В конце мая на севере Косова начались столкновения между местными албанскими силовиками и проживающими там немногочисленными сербами. Президент Сербии Александр Вучич привел армию в состояние максимальной готовности.
Белград заявил, что готов к «любому сценарию развития ситуации» и будет «любыми мерами защищать сербский народ», но одновременно выразил надежду, что до вооруженного вмешательства армии Сербии в северном Косово не дойдет. Александр Вучич – не такой твердый в своих решениях политик, каким был Слободан Милошевич, он балансирует на шатком канате договоренностей с враждебным блоком НАТО и независимыми национальными интересами своего народа.
Осложнение обстановки связано с тем, что на севере Косово в сербских районах в должность вступили руководители местного самоуправления, избранные в ходе апрельских выборов. Но, понимая, что подсчитывать голоса будут косовские албанцы, сербы бойкотировали сами выборы. И в итоге на должности мэров прошли албанцы. Получилась так, что только 3,47% избирателей выбрало албанских мэров всех четырех муниципалитетов, где проживают сербы на севере Косова и Метохии.
Косовские власти попытались взять под контроль здания мэрий и муниципалитетов, закрытые на замок сербами. Албанцы взломали двери и попытались повесить косовские флаги вместо сербских на зданиях. И уж тут молчавшие сербы вышли протестовать и строить баррикады, перекрывать дороги тяжелыми грузовиками. Из Приштины прибыл полицейский спецназ, который использовал для разгона сербов слезоточивый газ и светошумовые гранаты. Счет пострадавших в беспорядках идет на десятки.
До этого случая у албанцев и сербов в Косово была негласная договоренность: Приштина не лезет со своими порядками севернее реки Ибар, где проживают этнические сербы. Сербы живут по своим законам и своему разумению, вешают сербские флаги, ведут торговлю с Белградом. Граница проходит по реке в городе Косовска-Митровица, разделявшей сербов и косоваров. Сразу после горячей фазы войны на мостах там стояли пограничные переходы, охранявшиеся французскими миротворцами. Мне не раз приходилось переходить с одной сторону на другую.
Лидер косовских сербов Горан Ракич обратился с просьбой к Белграду приостановить любой диалог с Приштиной до тех пор, пока все силы спецназа косовской полиции не будут выведены с севера Косова. В этот раз Приштина попыталась политически «обнулить» сербский анклав края, навязав ему своих муниципальных руководителей. Фактически силы НАТО проигнорировали «агрессию со стороны косовских силовиков и не смогли предотвратить захват зданий муниципалитетов Приштиной». И теперь сербская армия стоит на сербско-косовской границе.
Нужно сказать о том, чем является Косово для всех сербов. В 1389 году состоялась битва на Косовом поле. Это было решающее сражение между объединенным войском сербов и османской армией. Сражение было крайне ожесточенным – в нем погибли османский султан Мурад и сербский князь Лазарь. В результате сербы потерпели поражение и надолго утратили независимость. Но регион стал историческим символом борьбы южнославянского народа. Поэтому сербы считают Косово важной и неотъемлемой частью Сербии, а потерю края — временной.
Когда началось противостояние сербов и албанцев в Косово? Корни конфликта уходят в послевоенные времена Союзной Югославии (СФРЮ) к Иосипу Броз Тито. Маршал Югославии – выходец из богатой венгерско-еврейской семьи ювелиров, недолюбливал сербов. Вспомним знаменитую политическую тюрьму на Голом Острове (Голи Оток), куда ссылались все сербские оппозиционеры, писатели и творческая интеллигенция. И это Тито переселил из любимой им Хорватии всех албанцев в сербский край Косово. Он заложил эту этническую «бомбу», хорошо понимая, что пройдут десятилетия, и она взорвется.
На фоне последних событий в Косово происходят и политические перемены в Сербии. Президент Александр Вучич ушел с поста лидера правящей Сербской прогрессивной партии. Его место занял министр обороны Милош Вучевич, человек жесткий и решительный. Одним из первых его заявлений по ситуации в Косово стало предупреждение об угрозе «полного краха диалога» между Белградом и Приштиной, чего явно не хотят албанские власти края.
Кроме того, он заявил, что премьер непризнанного Косово Альбин Курти «занимается террористической деятельностью против сербского населения», хочет «очистить Косово от сербов, даже малое количество которых в крае для нынешних косовских властей неприемлемо».
Попытка сформировать «албанские» муниципалитеты в сербских районах Косово ни к чему не приведет. Сербы не будут исполнять их решений и сформируют свои органы власти. Нынешние выборы признаны нечестными и от Приштины требуют сформировать сообщество сербских муниципалитетов, как это прописано в Брюссельских соглашениях, подписанных в 2013 году. Гарантами этого соглашения стали США И ЕС, но они не выполнили своих обязательств.
Провокации с албанской стороны происходят каждый месяц, порой полиция задерживает косовских сербов без причины. Вспомните распоряжение косоваров о замене с 1 ноября прошлого года сербских номеров на косовские, вызвавшее беспорядки в сербским анклаве края. Приштина делает все, чтобы сербы просто покинули территорию севера Косова и Метохии и ушли в центральную Сербию, таким образом она добьется своей полной независимости.
Приведет ли нынешний конфликт с выборами в Косово к прямому столкновению сербов с косоварами? Маловероятно. Во-первых, Вучич понимает все сложности второй освободительной войны, если введет на территорию края свою армию. Экономика Белграда не позволит этого сделать. Да и боеготовность и оснащенность современным оружием в сербской армии сегодня намного ниже, чем было при Милошевиче. Во-вторых, НАТО и весь западный мир настолько увязли в оказании помощи Украине в ее противодействии СВО, которую проводит Россия, что вторую войну в Европе они сами сейчас не потянут. И второй раз бомбить Белград «Томагавками», как это было в 1999 году США не решатся, другая политическая ситуация. Мы можем в этот раз и помочь сербским братьям современным оружием.
Но и косовские албанцы, захватившие край, хорошо понимают, что они здесь временные хозяева. Сербские фермеры на медлительных тракторах с повозками, груженными скарбом, покидавшие Косово вслед за армией, в конце концов вернутся в свои родные дома. И помянут недобрым словом маршала Тито, создавшего эту проблему для сербского народа. Пепел царя Лазаря стучится в сердцах всех сербов. Так что всё ещё впереди.
Алексей БОРЗЕНКО