. * * * Потухшее лето, обрубленный сон, Изъедены ветви как нервы, Там где-то в корнях шелестел Авалон, Там в клевере имя Гвиневры. А мне говорили, что время река, Что дважды войти невозможно. О, милая память, как ты далека — И как до беспамятства ложна. * * * Станция цвета беж, скорый билет во тьму. Ты пересек рубеж: я тебе ни к чему. Слышал Кассандры вой? Снова потерян друг. Мир этот, думал, твой? Opera rotas – круг. Пропито много слов, прожито мало зим, Как диогенов кров, твой антураж лишь грим. В жизнь оформляли бронь, ждали от ней депеш. Сам себе всадник конь, может прийти и пеш. Веруй, что я дурак. Знай: у меня депра. Всаднику скажешь так: умер еще вчера. * * * You think it was suicide? (John Varley) Я лечу к вам валькирией фатума, Но тебя не любить позволь: Я племянница мирного атома — Мышь летучая, черная моль. Ты не рыбка и, рамсы путая, Все равно не дойдешь до дна: Человек – это тварь чеканутая, Человеку нужна война. Снят куар. В небесах затишье. В трубах варится нефть и дрянь. Не забудь дописать свои вирши. Спи, Форт-Детрик. И ты, Ухань. * * * Где хмель стелился по земле, Бродили звери кругом, кругом, Был шорохом напуган леший — Печальный повелитель птиц. Жил гуманоидом в дупле, Служил ветрам грибной депешей, Он с листопадом падал ниц И был синице верным другом. Он думал о речной тоске, Где берегини, берегини; Катализатор вдохновений, Он был практически нигде. Он жил, наверное, в строке, Где тугоплавок был как рений, Но растворялся в кислоте... Не от того ль рассветы сини? Он знал, какая благодать — Уйти с корнями в логос, в логос, От сокрушительного слова В многозначительный побег. Чем взять, не проще ли отдать, Чем строить замки из былого? Он лишь забытый имярек — Вы не судите его строго-с. * * * Город спал. Домовые в грядке Сплетали травку на День сурка. Кони на небе играли в прятки, Ведь ангелов сны — и есть облака. Плавно летели по асимптоте, Мечтая построить домик котам; Создал Бог имитацию плоти Тем, кто не ходит за Ним по пятам. — Мяу! — позвал капитан котовий. Лаял в домах суррогат любви. Рифмой банальной, нахмурив брови, Замер упырь. Город спал в крови. * * * «Нашли его через два дня — лыжники, по торчащему из снега красному носку» В. Пелевин В открытое окно ворвутся звуки рая, Мелодии играют, забытые давно. Сгорел окурок жизни, настроена волна: Лети стрелою к тризне, парабола-струна! Собака околела и выброшен мешок: Асфальт, вороны, тело – да вздрогнет в лампе ток! * * * В мире этом нет меня И дорог не дорог след, Свечку дай мне, дай огня - Пригласи в костер, сгораю. Что же, ночка, дорогая, Сам таким же мотыльком, Пеплом выгореть желая, Я лечу в твой черный дом. Заалеет мир фарфором, Наготой утра взирая. Что же, мир, не твой я, знаю, И, рождаясь мертвым, верю: Что утратил, потеряю. Я блуждаю, нет меня. Все, что ценно, догорая, Что потеряно — лишь дом, Погорелище у края. (авторский перевод с идиша) * * * Из тени в день, из мира в миг, Где каждый вздох и стих банален. Угрюмой вечности лесник, Стоишь как пень среди развалин. * * * Пока еще не Хиросима, лишь игры пряников и розг, А жизнь бывает выносима, когда другим выносишь мозг. * * * Подбирая пароль противления злу, Мы все делим на ноль и ступаем во мглу. * * * Саламандры из костра разослали телеграммы. Я — такой же пироман, заклинающий вчера. Саламандры по ночам оживляют манускрипты. Мы — такие же реликты странных слов и совьих стран. Постучу тебе в окно, несмотря на шум Мидгарда. Ночь, соловушки, мансарда… это было так давно. Ты права, что здесь вокруг у помоек манекены. Суета, заборы, стены и предатель — бывший друг. Но у нас еще коты, хоть они и не суккубы... Всё, пока! Целую в губы. Твой, пора уже на "ты".
