17.06.2025

Тюльпаны против зинданов

«Сар Умад Земестун»/«Зима уходит прочь» — грустная боевая песня про цветы и весну, отразившая трагическую историю иранских левых последних 50 лет. В 1970-е эту песню, словно гимн, пело огромное движение противников монархии слева, потом — оппоненты исламистского режима.

«Сар Умад Земестун» основана на армянской лирической песне, написанной композитором Гусаном Ашотом. Персидскую версию песни создал в начале 70-х иранский поэт и режиссёр Саид Солтанпур. Нехитрые образы весны, приходящей в горы, и солнца, прорастающего красными тюльпанами — песня будто обещает слушателю, что политические изменения неизбежны, как смена сезонов.

Солтанпур, основатель Иранского театрального общества, входил в леворадикальную «Организацию иранских народных партизан-федаинов», выступавшую за вооруженную борьбу против империализма и монархии (о повестке федаинов напоминает герой песни, несущий «винтовку, цветы и пшеницу»). При режиме шаха постановки и книги Солтанпура срывала и запрещала полиция, он провёл 5 лет в тюрьме, обвинённый как «симпатизирующий марксизму».

Революция 1979 года, покончившая с монархией, поначалу имела демократический посыл и привлекла многих левых. Придя к власти, исламисты постепенно разгромили и вытеснили из страны альтернативную политику и культуру. Были казнены тысячи коммунистов и социалистов. Солтанпур продолжал свою борьбу, контактировал с левым подпольем, занимался уличным театром в Тегеране.

Он был арестован в 1981 году на собственной свадьбе. Агентов Корпуса стражей исламской революции, проникших на многолюдный праздник, поначалу приняли за товарищей Солтанпура по партии.

Два месяца к нему не допускали адвоката и требовали выступить с покаянием по телевидению. На суде он назвал Исламскую Республику коррумпированным режимом, который «предал свой народ и вскоре будет им повержен». Поэт категорически отказывался от покаяния и после многодневных пыток был казнен. Министерство культуры запретило в Иране публикацию всех его произведений.

В 2009 году песня «Сар Умад Земестун» стала гимном президентской кампании Мир-Хусейна Муссави, политика либерального крыла исламистского режима. Муссави стал лицом движения за перемены, и после его проигрыша на выборах консерватору Махмуду Ахмадинежаду страну охватила очередная волна уличных протестов. Сам Муссави с тех пор находится под домашним арестом.

А «Сар Умад Земестун» по-прежнему звучит на иранских улицах и всё так же вселяет надежду на перемены.

Зима уходит прочь,
Весна в расцвет вступает,
От солнца алого себя и ночь скрывает,
На склонах гор тюльпаны заалели,
В бутоне каждом - Солнце в колыбели.
И в сердце гор как будто пробудился
Дух непокорный, что дремал в тени: 
В одной руке ружьё, в другой - снопы пшеницы, 
Он нам цветы несёт, растит плоды земли...
В его груди - просторы, лес звёзд внутри горит,
И заалеют горы, и Солнце победит.

(вольный перевод Д.Ч.)

Кирилл МЕДВЕДЕВ, Московская рок-коммуна

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН КИРИЛЛОМ ФЕЛИКСОВИЧЕМ МЕДВЕДЕВЫМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ УЧАСТНИКОМ «РОССИЙСКОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ», ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ 18+

От редакции: Шокированные новым военным витком дремучей ненависти, что вооружена с обеих сторон новейшими средствами истребления себе подобных, мы не вспомнили в ту пятницу-13, когда полетели ракеты в обе стороны, что в Иране был в прошлом году скандал, очень напоминающий преследования Солтанпура исламистским режимом. Точнее, скандал этот вытекает из того пробного показательного удара по творческой интеллигенции, который был в 1981-м году нанесён стражами консервативной революции по истинно народному поэту. Мы писали по свежим следам об этой истории. Однако её финал ускользнул от общественного внимания…

Нам известно только, что за «Концерт в караван-сарае»(стрим), устроенный популярной в Иране и за его пределами певицей Парасту Ахмади — её вместе с группой арестовали 14 декабря, но потом под давлением общественности выпустили. Ей вменялось консерваторами в вину то, что красавица Парасту пела с открытым лицом… Концерт этот по-прежнему можно увидеть, скандал привлёк к нему внимание даже тех, кто мало интересовался иранским этно-джазом, а он там такой — хоть и вполне европейский по виду, но вкрадчиво-ориентальный (с элементами фольклора) по сути. То есть это — и есть та культура, то творчество, что прославляет Иран, хотят того или нет ятоллы…

Иранские законы запрещают женщинам петь сольно и появляться на публике без хиджаба. Недавно в исламской республике был принят закон, согласно которому людям, обвиняемым в «пропаганде или распространении непристойности, отказе от хиджаба и неподобающем поведении», грозит до 10 лет. В отдельных случаях, если власти сочтут, что нарушение ношения хиджаба сопряжено с «сотрудничеством с иностранными государствами в пропаганде нарушения норм скромности» — за это грозит даже смертная казнь…

«Прецедент Солтанпура» продолжает нависать над теми, кто своим творчеством противится лютому мракобесью, которое заменило здесь культурное развитие. Однако страх никогда не был спутником прогресса, который интересует аятолл только в части создания атомной бомбы.

Судьба Ахмади вызывает беспокойство на новом витке реакции и военной эскалации. Однако мягкий, «тюльпановый» голос её дарит надежду на революционные перемены здесь и победу над абсурдом самоистребления!

Д.Ч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...