02.03.2024

Пятнадцатиминутное гетто

Далеко не всех удовлетворяет жизнь в городе, тем более большом. Их всё устраивает, кроме толкотни и шума на улицах, переполненного транспорта и пробок, из-за которых перемещение по городу становятся пыткой. Всё остальное устраивает. Мечта многих – магазины в пешей доступности, до поликлиники, детского сада, школы рукой подать. Ресторан, кафе, театр и кинотеатр, другие досуговые места — максимум 15 минут на велосипеде или самокате. Во дворах и на улицах нет бесконечных скопищ припаркованных автомобилей, а вместо них деревья, кусты, цветники, травка, детские площадки и оборудованные зоны отдыха. Да ещё и работа на удалёнке. Не жизнь, а малина!

Провозглашается, что взят курс на снижение зависимости от автомобилей, содействие здоровому и устойчивому образу жизни и улучшение благосостояния и качества жизни городских жителей.

Так идиллически рисуется цель новой урбанистической концепции «возвращение к местному образу жизни». Эта идея не так уж и нова. Она родилась в 80-ые годы прошлого столетия, а за последние три десятилетия достаточно сильно трансформировалась. Это связывают с франко-колумбийским ученым Карлосом Морено. Тогда речь шла о создании оптимальной плотности жителей в городских застройках и удобствах для них. Это, как нельзя кстати, пришлось ко двору Всемирного экономического форума, а точнее его заправилам. Первые существенные изменения он внёс в 2016 году. Спустя пять лет в своей статье в 2021 году Морено уточнил концепцию «15-минутного города». Её основой стали четыре постулата: оптимальная для городского развития плотность; близость как в пространстве, так и во времени; разнообразие в многофункциональной застройки и мультикультурных районов; цифровизация в рамках 4-ой промышленной революции – внедрение технологий «умного города», дистанционной работы и общения. Именно это, как ничто другое, отвечало целям ВЭФ – разорвать традиционные связи в обществе, разобщить его.

В последние годы концепция «15-минутного города» не только становится всё популярнее, но и начинает претворяться в жизнь. Из крупных европейских городов Париж приводится, как наиболее яркий пример. Там уже закрыли ряд улиц для автомобилей, отдавая предпочтение пешеходам, улучшая инфраструктуру для велосипедов, самокатов и других средств индивидуального передвижения, таких как электросамокатов, моноколёс и т.д. Развивается и аренда этих самых средств. Как утверждают сторонники новой концепции это уже приносит пользу, сокращая потребности в автомобилях и соответственно топливе, а с ними и выбросов в атмосферу. Вполне резонные и весомые доводы.

Но Париж не первопроходец. Он следует примеру голландского Утрехта, где уже реализовали 15- минутную концепцию. Исследования, основанные на данных с 2019 по 2021 годы, показали, что почти 100% населения города могут удовлетворить девять своих ежедневных потребностей, таких как еда, здравоохранение, образование и спорт в пределах 15-минутноей езды на велосипеде.

Звучит заманчиво и привлекательно. Не остались в стороне и Соединённые Штаты. Райские кущи должны расцвести уже в ближайшее время в Кливленде (штат Огайо), где власти города пообещали реализовать идею «15-минутного города» в интересах населения.

Не отстаёт от мировых трендов в градостроении и наша столица. В Москве уже осуществляется план строительства-создания такого микрорайона. Это на 100 гектарах территории промзоны бывшего завода ЗИЛ. Как следует из концепции застройки, подготовленной ещё в 2015-2016 годах, одним из главных принципов развития реорганизуемой территории должно стать создание общей самодостаточной планировочной структуры всей территории реорганизации. Примеру столицы начали следовать и другие российские города.

Но далеко не всем нравится перспектива жить в городе-рае. Тем более, что уже всё больше и больше горожан не верят таким сладким обещаниям, помятуя, куда они ведут. В центре английского Оксфорда регулярно проходят многотысячные митинги и демонстрации против новых весьма противоречивых транспортных планов городских властей. Суть их сводится к введению весьма жёстких ограничений на шести основных улиц в жилых кварталах и созданию шести изолированных друг от друга «15-минутных районов».

Так что на деле, ограничения коснутся не напрямую людей, а автотранспорта — с 7 утра до 7 вечера в определённых зонах на проезд нужно будет разрешение. Его выдадут на 100 дней в год жителям каждой из зон, а тем, кто живет в округе —на 25 дней. Исключения будут распространяться на спецтранспорт полиции и скорой помощи. А вот контролировать дорожную ситуацию будут с помощью камер. Нарушителям грозит серьезный штраф – от 50 до 70 фунтов стерлингов.

Именно эти штрафы заставили оксфордцев проснуться и задуматься, чем им всем грозят планы отцов города. Стало понятно, что горожане могут оказаться запертыми в своих районах. Многие заявляют, что недовольны тем, что власти «хотят заставить их проводить до 90% времени» в их «15-минутной зоне», как в гетто. «Идея о том, что районы должны быть удобными для прогулок, прекрасна. Идея о том, что идиоты — тиранические бюрократы могут распоряжаться, где вам «разрешено» ездить, а где нет — ужасна», — написал в своем твиттере известный канадский клинический психолог и климатический скептик Джордан Питерсон.

Конструкторы «Западного мирового порядка» видят в этой идее создание закрытых зон проживания, где жители «района номер 5» не должны знать, как живут их соседи в «районе номер 7», а это значит, что никаких общих массовых митингов и шествий не может быть в принципе. Итоги и цели этой концепции показаны в американском научно-фантастическом фильме «Элизиум – рай не на Земле», в котором элита общества живет на огромной околоземной космической станции с виллами, садами и бассейнами в то время, как обслуживает этот рай многомиллионный город на Земле с радиоактивным воздухом, грязной водой и пустыней вместо парков и зеленых полей. И жители города видят в небе станцию и каждый мечтает туда попасть. 

Против «15-ти минутных» городов протестуют не только в Англии, но и во всём «цивилизованном» мире. Всё больше и больше жителей Европы и Америки начинают считать, что за комфортабельную и безопасную жизнь придётся расплачиваться свободой. И ограничения, и запреты коснутся не только передвижения на транспорте, но даже пешком. И это, по мнению противников «15-минутных городов», лишь малая толика угроз личности.

Они не верят в случайность многих событий, считая, что строительство и организация таких городов закономерно совпало с появлением в нашей повседневной жизни таких новшеств, как изоляция населения в карантинных зонах, распознавание людей по лицу через многочисленные камеры слежения, чипизация человека, введение электронных кошельков, которые будут полностью подконтрольны государству, создание искусственного интеллекта и биороботов, замена натуральных продуктов питания суррогатами и многое другое. По отдельности на первый взгляд эти нововведения, не выглядят такими уж устрашающими, но в совокупности… И, по большому счёту, с этими опасениями нельзя не согласиться.

Сергей ЗУБОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...