Фото Сантери Матяша
Дмитрий Владимирович, спасибо за упоминание моей скромной персоны в положительном ключе. Но позволю себе легонько возразить Вам по мелочам. Мой псевдоним – не Кот, а Кот Львовский. Именно так, целиком. В паспорте у меня совсем другая, «исконно-посконная» фамилия родом из солнечного Забайкалья. Как, впрочем, и мой более титулованный «однофамилец» Станислав – в миру Сорочкин. Да и обозначить меня как юного поэта Вы несколько припозднились. Знаю, в это трудно поверить, но я в этом году тридцатник разменял. Впрочем, с моей непредставительной наружностью такое восприятие моей особы при шапочном знакомстве неизбежно, поэтому ни в коем разе не спорю. А насчёт ученика или сына – прямо с языка сняли, ибо со стороны я примерно так это и представлял глазами малознакомых товарищей. Нет, не отец, не учитель, но просто собеседник с богатым, ярким жизненным опытом, чья замысловатая, многогранная манера стихотворчества у меня находит отклик.
В целом же – сердечное Вам спасибо. Не ожидал, моё маловразумительные блеянье в «майк» понравится Вам и даже удостоится упоминания в еженедельнике.
да не за что, коллега!.. а недочёт наименования — поправим… кстати, со станИславом Львовским (мы меж собой так его звали) мы в одном «Вавилоне» печатались (1996-2000)- причём он нам тогда представлялся недосягаемым классиком верлибра современного! его «Наблюдения в Спорт-баре», например… это вторая башня на Калининском проспекте, там и сейчас кафе, только иначе зовётся…
мы и не знали, что станИслав — уже тогда (1997-1999 примерно) зарабатывал на наружной рекламе: «Ты нужен своей семье, ты нужен своей стране» — это его слоган. плакат был мил: малыш глядит на нас держась за папины ноги в джинсах… такой вот либеральный патриотизм тогда имел место в Мск (не уверен что реклама была в Питере)
За Вавилон знаю, пускай и задним числом, с чужих слов. Сколько над их сайтиком штанов увлечённо протёрто в лохматых 2017 – 2020, когда ваш покорный только нащупывал свою дорожку в поэзии, не перечесть!.. СтанИслава тоже, было дело, поглощал и кое-что даже в своих паблосиках невозбранно постил.
Upd: Как всё-таки бестолково выглядит первый мой каммент в этой ветке. Дурацкие пропуски нужных слов по природной рассеянности, дурацкий менторский тон яйца, поучающего курицу (за Сорочкина-то Вы наверняка знаете больше, чем я). А всё потому, что привык к детищу Дурова, где премодерации нет, а возможность редачить свои словоизлияния – есть. Надеюсь, никто не умер от испанского стыда.))
нормально звучит! а вот не знал ничего про Сорочкина (как-то и подозрений не закрадывалось) — хоть вся вавилонская тусовка была весьма разговорчива, и подобные слухи подпитывают литпроцесс… вот кто всегда прям даже начинал (с голубоватой, как мне казалось) интонацией сплетника любой монолог — Дмитрий Воденников. он тоже имел место и статус в этом журнале классика.
как-то раз на «Охотном ряду» или «Театральной» к центру зала Дима Кузьмин (Митей мы его ещё не звали, до «Митина журнала» было) тащил нас с Винником за собой на какую-то быструю встречу-передачу рукописи (в «Вавилон» вестимо) — а это и был Воденников. у него был заговорщицкий улыбчивый вид а фоне проплывающих пассажиров: «А хотите прочитаю короткий порнографический рассказ, свежий?» (той самой интонацией — хотя, вот реальный «эктив» Кузьмин так не говорил, например) да, много весёлого там было…
от Воденникова фанател Михаил Нилин (по возрасту в отцы ему годный) — близкий друг Игоря Холина, сам минималист, но не из Лианозовской тусы. там классики были уже свои, и Сапгир не первый из них вовсе — в 90-х всё очень неожиданно структурировалось, при бурности той низовой демократии (интеллигенции), которая видела в капитализме освободителя всего и вся (включая свои таланты — а вот же, так ничего и не породили ни тогда, ни позже, старое зато звучало неплохо: тот же Гандлевский в «Авторнике», литклубе Кузьмина, через который я и припёрся в поэзию в 96-м))
Вспоминаются строки будетлянина Велимира Хлебникова:
«Когда лесной стремится уж
Вдоль зарослей реки,
По лесу виден смутный муж
С лицом печали и тоски»