08.07.2025

Тюльпаны против зинданов

«Сар Умад Земестун»/«Зима уходит прочь» — грустная боевая песня про цветы и весну, отразившая трагическую историю иранских левых последних 50 лет. В 1970-е эту песню, словно гимн, пело огромное движение противников монархии слева, потом — оппоненты исламистского режима.

«Сар Умад Земестун» основана на армянской лирической песне, написанной композитором Гусаном Ашотом. Персидскую версию песни создал в начале 70-х иранский поэт и режиссёр Саид Солтанпур. Нехитрые образы весны, приходящей в горы, и солнца, прорастающего красными тюльпанами — песня будто обещает слушателю, что политические изменения неизбежны, как смена сезонов.

Солтанпур, основатель Иранского театрального общества, входил в леворадикальную «Организацию иранских народных партизан-федаинов», выступавшую за вооруженную борьбу против империализма и монархии (о повестке федаинов напоминает герой песни, несущий «винтовку, цветы и пшеницу»). При режиме шаха постановки и книги Солтанпура срывала и запрещала полиция, он провёл 5 лет в тюрьме, обвинённый как «симпатизирующий марксизму».

Революция 1979 года, покончившая с монархией, поначалу имела демократический посыл и привлекла многих левых. Придя к власти, исламисты постепенно разгромили и вытеснили из страны альтернативную политику и культуру. Были казнены тысячи коммунистов и социалистов. Солтанпур продолжал свою борьбу, контактировал с левым подпольем, занимался уличным театром в Тегеране.

Он был арестован в 1981 году на собственной свадьбе. Агентов Корпуса стражей исламской революции, проникших на многолюдный праздник, поначалу приняли за товарищей Солтанпура по партии.

Два месяца к нему не допускали адвоката и требовали выступить с покаянием по телевидению. На суде он назвал Исламскую Республику коррумпированным режимом, который «предал свой народ и вскоре будет им повержен». Поэт категорически отказывался от покаяния и после многодневных пыток был казнён. Министерство культуры запретило в Иране публикацию всех его произведений.

В 2009 году песня «Сар Умад Земестун» стала гимном президентской кампании Мир-Хусейна Муссави, политика либерального крыла исламистского режима. Муссави стал лицом движения за перемены, и после его проигрыша на выборах консерватору Махмуду Ахмадинежаду страну охватила очередная волна уличных протестов. Сам Муссави с тех пор находится под домашним арестом.

А «Сар Умад Земестун» по-прежнему звучит на иранских улицах и всё так же вселяет надежду на перемены.

Зима уходит прочь,
Весна в расцвет вступает,
От солнца алого себя и ночь скрывает,
На склонах гор тюльпаны заалели,
В бутоне каждом - Солнце в колыбели.
И в сердце гор как будто пробудился
Дух непокорный, что дремал в тени: 
В одной руке ружьё, в другой - снопы пшеницы, 
Он нам цветы несёт, растит плоды земли...
В его груди - просторы, лес звёзд внутри горит,
И заалеют горы, и Солнце победит.

(вольный перевод Д.Ч.)

Кирилл МЕДВЕДЕВ, Московская рок-коммуна

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН КИРИЛЛОМ ФЕЛИКСОВИЧЕМ МЕДВЕДЕВЫМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ УЧАСТНИКОМ «РОССИЙСКОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ», ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ 18+

От редакции: Шокированные новым военным витком дремучей ненависти, что вооружена с обеих сторон новейшими средствами истребления себе подобных, мы не вспомнили в ту пятницу-13, когда полетели ракеты в обе стороны, что в Иране был в прошлом году скандал, очень напоминающий преследования Солтанпура исламистским режимом. Точнее, скандал этот вытекает из того пробного показательного удара по творческой интеллигенции, который был в 1981-м году нанесён стражами консервативной революции в лице истинно народного поэта. Мы писали по свежим следам об этой истории, с отчётливо не просто религиозно-консервативным, а ещё и сексистским, патриархальным оттенком. Однако её финал ускользнул от общественного внимания…

Нам известно только, что за «Концерт в караван-сарае»(стрим), устроенный популярной в Иране и за его пределами певицей Парасту Ахмади — её вместе с группой арестовали 14 декабря, но потом под давлением общественности выпустили. Ей вменялось консерваторами в вину то, что красавица Парасту пела с открытым лицом… Концерт этот по-прежнему можно увидеть, скандал привлёк к нему внимание даже тех, кто мало интересовался иранским этно-джазом, а он там такой — хоть и вполне европейский по виду, но вкрадчиво-ориентальный (с элементами фольклора) по сути. То есть это — и есть та культура, то творчество, что прославляет Иран, хотят того или нет ятоллы…

Иранские законы запрещают женщинам петь сольно и появляться на публике без хиджаба. В 2024-м году в исламской республике был принят закон, согласно которому людям, обвиняемым в «пропаганде или распространении непристойности, отказе от хиджаба и неподобающем поведении», грозит до 10 лет. В отдельных случаях, если власти сочтут, что нарушение ношения хиджаба сопряжено с «сотрудничеством с иностранными государствами в пропаганде нарушения норм скромности» — за это грозит даже смертная казнь…

«Прецедент Солтанпура» продолжает нависать над теми, кто своим творчеством противится лютому мракобесью, которое заменило здесь культурное развитие. Однако страх никогда не был спутником прогресса, который интересует аятолл только в части создания атомной бомбы.

