29.03.2024

Детский писатель – продукт штучный

С 22 по 27 марта в городе Новосибирске прошла Межрегиональная мастерская для писателей Сибирского Федерального округа. Это очередное мероприятие, которое проводит АСПИР (Ассоциация Писателей и Издателей России). Ранее они проходили в других городах – и эта добрая традиция продолжится. В 2023 году запланировано 8 подобных мастерских в 8 федеральных округах Российской Федерации. Сложно переоценить важность этого проекта. Начинающие авторы, активно участвуя в работе мастерских, получая обратную связь от известных писателей, общаясь друг с другом, получая информацию об издательствах, проектах, связанных с книжным бизнесом, приобретают уверенность в себе и понимание того, что они НУЖНЫ. Что рано или поздно их произведения  дойдут до издателей и читателей. А если есть вера, то обретается надежда, вырастают крылья, усиливается желание творить, развиваться, работать над текстом так, как раньше даже не приходило в голову! Практикующие писатели, а также редакторы давно разработали приёмы и методы – и готовы делиться этими знаниями.

По отзывам тех, кто принимал участие в мастерских, программа разработана на высоком уровне. Раз от раза ведя подготовку подобных проектов, АСПИР накапливал мощности, учитывал опыт предыдущего, систематизировал, видоизменял, улучшал – и итогом этого кропотливого труда стал действительно праздник – праздник радости общения, получения практических и теоретических знаний, вдохновения, веры в себя и свой успех.

Мастерские Межрегиональной мастерской АСПИР проходили в Новосибирской областной научной библиотеке. Учитывая важность новых тенденций медийного пространства, АСПИР пригласил поделиться секретами ведения успешного книжного блога Егора Апполонова, журналиста и автора популярного Telegram-канала. Умению записывать подкасты обучала на своих мастер-классах автор подкаста «Писательский кофе» Русина Шихатова, бренд-менеджер «Редакции Елены Шубиной» Татьяна Стоянова рассказывала о том, какими способами можно вывести свою книгу и своё писательское имя на литературный Олимп, как добиться популярности. Семинар поэзии вели Дмитрий Воденников и Дмитрий Мурзин, прозы – Алексей Портнов и Алексей Сальников, семинар драматургии проходил под руководством Ольги Михайловой и Евгения Рогулькина. А ещё на Мастерских был семинар для начинающих детских писателей – его вели Елена Нестерина и Елена Усачёва.

Детский писатель – продукт штучный. Хороший детский писатель на вес золота. Поэтому и отношение к тем, кто планирует развивать свою деятельность на ниве детской литературы, особое. А значит, требований и вопросов к ним много. 

Первый вопрос Елене Усачёвой: Вы неоднократно участвовали в проведении подобных мастерских. Скажите, чем Вам запомнилось именно это мероприятие?

Елена: Сибиряки чуть скуповаты на эмоции, строже, требовательней. Поэтому и разбор текстов, и реакция на оценку мастера была порой резковата. Но так и нужно. Через край хвалить – только портить, говорить по существу – о структуре, о формировании образа героя, о первой строке – все в дело. Пусть и не всегда приятно слышать о себе критику.

Вопрос Елене Нестериной: А Вы, делясь своим опытом, писательскими секретами, навыками редактирования текста не боитесь, что таким образом выращиваете себе конкурентов?

Елена Нестерина: Мне часто задают этот вопрос. Думаю, у многих писателей есть вечный страх: а вдруг вот это произведение – моё последнее, вдруг я больше ничего не напишу? А вдруг его издательство не возьмёт? У меня этот страх тоже есть. Но одновременно с ним у меня включается некий редакторский инстинкт: как только мне в руки попадает текст, я начинаю думать, что с ним можно сделать, как довести до блеска. Я работала с чужими текстами, которые затем выходили тиражами гораздо большими, чем мои книги, с рекламной поддержкой, множеством рецензий. Работала и понимала, что этот текст лучше, чем мой, и это… Это здорово! Попытаюсь передать удивительное состояние – когда чужой текст вызывает восхищение, а ты ещё и финальным надфилем проходишь по его поверхности. Он сияет. Вот потому, наверное, что я и писатель, и редактор, конкуренции я не боюсь. «Пусть цветут все цветы» — примерно так думаю я и берусь редактировать очередной чужой текст.

Как проходили ваши мастерские? На что обращалось особое внимание?

