Министр обороны России Сергей Шойгу на селекторном совещании подвел итоги специальной военной операции на Украине за ноябрь месяц. По его словам, вооруженные силы Украины (ВСУ) потеряли свыше 8,3 тысячи военных, а также пять самолетов и десять вертолетов. Кроме того противник лишился 149 танков и более 300 боевых бронированных машин. Нанесен значительный урон живой силе и технике украинских войск на важных со стратегической точки зрения луганско-донецком и южно-донецком направлениях.
Если на других участках боевого противостояния относительно «тихо», противник безуспешно пытается прорезать нашу оборону малыми группами «тероборонщиков» и ДРГ в количестве 15-30 человек, то основные события происходят под Артемовском, Марьинкой и Авдеевкой. Так Артемовск, «ключ» ко всей линии Донбасской дуги, медленно, но неумолимо штурмуется нашими войсками. Там идут городские бои, по тяжести сравнимые лишь с боями в годы Великой Отечественной. Дом за домом, подъезд за подъездом, метр за метром идет наступление частей ЧВК «Вагнера», российской пехоты и подразделений ДНР и ЛНР. И идет не только штурм города, но и окружение его по флангам. В ВСУ бои за Артемовск уже окрестили «бахмутской мясорубкой», госпитали ближайших подконтрольных киевскому режиму городов забиты тысячами раненных, вывезенных оттуда.
Чем же так важен этот небольшой город Артемовск, или Бахмут, как его называют в Киеве? Этот населенный пункт открывает нам дорогу на Славянск и Краматорск, а далее на Барвенково, последние укрепрайоны ВСУ в этой зоне обороны. Далее идут степи, протяженностью свыше ста километров до самого Днепра, где при наличии нашей штурмовой авиации вести бои в «открытом поле» смерти подобно. Со взятием Артемовска ВСУ не смогут наступать с юга через Горловку на Донецк, с востока перекрывается Луганск, с севера – Лисичанск, Рубежное и Северодонецк. Так что Артемовск – это настоящий «город-ключ».
Но, пожалуй, самое главное – после взятия Артемовска российская армия получает возможность зайти в тыл всей линии обороны ВСУ на «Донбасской дуге» и разрезать ее на мелкие кусочки. Со сдачей «дуги» ВСУ уже не смогут обстреливать Донецк и близлежащие населенные пункты ДНР из ствольной артиллерии, против которой бессильна любая ПВО, тогда многолетний кошмар «обстрелов» и «прилетов» по мирным жителям республики прекратится, люди вздохнут свободно и не будут тревожно всматриваться в небо.
Видя, что ВСУ начинают проигрывать под Артемовском, противник выискивает новые пути нанесения урона вооруженным силам России. В ночь с 4 на 5 декабря ВСУ провели очередную атаку в глубоком тылу на аэродром Энгельса Саратовской и Дягилево Рязанской областей.
По словам официального представителя Минобороны Игоря Конашенкова, летевшие на малой высоте украинские БПЛА перехватили средства противовоздушной обороны ВКС России. В результате падения и взрыва на российских аэродромах обломков реактивных беспилотников была незначительно повреждена обшивка корпуса двух самолетов Ту-95МС. Трое российских военных техников, находившихся на аэродроме, погибли. Еще четверо получили ранения. В Дягилево от падающих обломков загорелся бензозаправщик.
Отметим, что на этих глубинных аэродромах дальней авиации, расположденных в 600 км от российско-украинской границы, размещены стратегические бомбардировщики ВКС России. В Энгельсе базируются все наши самолеты Ту-160 и значительная часть Ту-95МС. Это носители ядерного оружия. Ту-160 и Ту-95МС могут нести и обычные средства поражения. Например, ракеты большой дальности Х-101 и Х-55. Именно такими ракетами в обычном снаряжении наносятся удары по объектам энергетической инфраструктуры Украины.
По информации ряда федеральных информагентств, речь идет о беспилотнике Ту-141 «Стриж». Это неуклюжий летательный аппарат с фюзеляжем старого истребителя и короткими крыльями, как у ракеты. Первый опытный экземпляр этого БПЛА совершил полет еще в СССР в декабре 1974 года, а их серийное производство было развернуто в 1979-м на Харьковском авиационном заводе. Всего до 1989 года завод выпустил 152 экземпляра БПЛА. Известно, что за время специальной военной операции ВСУ запустили несколько таких беспилотников, часть из них взорвалась сразу после старта двигателя, часть упала, не долетев до цели, в частности, один упал в Румынии, второй в Болгарии, в Черное море.
Воздержимся от выводов и не будем рассматривать «диванные» версии происшедшего. Ясно одно – нужно усиливать ПВО не только на границе с Украиной, но и противовоздушную оборону глубинных территорий страны, особенно всех военных аэродромов, которые для ВСУ становятся приоритетными целями. Это было первое проникновение вражеской техники на глубину в 600 километров. Кроме того важно многократно усилить борьбу с ДРГ ВСУ и «спящими» ячейками СБУ, которые создавались среди потенциальных беженцев из Украины. За выявление таких ячеек стоит выплачивать крупное вознаграждение, а также наладить контроль за компактно проживающими в Центральной России группами украинского населения, выехавшего из зоны освобожденных территорий по разным причинам.
Сразу же после этого Вооруженные силы России нанесли массированные удары по предприятиям оборонно-промышленного комплекса, системе военного управления и другим жизненно важным с военной точки зрения объектам Украины. Об этом во вторник 6 декабря заявил глава Минобороны генерал армии Сергей Шойгу в ходе селекторного совещания. По словам министра, атака производилась из высокоточного оружия большой дальности, чтобы «сокрушить военный потенциал Украины». По словам представителя военного ведомства Игоря Конашенкова, цель ударов достигнута — все назначенные 17 объектов поражены. Это был самый сильный ракетный удар за последние несколько месяцев.
Но здесь надо отметить, что поражение инфрастурктуре Украины нанесено строго дозированно, уничтожены лишь те объекты, которые работают на войну – заводы по производству боеприпасов, ангары по ремонту подбитой бронетехники, подстанции, питающие железную дорогу, чтобы не позволить ВСУ перебрасывать оружие и снаряды на линию боевого соприкосновения с частями российской армии. Города Украины лишаются электричества лишь временно, не так жестко, как поступала НАТО в Югославии, восстановление электросетей через несколько часов позволяет закачать воду на верхние этажи жилых многоэтажек, а насосам вывести за пределы жилой зоны нечистоты из канализации, таким образом, не доводя ситуацию до санитарной катастрофы и эпидемии.
Специальная военная операция продолжается, никто никуда не спешит, победа будет за нами.
Алексей БОРЗЕНКО