Судьба Ахмади вызывает беспокойство на новом витке реакции и военной эскалации. Однако мягкий, «тюльпановый» голос её дарит надежду на революционные перемены здесь и победу над абсурдом международного самоистребления на всём Ближнем Востоке!

Д.Ч.

12 комментариев к «Тюльпаны против зинданов»

  1. Виток ненависти с ОБЕИХ сторон…
    Разве это не сопротивление Ирана империализму США и его ближневосточному сионистскому прокси? А море невинной крови в Газе никого не шокирует?

    1. конечно, шокирует. однако в данном, иранско-израильском случае «жаба и гадюка» настолько друг друга стоят, что исключительно те, кого режимы подавляли до сих пор, доводя своей политикой обстановку до военной — и имеют моральное право решать, каким быть будущему без войны (и с дружбой этих народов), то есть — смещать оголтелые власти. отсюда такие предостерегающие от зашкварной солидарности (в основном наших бого- и властебоязненных сиволапых путриотов) актуальные воспоминания…

      а уж вам-то, товарищ — и подавно не надо подыгрывать мракобесам, бьющим по жилым кварталам Тель-Авива… смешно и даже абсурдно сейчас, памятуя, как истребляли коммунистов тысячами в 80-х аятоллы, российским коммунистам-интернационалистам становиться на их сторону под условным флажком «антиимпериализма» — мы это проходили даже не в 2022-м, а в 2017-м году, когда пробный драгоценный камешек «первенства силовигархии в борьбе с империализмом США» заслуженная политическая проститутка предпенсионного возраста Даша Митина красиво подбрасывала в Сочи (а молодёжный фест там, иностранную левацкую массовочку новой пиар-упаковке правящему клану сырьевой империи она и набирала — делегации) — может, кто заметит? заметили, прикормили, МИД теперь даёт ОКП(ш) подряды на пикеты у посольств: https://radreal.moscow/2023/11/20/45/

      1. Вообще то теократия аятолл сменила феодальное правление Ирана, что привело к значительному росту производительных сил в этой стране, находящейся под санкциями США, а отнюдь к их деградации. Аж на ядерное оружие замахнулись мракобесы. Что же это за мракобесие такое, которое создаёт высокотехнологичное производство и сопротивление империализму? Ведь там должен быть Афганистан, не так ли?

        1. производство это высокотехнологичным не признали даже сами США (а мы помним повод для нападения на Ирак: химоружие) — доклад ЦАХАЛ том, что там делают именно ядерное оружие американские скептики отвергли, заявив после всех анализов данных, что это компоненты обычного, а не ядерного оружия… . тогда ЦАХАЛ убрал на всякий случай учёных, хоть малость засвеченных в теме.

          я говорю: вы впадаете в типичный «пионерский» оппортунизм (интербригадного типа — но в помощи антикоммунистам-фундаменталистам), в желание хоть кого-то хоть в чём-то поддержать, если это что-то повернулось «к лесу задом» — против империализма.

          но, повторяю, поддерживаемые от этого не меняются, это именно угрюмое маркобесие (о! какое актуальное по-тутошнему слово получилось! — со своей полит-шизой он и тут, средь двух фундаментализмов, исламского и иудаистского, обнаружил либералов/либерастов — «дели всё на два», аки биссектриса)) — которое подкрепляет широкая нищета, недоступность благ уровня хотя бы Кубы (да-да, с которой ручкался, но у которой не учился покойный Ахмадинежад), безжалостно истребляющее инакомыслие — особенно марксистское, так что вы впадаете тут в типично оппортунистическую ересь, которая в 1-ю мировую выкосила немало соц-демов

          1. То есть считаете, что после исламской революции никакого значительного развития производительные силы Ирана не получили? Не появились новые производства, специалисты, отрасли, уранообогащение, Шахеды, IT, ракетостроение? Пролетариата стало меньше, чем при шахе?

  2. Обычная драка между либерастами и либералами. Либералы хотят свободу себе. А либерасты хотят свободу власти над другими. Все остальное это фон, который при необходимости будет либо этническим, либо религиозным, либо еще каким угодно. Но суть конфликта всегда одинакова — одни хотят быть свободными, другие хотят чужой свободой руководить.

    В биологии это все решается просто — вожак руководит пока умен, силен и приносит пользу. Как только одно из этих условий нарушается его списывают. А если не подчиняется — в расход. Было бы очень здравым решением неэффективных президентов списывать. А буде сопротивляться — пускать в расход по решению суда народа. Юридически и морально все обосновано железно и природно.