Елена Усачёва: Главное в работе писателя – начитанность, ощущение того течения, что несет тебя по бурной реке литературы. Многие начинающие писатели видят только себя и свое творчество. Для роста надо оглянуться. Вот этот горизонт мы и пытались давать молодым.

Елена Нестерина: Мы попытались погрузить участников нашей мастерской в обстоятельства, приближенные к реальным. На каждой встрече мы воссоздавали модель того, как работает издательский редактор с автором – как предлагает ему доработать тот или иной фрагмент, как совместными усилиями автор и редактор ищут наиболее точный эпитет, весомое описание, имя персонажу – всё, что потребуется! Начинающие писатели попадали в ситуацию, когда они переделывают сюжетно-композиционную конструкцию, «докручивают» всю историю, доводя её до убедительного звучания. Дали возможность побывать в ситуации, когда автор выслушивает критику своего текста – и, что важно, критику рабочую. Это принципиально важный момент: опытный редактор знает, как, не обидев автора, текст которого он взял в работу и готовит к публикации, «встряхнуть» его, заставить посмотреть на свой текст со стороны, Некоторым авторам очень не хватает того, чтобы кто-то дал им волшебного творческого пенделя – и они уже дальше сами летели вперёд, расправляя крылья, мужая, крепчая и вдохновляясь по пути.

Исходя из Вашего опыта работы с начинающими авторами, можете ли Вы сказать, повторяются ли темы, идеи, сюжеты в произведениях начинающих авторов? Удивили ли Вас тексты участников семинара? Если да, то что было самым интересным, на Ваш взгляд?

Елена Усачёва: Все авторы разные, я ни разу не встречала повторяющихся сюжетов. Но все и всегда допускают одну ошибку – они не читают современную детскую литературу, у них не выработана писательская мышца, а от этого начинает сбоить вся конструкция.

Насколько было удобно работать мастерам вдвоём?

Елена Нестерина: Мне было очень удобно. Елена Усачёва – харизматичный рассказчик, она увлекала, очаровывала, пробуждала у студийцев воображение и творческую активность. А затем вступала я – как редактор. Со своим редакторским набором мелких инструментов и приёмчиков. Теоретик и практик. Добрый и злой полицейский. Один хвалит, другой указывает недостатки. Иногда мы менялись – так что невозможно было угадать, кто на данном разборе будет играть доброго, кто злого. Так получалось посмотреть на текст с разных сторон – и самому его автору, и всем остальным. Посмотреть – и тоже поучиться дорабатывать, додумывать. Удобная схема.

Что бы Вы хотели пожелать тем детским писателям, которым только предстоит выйти со своими произведениями на суд редакторов и читателей?

Елена Усачёва: Не торопиться. Написанный текст должен отлежаться. Не надо спешить нести его в издательство. И даже если его взяли, не просыпаться с ощущением «писатель». Нет. Не писатель. Писатель – это тип мышления, способ взаимодействия с действительность, особый взгляд. Все это понять и в этом разобраться — я и желаю молодым детским. Работайте. Пишите новое. Не стойте на одном месте.

Из каких городов приехали на мастерские участники? Были ли в текстах какие-то особые, сибирские приметы?

Елена Нестерина: Начну с сибирских примет. Наши авторы писали и о сибирских кедрах, и о животных, в стихах звучала тема тайги, крупных рек, звучало искреннее восхищение родным краем. Об этом обязательно нужно писать – а книги распространять по другим районам нашей страны. Чтобы читатели узнавали о том, что где бывает. А то иногда получается так, что дети знают больше о строении волшебной палочки, чем о том, какими регионами представлена наша страна. Что такое тундра, тайга или лесостепь. Наша мастерская собрала людей из городов, которые находились на расстоянии до тысячи и больше километров друг от друга! Барнаул, Новокузнецк, Красноярск, Новосибирск, Иркутск, Кемерово.

Особенно хочется отметить то, что в нашей мастерской детских писателей больше всего было участников с именем Елена. И это явно неспроста… Елена Кучуркина, Елена Лопатина-Кибис, Елена Бурак, Дина Фиалковская, Ланита Соколова, Станислав Колокольников, Евгения Чернова, Рустам Карапетьян, Светлана Михеева, Юлия Малеванова – надеемся, что фамилии этих писателей, участников нашей мастерской, будут вскоре известны самому широкому кругу читателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...