  3. Наби, вы ставите производительные силы впереди самосознающего пролетариата? что за дешёвые подтасовочки? силы таковые растут при капитализме — нисколько его не меняя, а являясь лишь предпосылкой для агитации коммунистов в среде рабочих — кстати, как там с этим? да, народонаселение растёт в виду теократических догм, растёт вместе с ним и пролетариат — люди без средств производства, готовые продавать рабочее время.

    а технологии — это технологии. они создаются вовсе не тамошними Литвиновыми, которые через технологии видят будущее общество — без исламского гнёта и патриархального адата. технологии — лишь свидетельство гибкости теократии. кстати, это — и российские технологии, полученные по программе «нефть в обмен на технологии» — в 10-х РФ закупала иранскую нефть, был такой прикол… и поныне Росатом имеет там интересы и связи.

    Шахеды делать научились — ну, точно здесь надо поддержать! когда есть чем убивать соседей (и продавать другим чтобы убивать соседей) — то это же замечательно! вот на такой режим и надо равняться! который тысячами выкашивает коммунистов и социалистов даже ,а потом делает Шахеды… сила, культура, наука!

    ну да — режим пытается вооружиться так, чтобы подольше править — это как-то вообще связано именно с СОЦИАЛЬНЫМ прогрессом, а не с технологиями отдельными? пролетариат может расти сколько угодно — рабочим классом при этом не становясь!

  4. Всё-таки то новое, что Наби выделяет у Ирана (ракетостроение, уранообогащение, программное обеспечение), не развивается по классическим рыночным законам получения прибавочной стоимости (где рыночная конкуренция в уранообогащении, ракетостроении?), программное обеспечение это во многом надстройка над экономическим базисом. Древний Египет как общественный строй нельзя же восхвалять, несмотря на их египетские пирамиды.

  5. ***вы ставите производительные силы впереди самосознающего пролетариата***

    Пролетариат был широко представлен в каменном веке. Все имели и власть над собой и над своими орудиями производства. И не было капитализма и жили дикарями в пещерах. Пока не нашелся умный, который это пролетарское стадо организовал.

    И только когда появились выгодой привлеченные более умные хозяйственники. А затем и другие хозяева с таким же капиталистическим мышлением — только тогда конкуренция, основанная умными людьми, дала эволюцию. И общество стало прогрессировать образуя на капиталистическом базисе избытки. Кои можно было направить затем в науку и искусство.

    Так что не говорите ерунду. Если бы Ваш любимый «самосознающий пролетариат» капиталисты не вытащили из пещер — там бы и находились.

    1. Марк, более яркого самообличения — не придумали бы мы с Брежневым в своей иронии. то что вы, Марк — неуч, прогулявший ВСЕ советские занятия (а не только Исмат и Истпарт), мы догадывались давно, но вот что вы не отличаете орудий труда от средств производства — никто так бы ярко не заявил, как вы сами:

      «Пролетариат был широко представлен в каменном веке. Все имели и власть над собой и над своими орудиями производства» — далее следует смех зала и долгие продолжительные аплодисменты.

      какой пролетариат, дубина вы стоеросовая? пролетариат — это формационное явление, рождающееся там, где есть КОЛЛЕКТИВНЫЙ труд и РАЗДЕЛЕНИЕ труда (не на отдельных орудиях труда а именно на средствах производства в частном владении), где возникает Мануфактура, дебилушка вы наш показательный!!! это 6-й класс советской школы, Прокурор вы наш Нюрнберский! (вы вроде утверждали что в ней-таки учились, в школе невыносимо-«совковой»)

      вам не марксизм критиковать — вам обукновенную школьную Историю учить заново. доболтались…

  6. ***пролетариат — это формационное явление, рождающееся там***

    Это понятие высосал на досуге из грязного пальца Карл Маркс.

    Ни до него, ни после — никакого пролетариата не существовало и не существует. Неуч Вы наш дремучий, марксизмом поврежденный. Есть человек желающий заключить сделку и купить либо продать. И объектом продажи или покупки в рамках вещного права может быть как конкретный продукт, так и услуга. Человек продающий свое время еще по Торе был называем рабом. И как раб имел все права прописанные в мицвот. Карл Маркс все то прекрасно знал. Но он не был раввином и не мог Тору преподавать. Тем более приписать ее себе. Поэтому он взял огрызок из Торы и перефразировал. А затем продал это неграмотным балбесам как великое философское откровение. А неучи марксисты, коими они всегда были — дальше понесли тиражировать этот бредятину.

    Между «орудием труда» и «средством производства» разница нулевая. Так же как нет и никогда не было разницы между «частной» и «личной» собственностью. Это все ужимки марксизма придумывающего себе названия для наукообразности. Авторы этой брехни — психопатологические коммуняцкие философы. Выродившиеся сами и наплодившие таких же выродков последователей. В религии подобный бред называется ересью. Весь Ваш марксизм это одна большая экономическая и философская ересь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...